Дембовский Игорь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Михаил Сапожников.

"Магистраль" Игоря Дембовского.

(август 2013 г. )
2

"Магистраль":
Цакадзе, Файнзильберг, Грошев, Укупник, Дембовский.

–Что за место на фото? На цирк похоже...

Это мы выступаем в Пермском Государственном Цирке. Гастрольный тур на самолете: Свердловск – Пермь. Неделя-полторы – и опять в Москву. Юра старался работать, особо по срокам гастролей не заморачиваясь... На фото – мы свое отпели, отыграли, теперь очередь за Антоновым. Сейчас он будет петь фантазию-попурри на темы своих суперизвестных песен: "О Добрых молодцах...", "Для меня нет тебя прекрасней", "У берез и сосен"...

–То есть у вас был свой блок песен, а потом блок с Антоновым?

Да. Учитывая приличное звучание нашего с Валерой и Витей вокала (мы с Валерой долго работали вместе, чувствовали друг друга, тембровое слияние голосов было красивым), Юра разрешал нам работать отдельно, группой "Магистраль", перед своим выходом на сцену, но ограничивал время (минут 25-30, не более) и количество песен. Четыре-пять от силы.

–Что вы исполняли перед Антоновым? Тоже его песни?

Попробую вспомнить... Мы иногда меняли одну или две песни из своего выхода. Была песня Антонова (с нее мы обычно начинали) – "Наша магистраль".

–"Наша магистраль" – это та, что в 80-е выходила на виниле? "Вновь стучат колеса там..."?

Да, она. Но у нас была сделана гораздо жестче, напористей и динамичней. Он сам ее не пел. От этой записи, что на пластинке, у нас был только вокальный расклад на припеве. Мы ей открывали свой выход. Потом песня С.Касторского "Не могу я без тебя".
Еще была песня Антонова. Как называется не помню. Только слова припева, так как исполнял это место я один. Припев был такой – открытый, со стоп-таймами:

"А помнишь когда-то военной тревоги тоску?
Ребята с Арбата собой заслонили Москву..."

Позже я этой песни не слышал и найти не могу. "Садовое кольцо" мы пели уже вместе с Юрой. "Красные маки" – тоже. Много было ансамблевого, группового.

–"Не могу я без тебя" Сергея Касторского кто пел на концертах?

Валера Цакадзе. Мы ее и записывали вместе.

–А как это было?

"Не могу я без тебя" – это одна из первых песен Касторского, когда он был еще начинающим. Ездил по Ленинграду на такси и спрашивал у водителей:
-Вы не знаете такого известного композитора Касторского? Нет? Так это Я!
В то время я работал в гостинице "Европейская", а Валера – в "Баку". Это центральный ресторан на углу Невского и Садовой. У Сережи Касторского сложилась ситуация, когда ночью ему дали время для записи, а денег нет. И он уговорил сборную группу из своих товарищей и знакомых, чтобы ему помогли записать песню. Практически, за бутылку водки...
Кроме Цакадзе и меня, там была сестра Валеры – Майя (работала в "Поющих гитарах") и его жена – Наташа Рзаева (она позже пела у меня на подпевках в "Красном коне" и была в "Землянах"). Кто там еще был, я просто не могу вспомнить. Это надо Сергея спрашивать или Валеру... Ну вот так мы и помогли ему записать эту песню. Я участвовал в групповом вокале, записывал: "А-А-А-А", и, кажется, немного в припеве. Насколько я понимаю, Сергей больше к ней не возвращался. В "Магистрали" она, конечно, звучала совсем по-другому. Гораздо профессиональнее во всем.

–Интересная история. Антонов не возражал против "чужой" песни?

Антонову она нравилась, и он всегда говорил Валерке, чтобы тот ее пел в концертах. У меня даже фотография есть, где поющий "Не могу я без тебя" Цакадзе снят в темноте один. Надо поискать.
"Магистраль" (1976 г.):
Цакадзе исполняет песню "Не могу я без тебя".

А с Сережей Касторским у нас прекрасные отношения и сейчас. Недавно приходил ко мне на репетицию. Мы с ним разговаривали, мои ребята пообщались. Он дает в год один концерт, весной.

–А в "Магистрали" какой-то западный репертуар существовал?

Нет, из западного у нас не было ничего. В 1976 году, наверно, побаивались на профессиональной сцене что-либо такое исполнять. Да и необходимости не было.
"Фирму" начали петь уже в "Землянах", но я предпочитал воздерживаться. У меня там было почти целое отделение сольных песен. Мне было достаточно для раскрытия себя как вокалиста и инструменталиста. Тем более, я в школе учил немецкий язык и позориться со своим "нижегородским" произношением не захотел и не стал бы. Мне потом в ресторанах этого английского вполне хватило и с "Арией Иуды", и с "Арией Христа", и с "Отелем Калифорния" и т.д. Весь западный репертуар в "Землянах" был на Вите Кудрявцеве: "Лед Зеппелин", "Дип Пепл"...
Однажды, когда я не полетел на гастроли в Кемерово, Витя отдувался и за меня, и за себя.

–Ваш состав "Магистрали" исполнял на концертах "Несет меня течение"? Она (и еще, наверное, "У берез и сосен") явно выделяются из работ Антонова того периода, да и вообще из всей тогдашней эстрады. Считается, что гитара в таком "западном" звуке впервые прозвучала на пластинке "Мелодии" именно в "Несет меня течение". До сих пор нет точного мнения, кто там записывал гитару. Есть варианты: Никольский и Валерий Хабазин. Не знаете, кто был гитаристом на записи пластинки? Она вышла в 75-м.

