Рок-ателье.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Григорий Макаров.

«РОК-АТЕЛЬЕ».
Хронология дискографии: 1982-2001».

(октябрь 2019)
1

Глава 1.

ОТ ЛЕТА К ЛЕНКОМУ

«На исходе «Високосного Лета» весной 1979 г. у нас произошло событие, о котором я бы не хотел сейчас рассказывать, но оно послужило поводом для Кутикова и Ефремова уйти к Макаревичу. Думаю, что они уже некоторое время совещались на эту тему, но тут это произошло, и 3 мая 1979 г. в знаменитой студии ГИТИСа Кутиков с Ефремовым и ушли к Андрею, - вспоминает Александр Ситковецкий. - Мы с Крисом остались вдвоём, но мне пришлось расстаться и с ним. Я начал сам, один делать «Автограф».1

Ситковецкий продолжает:
«Мы репетировали всё лето 1979 г., а Крис был на югах с Градским и Беловым, тогда было очень модно – побывать в этих студенческих лагерях… Он очень переживал и в результате уговорил взять его в группу… Так он вернулся в сентябре и привёл с собой Серёжу Брутяна, нашего первого замечательного вокалиста»1.

В мае 1980 г. «Автограф» успешно выступил на первом рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси. Однако, сразу же после этого дороги Ситковецкого и Кельми разошлись окончательно:
«По многим причинам. Сейчас это уже не имеет значения…»1

В сентябре Крис Кельми предлагает группе «Виктория» работу в стенах московского театра Ленком. День рождения группы 16 сентября 1980 г.

«В этот момент Крис откуда-то узнал, что «Ленкому» нужны музыканты, приехал к нам на базу с нотами «Звезды и смерти Хоакина Мурьетты» и предложил авантюру, - так рассказывал об этом впоследствии Павел Смеян. - За ночь отрепетировать все песни из этого спектакля и утром показать их худсовету. Мол, если «Ленком» нас возьмёт, то это будет суперстатус».2

«Мы работали в ресторане, пока нам не сделал предложение Крис Кельми. Крис всегда был хорошим администратором. Он был в курсе, что из театра ушёл весь коллектив «Аракса». И понимал, что это очень перспективное дело, - это уже слова Бориса Оппенгейма. - Нас приехали слушать Марк Захаров, Николай Караченцов, директор Марк Варшавер, зав. музыкальной частью театра, кто-то ещё. Всем всё понравилось, и мы начали работу в театре».3

Название новой группы, по воспоминанию Оппенгейма, придумали Кельми и Смеян:
«Если мне не изменяет память, то Паша вместе с Крисом придумали. Потом они что-то объясняли, но я особо не вникал и не задумывался».3

•1 «Крис был брошенным, но с роскошным домом и большим состоянием», Артур Гаспарян, 10.01.2019 г., статья «Московского комсомольца».
2 «Провёл бы остаток жизни в монастыре. Там как у Христа за пазухой», Андрей Колобаев, интервью с Павлом Смеяном, 2008 г.
3 «Между джазом и роком», Георгий Симонян, интервью с Борисом Оппенгеймом, 2017 г.

Глава 2.

РАСПАХНИ ОКНО

Спустя два месяца записываются дебютные песни, которые выйдут затем на первом альбоме группы.

Песня «Распахни окно» записывается с вокалом Александра Смеяна, а «Я пел, когда летал» спел его брат Павел Смеян. Причём, по свидетельству того же Оппенгейма «Я пел, когда летал» написана ещё в группе «Виктория»: «Песня уже была написана» 1

26 декабря 1980 г. трагически погибает Александр Смеян.

В июне 1982 г. на фирме «Мелодия» выходит дебютный альбом – «миньон» группы под названием «Распахни окно» с песнями, записанными ещё с участием Александра.
Каталожный номер пластинки Г62 -09305 соответствует периоду «9001-9650», относящегося к 1982 г.2

«Это благодаря Крису, - вспоминает Б.Оппенгейм. - Он тогда близко дружил с редактором ТВ Мартой Могилевской. Ей надо было помочь что-то записать. А откатом нам перепало время для записи» 1.


