Александр Левшин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Газета "Московский комсомолец" (сент. 1986)


АЛЕКСАНДР ЛЕВШИН-
— гитарист группы «Рецитал», композитор, студент-дипломник V курса ГИТИСа, будущий режиссер эстрады.
— Многие в нашем коллективе подвержены, если можно так выразиться, действию внутренней пружины Аллы Пугачевой, которая приветствует всех, кто занимается любым полезным делом, — начал разговор Александр.
— Поэтому я считаю, что в ансамбле есть яркие таланты, очень непохожие друг на друга — вплоть до несовместимости. Каждый из нас идет своей дорогой и никогда не сворачивает с избранного пути.
— Что-то уж больно сложно. Может быть, расшифруешь сказанное?
— Тогда для наглядности приведу мною составленный парад талантов нашего коллектива (только тех, кто пишет или исполняет). Надеюсь, что никого не обижу. Первым идет, безусловно, Игорь Николаев, затем Пугачева и Кузьмин, далее — Горобец, Кальянов. Себя ставлю на шестое место, потому что чувствую — качество еще не перешло в количество созданного. И, наконец, замыкает нашу «семерку» Николай Коновалов, которого я отмечаю не за музыкальную грамотность, а за огромный энтузиазм и тягу к творчеству.
— Коновалов, если не ошибаюсь, ваш художник по свету и один из организаторов эксперимента по созданию внутри коллектива студийной группы «Здоровье»?
— Именно об эксперименте, в результате которого родился ансамбль «Здоровье», я и хочу сейчас рассказать. Почему столь необычное название было придумано? Первоначально наша с Коноваловым работа задумывалась так — записываться будут не музыканты «Рецитала», а технический персонал. То есть люди выносливые и сильные. Но не все оказалось так просто. Николай попросил ему помочь записать песни, для которых он написал все тексты и придумал варианты мелодий. Мне это показалось любопытным, и я первым откликнулся на просьбу — помог создать музыку, аранжировал ее и на записи сыграл на многих инструментах. Итак, Коновалов, как, впрочем, и звукорежиссер Кальянов, запел. Петя Подгородецкий играл на клавишных. Валентин Лезов из «Рок-Ателье» — на бас-гитаре, а за барабанами был Александр Герасимов из группы «Пламя».
— Как считаешь, получилось у вас?
— Более того. Я абсолютно уверен, что нестандартность музыки и текстов — это свежий взгляд на многие темы. Недавно снятый по циклу песен видеоролик «Здоровья» был показан по Ленинградскому телевидению и имел огромный успех. Таким образом, энтузиазм и бескорыстная дружба музыкантов, записавших эти песни, превзошли все ожидания. Песни слушателям понравились, а это для нас главное. Значит — удача! В нашем коллективе, благо на то есть студия, пишется вообще все, что кем-либо создается. Это делается для того, чтобы в сжатые сроки материализовать песню. Когда песня готова, мы садимся и вместе ее обсуждаем, причем, решающим считаем мнение тех, кто не пишет музыку. Не забываем показать новый материал и в дискотеках. Если песня не пошла, то безжалостно с ней прощаемся и отправляем пленку в мусорный ящик.
— Твое мнение о театре песни?
— Создан Театр или нет, об этом, наверное, лучше всего расскажет Алла Борисовна. Мое личное мнение таково — в первом концерте Кузьмин — это Пугачева. Во втором — Пугачева играет саму себя. Это как две страницы, вырванные из блокнота журналиста. Без первой не будет начала, без второй — окончания. Таким образом, в город приезжает Театр, дающий по два спектакля в день. Конечно, зрителю сложно достать билет , на оба «отделения», но, в принципе, это необходимо, чтобы понять кто есть кто у нас в коллективе.
— Хотелось бы услышать и об Игоре Николаеве, поставленном тобою на первое место.