На так называемом «гибком» диске были представлены песни:
«Распахни окно» (К.Кельми – А.Смеян) вокал А.Смеян
«Я пел, когда летал» (муз. и сл. А.Смеяна) вокал П.Смеян

Указан состав группы: Крис Кельми – стрингс «Перформер», «Хонэр» клавинет Е7, Роланд РС-505; Павел Смеян – вокал, флейта, фортепьяно; Александр Смеян – вокал, бас-гитара; Юрий Титов – ударные; Сергей Берёзкин – гитара; Борис Оппенгейм – «Мультмуг» синетзатор.

Глава 3.

СВЕЖИЙ ВЕТЕР

На место А.Смеяна приглашается Камиль Чалаев по рекомендации Б.Оппенгейма:
«Я знал его по группе «Диссонанс», и пригласил его. Он очень сильный музыкант и быстро влился в состав».2

В апреле 1981 г. при непосредственном участии «Рок-ателье» состоялась премьера спектакля «Люди и птицы», а 09 июля – премьера «Юноны и Авось». Так же группа была задействована в спектаклях «Тиль» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В том же году записываются новые песни для уже не «гибкого» миньона на «Мелодии».

К группе присоединяется вокалист Александр Садо, который вне стен театра, правда, участие в деятельности группы не принимал.

В мае 1982 г. выходит в свет альбом под названием «Свежий ветер». Каталожный номер пластинки С62 -17809 соответствует периоду «17003-18983», относящегося к 1982 г.3
На конверте диска стоит отметка «Дебют». Получилось, что второй «миньон» опередил во времени выхода номинально первый, примерно на месяц.
Вот что, написано В.Лишберговым в аннотации к пластинке: «И вот новая, ответственная высота, которую пытается покорить ансамбль, - их первая пластинка. Покорила её «великолепная семёрка» из тетра имени Ленинского комсомола или нет – судить вам, дорогие слушатели».


На диске записаны песни:
«Если метель» (К.Кельми – М.Пушкина) – вокал Александр Садо.
«Люди и птицы» (К.Кельми – М.Пушкина и Ю.Энтин) – вокал Павел Смеян.
«Свежий ветер» (К.Кельми – П.Смеян) – основной вокал Павел Смеян.

Состав группы: Крис Кельми – «Мультимут» синтезатор, «Вурлитцэр» ЕР-200, «Хонэр» клавинет Е7, «Крумар Перформер», «Роланд Парафоник» РС-505; Павел Смеян – вокал, флейта; Камиль Чалаев – бас-гитара, контробас, «Вурлитцэр» ЕР-200; Юрий Титов – ударные; Сергей Берёзкин – гитара; Борис Оппенгейм – «Вурлитцэр» ЕР-200, «Мультмуг» синетзатор. «Крумар Перформер», фортепьяно; Александр Садо – вокал.

Между тем, отношения внутри коллектива складывались не лучшим образом. Вот что вспоминал Б.Оппенгейм в своём интервью:
«Это перетягивание каната между нами и Крисом. Крис пытался навязать свои песни. Репетиции проходили таким образом. Мы собирались, начинали играть. Потом появлялся Крис и предлагал что-то своё отрепетировать. Юрий Титов начинал возмущаться и далее всё перетекало в общий базар»1

30 января 1983 г. «Рок-ателье» дебютирует в популярной музыкальной программе «Утренняя почта» с песней «Если метель». Б.Оппенгейм:
«Это голос Александра Садо. Но когда нас записывали на телевидении, то Крис делал вид, что поёт» 1

Вот как описывал концерт группы Всеволод Баронин 13 февраля в МИЭТ:
«Концерт был совершенно фирменного уровня, причем фактическим лидером группы на сцене оказался Павел Смеян. Крис Кельми был оттерт со своими клавишами в правый угол сцены, и пел всего лишь две песни – «Взлёт» и «Рок прыг-скок». Чрезвычайно бородатый басист Камиль Чалаев исполнял «Я пел, когда летал» с неизбежным углекислотным дымом в качестве антуража. Прочие же номера пел Павел, облаченный в сильно зауженные черные джинсы и фрак с бабочкой – одновременно он виртуозно и энергично управлялся с саксофоном и флейтой и со страшной силой давал шоумена, в том числе бил стекло в раме под стробоскопы в «Распахни окно». Звучало всё отлично – как-никак аппарат у «Рок-ателье» был не абы какой, а купленный для Ленкома за валюту».3

Осенью 1983 г. театр поехал на гастроли в Париж. Незадолго до этого Марк Захаров, художественный руководитель Ленкома, предложил возглавить группу Оппенгейму вместо Кельми. Тогда раскол в группе удалось избежать.

Однако Ю.Титов всё же покидает коллектив весной 1984 г. На его место приглашается Анатолий Абрамов. А в сентябре коллектив покидают К.Чалаев, П.Смеян и Б.Оппенгейм.
Павел Смеян:
«Первый раз я ушёл из Ленкома в 1984 г. Картина «Мэрри Поппинс» вышла – имя надо было «выращивать», карьеру делать»2
Борис Оппенгейм:
«Сел за клавиши, а Крис говорит, что сегодня не работаю, так как пришёл Серёжа Рудницкий и он будет работать. Вот так просто»1


• 1 «Между джазом и роком», Георгий Симонян, интервью с Борисом Оппенгеймом, 2017 г.
2 «Провёл бы остаток жизни в монастыре. Там как у Христа за пазухой», Андрей Колобаев, интервью с Павлом Смеяном, 2008 г.
3 В. Баронин, «Концертные хроники: 1983, январь-июнь», (https://vs-baronin.livejournal.com/139149.html).

Глава 4

БАРЫКИН

В марте 1985 г. Александр Барыкин неожиданно распускает свою группу «Карнавал» и вошёл в состав «Рок-Ателье», специально под зарубежные гастроли коллектива, которые так и не состоялись. Тогда же состоялись первые концерты группы в обновленном составе. Львиную долю выступления составляли песни Барыкина.

Одним из последних выступлений «Рок-Ателье» в таком виде были в июне, примерно за месяц до открытия XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в г. Москве. Позже 1997 г. вышел CD «Спасательный круг» с записью 7 песен творческого союза А.Барыкина и «Рок-Ателье».

Состав группы: Крис Кельми – клавишные; Александр Барыкин – вокал, гитара; Сергей Берёзкин – лидер-гитара; Валентин Лезов – бас-гитара; Анатолий Абрамов – ударные.

В том же месяце Барыкин покидает коллектив: «Работать в «Рок-Ателье», конечно, интересно, но наш эксперимент оказался не таким удачным, как это могло показаться на первый взгляд».1


•1 «Шаг навстречу», Е.Збруев, статья, «Московский комсомолец, август 1985 г.

Глава 5

ПЕРВЫЙ ДИСК-ГИГАНТ

В июле 1985 г. в прессе приводится текущий состав группы: «Сегодняшний состав ансамбля таков: Анатолий Абрамов – ударные; Валентин Лезов – бас-гитара; Сергей Берёзкин – гитара; Александр Садо – вокал. Сам Крис играет на клавишных, пишет музыку».1

В октябре в журнале «Смена» Крис Кельми представил новый состав: «Представлю нынешний состав. Сергей Березкин — гитара, скрипка, виолончель. Березкин отлично разбирается в технике, может «починять» все — от утюга до магнитофона. Он человек незаменимый в нашем коллективе, ведь приходится работать с электронной аппаратурой. Вокалист Александр Садо играет на акустической гитаре. Одинаково хорошо владеет своим красивым высоким голосом и на сцене, и во время споров, которые у нас, конечно же, бывают. Ударные инструменты и флейта — Анатолий Абрамов. Поет басом. Даже когда его об этом не просят. К сожалению, очень редко улыбается. Когда-то давным-давно, в далеком теперь уже 73-м, мы вместе с ним создавали группу «Високосное лето». Валентин Лёзов — бас-гитара, баян. Человек очень мягкий, добрый и отзывчивый, и... вегетарианец»2

А через год, в одной из заметок, Кельми добавляет в состав ещё двух музыкантов: «Чаще пишу музыку я. Иногда гитарист Берёзкин, а сейчас и наш новый клавишник Сергей Рудницкий. В составе так же А.Абрамов – барабанщик. Работал раньше в «Араксе». Бас-гитарист Валентин Лезов. Он из «Арсенала». Вокалисты Николай Парфёнюк и Александр Садо».3

В 1986 г. сразу две песни были показаны по ТВ в передаче «Утренняя почта». 16 февраля (передача про «Простоквашино») – «Не торопись» (вокал Кельми) и 06 июня – «Мираж» (вокал Кельми).