— Он вырос на наших глазах. Именно благодаря той пружине Пугачевой, о которой я говорил вначале. Надо учитывать, что Игорь еще очень молод, а в свои 26 им написано так много интересного и талантливого, что остается только удивляться. Благодаря песням Николаева слушатель открывает для себя новые имена — Кальянова, например, или Игоря Скляра в новом амплуа. Игорь Николаев — «шлягерист», которому сейчас нет, наверное, равных. Он всегда готов к диалогу с тем артистом, с которым вступает в творческий контакт. Очень хорошо чувствует музыку. Я твердо убежден, что он наш лучший клавишник (в своем, конечно, жанре). К примеру, он играет на рояле инструментальную версию песни «Когда я уйду", и каждый раз композиция звучит по - новому. Он вкладывает в музыку всю душу, весь свой многогранный талант. Мне очень нравится его последняя работа — «Стеклянная стена», написанная на стихи Павла Жагуна. А «Две звезды» — разве плохо? Причем буквально сразу, как только Пугачева пригласила к себе в коллектив Кузьмина.К сожалению, по ряду уважительных причин, Игорь в этот раз не смог поехать с нами на гастроли. Он интереснейший собеседник.
— Саша, а о себе ты не говоришь из скромности?
— Может быть, все-таки рано обо мне? Учусь, пишу потихоньку музыку. Недавно солист «Веселых ребят» Алексей Глызин записал мою шуточную песню «Я купил «Жигули». Начал серьезную работу, этапную, можно сказать. Хочу записать цикл песен на стихи Брюсова. Но есть идея и для более далекого будущего — песни на стихи молодых ребят. Через газету обращаюсь ко всем с просьбой — ищу поэтов! Я по натуре лирический романтик, поэтому тексты должны отвечать теме романтизма, но быть на уровне требований сегодняшнего дня. А по стилю я их вижу так — «проблемная лирика».
В качестве режиссера у меня есть заказы и на эстрадные постановки. Хотелось бы видеть рядом с собой нашего художника-постановщика Анатолия Исаенко, с которым мы не только близкие друзья, но и единомышленники в смысле увлеченности и неуспокоенности в уже сделанном. Я думаю, что любой нормальный творческий человек должен быть постоянно идееспособным, быть генератором всего нового и необычного. Но обязательно оставаться самим собой. На сегодня это качество у многих в нашем коллективе, безусловно, есть.
— Какой идеей ты сейчас одержим?
— О, это пока лишь мечта. Любой композитор, поэт или музыкант занят сразу пятью-шестью делами, то есть разбрасывает себя. А за рубежом уже сто лет существует профессия — продюсер. Человек, который «пробивает» все, что в данный момент популярно и интересно. Предположим, я, или кто-то еще, пришли на радио, телевидение или на «Мелодию», и принесли свои новинки. Не всегда их могут воспринять должным образом, а тот, кто принес, убедить. Если создать агентство типа рекламного бюро, и там бы начали работать энтузиасты, преданные отечественной эстрадной музыке,- многое изменилось бы. В такое агентство, как я нижу, стекалась бы вся музыкальная информация, которая там бы просеивалась, опробовалась на слушателях музыкальных клубов и дискотек, отбирались бы песни для радио и телевидения, материал для будущих пластинок, и, наконец, специального репертуара для дискотек, типа циклов Кальянова—Николаева или группы «Здоровье». Другие сотрудники бюро или агентства занимались бы подбором справочной информации об исполнителях, составлялн справочники и готовили рекламные видеоролики. Все новинки, повторяю (их, кстати, можно записывать прямо на студии и таком бюро), должны поступать только туда. А уж затем руководители клубов и дискотек их бы там получали. Так исключились бы все финансовые нарушения, которыми многие вынуждены заниматься, чтобы записать качественные фонограммы на «домашних студиях» и сразу были бы изолированы все «музыкальные жучки». Такое бюро открывало бы имена артистов для слушателей, а артисты, в свою очередь, могли бы взглянуть на себя со стороны и сами оценить друг друга.
— Что же, интересная идея. Надо продумать ее более детально.
— Буду надеяться, что найдутся энтузиасты, которые меня поддержат. В заключение назову даже место, где такое бюро вполне реально открыть, — будущий московский Дворец молодежи. Если все будет создано, то я первым приду туда работать...