В свободное от театра время «Рок-Ателье» активно гастролирует. Сохранились кадры большого интервью-концерта Молодёжной редакции Чебоксарского телевидения, где группа представляет свои новые песни. Отвечая на вопрос о творческих планах Крис Кельми упоминает о выпуске диска-гиганта на фирме «Мелодия». После Чебоксар были гастроли в Казани и Одессе.

В октябре 1987 г. диск наконец то выходит в свет. Но до этого в том же месяце выходят два «миньона». Первый называется «Взлёт» и включает в себя песни:
«Взлёт» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Крис Кельми.
«Пепсикольный лев» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Александр Садо.
«Фотография» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Александр Садо.
В аннотации к диску написано, что «Недавно закончился театральный этап деятельности коллектива и начался концертно-филармонический».
Каталожный номер пластинки С62 -25733 соответствует периоду «24301-26128», относящегося к 1987 г.4

• 1. «Станет мир добрее», Лидия Глущенко, статья, «Собеседник», №27, июль 1985 г.
2. «Разные роли «Рок-Ателье», журнал «Смена», № 1403, ноябрь 1985 г.
3. «За музыкой – в «Ателье», В.Лебедев, интервью с Кельми, «Монтажник». 06 июня 1986 г.
4. Ю.Козюренко. Журнал «Наука и жизнь» № 11, 1991 г.



Второй миньон назывался «Мираж» и включал в себя три песни:
«Телефон» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Александр Садо.
«Рок прыг-скок» (К.Кельми – К.Кельми, А.Маркевич) вокал Садо и Кельми.
«Мираж» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Крис Кельми.
Аннотация к «миньону» полностью повторяла предыдущую.
Каталожный номер пластинки С62 -25735 соответствует периоду «24301-26128», относящегося к 1987 г.1
• 1. Ю.Козюренко. Журнал «Наука и жизнь» № 11, 1991 г.



Завершающим в этой своеобразной «триаде» стал выход в свет винилового диска «Замыкая круг».
Каталожный номер пластинки С60 -25775 соответствует периоду «24301-26128», относящегося к 1987 г.1
Трек-лист пластинки:
«Не торопись» (К.Кельми – М.Пушкина) вокал Николай Парфенюк.
«Человек-часы» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Крис Кельми.
«Слушай, ночь» (К.Кельми – К.Никольский) вокал Николай Парфенюк.
«Дед мороз» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Крис Кельми.
«Стоп-кадр» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Александр Садо.
«Магнит» (К.Кельми – М.Пушкина) вокал Николай Парфенюк.
«Взрывная баллада» (К.Кельми – А.Маркевич) вокал Александр Садо.
«Замыкая круг» (К.Кельми – М.Пушкина) вокал: Крис Кельми, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов.
Из аннотации к диску:
«Следующая встреча может состояться в очередном выпуске «Утренней почты», где музыканты ансамбля будут дружно под ритмы «рэггей» вытаскивать из снежного сугроба неказистый «Запорожец», либо Крис Кельми будет «плавиться» по сюжету песни «Мираж» на №необитаемом» острове. Затем в «Кинопанораме» вам предложат «Стоп-кадр», а вечерняя полемическая перепалка «12 этажа» стихнет сама по себе пол задорные ритмы «Деда Мороза».



В 1987 г. Крис Кельми покидает театр Ленком и название «Рок-ателье» оставляет за собой.


• 1. Ю.Козюренко. Журнал «Наука и жизнь» № 11, 1991 г.

Окончание