Да. Эта песня, конечно, была тогда у Юрия в репертуаре. Но сделана она у него была необычно. Он выходил один на сцену, садился за "Ямаху" и высвеченный прожектором-"пистолетом" начинал один медленно играть без ритма первые аккорды... Как бы давал настрой на тематику песни. Потом запевал. На словах: "А мимо гуси-лебеди... Любовь мою несут..." – вступал я, терцией выше, и дальше пошел ритм на "ле-бе-ди-и..." В общем, она была сделана картинкой, давала раскрываться образу, возможностям артиста и проходила, как и все, впрочем, у Юры, "на ура"! Жаль, что не сохранилось кино или видео съемок того, что творилось у нас на концертах. С нами ведь работали и "Цветы", и Градский... Музыканты все были клёвые, и репертуар что надо... Но Антонов есть Антонов! А насчет записей... У него их было несколько вариантов, и кто там записывал из гитаристов, я не знаю. Мы в записях участия не принимали.

–В "Несет меня течение" на гитаре играл Цакадзе?

Да, он.

–"Где моя смелость" исполняли?

У нас в репертуаре ее не было. Песню я знаю, она была написана Юрой в конце 60-х – начале 70-х. Он пел ее с большим успехом в "Добрых молодцах". На концертах звучала как энергичная, забойная, битовая вещь. Это было вообще свойственно "Добрым молодцам" в период пребывания там Антонова.

–"Веточка сирени", "Зеркало", "Ну что с ним делать"?

Это все мы исполняли.

Перед концертом.

–Прокомментируете фото?

Это где-то в Московской области: Серпухов, Подольск, Химки... Кстати, костюмы те же, что и у состава Никольского. Рубах еще не было. Цакадзе с гитарой "Хофнер". Это перед началом концерта.

–Звуковой аппарат с собой возили, как все тогда? Что было на звуке? На фото просматривается, что вроде "HIWATT".

Мы называли в шутку "НИМАТ". Колонки в 2 киловатта, которые Юра возил с собой на вокал, и которые, естественно, везде во Дворцах спорта дополнительно подзвучивались, были JBL, на басу "Саунд сити". По тому времени это было более чем прилично.Все местные ребята-артисты восторгались...

–Кто занимался аранжировками в вашей части программы?

Какого-то особенно изысканного аранжемента, по сути, не было. В основном, Валера Цакадзе составлял части музыкального "полотна" и делал что-то цельное. Юра слушал, одобрял или что-то советовал вставить, выкинуть, переделать... Конечно, если бы была поставлена задача подготовить все к студийной записи, тогда и подход бы был другой.

–А вокальные аранжировки?

Вокальные партии писал тот, кто больше разбирался в голосоведении и кому данная песня больше нравилась. Мы с Валерой "великие спецы" были по части "поголосить по-народному", по дирижерски-хоровому... За плечами у обоих были дипломы "хоровиков" и большой опыт работы в этой сфере. У Валеры еще и учеба в Институте Культуры им.Крупской, а у меня – спец. муз. школа 38, муз. училище им.Римского-Корсакова и Институт Культуры – "Крупа" (не закончил). Сейчас это Санкт-Петербургский Университет Культуры и Искусства.

–Духовых в "Магистрали" не было?

При мне – нет, хотя я с собой дудку брал, на всякий случай. Видимо, в тот период в духовых не было необходимости, они были уже не совсем в моде. Или, возможно, Юра просто не хотел менять аранжировки, кого-то нового приглашать.

–Гастролировали в "Магистрали" обычно в паре с кем-то? Градский, "Цветы"...

Да. Еще был оригинальный жанр и артисты кино. Это первое отделение концерта, на "разогрев". Мы закрывали всегда.

–Народ шел на Антонова, надо думать. Сложно было начинать свой блок песен "Магистрали" без него?

Как раз нет! Мы же были своего рода такими "крутыми" предвестниками чего-то необычного и долгожданного! Нас принимали и слушали очень внимательно и всегда с успехом. Мы старались задавать тон, настрой дальнейшей программе. И попробуй кто-то что-то не так сделай! Тем более, до нас ведь уже Саша Градский отпел, Лосев... Там было тоже все в порядке. Но, все-таки, мы закрывали концерт, финалисты всего представления. "Магистраль", Антонов...!

–Антонов начинал свой блок песен с попурри? Его сразу принимали, зрители хорошо знали эти песни? Есть мнение, что широкая известность у него началась позже, с пластинок с "Араксом". После фильма "Берегите женщин"... Я имею в виду не продвинутых меломанов, а обычную провинциальную публику.

Нет, конечно! Когда Юра выходил, первые аккорды, первые ноты уже вызывали бурную реакцию зала... Где хлопали, где кричали, где вставали...
Все начиналось с фантазии на темы его самых первых популярных песен. Конечно, их прекрасно знали, они были у всех на слуху. По "Поющим гитарам", "Добрым молодцам", по записям. Пластинки же выходили. "О добрых молодцах", "Для меня нет тебя прекрасней", "У берез...", "Несет меня течение"...! Да у него любую бери, вставляй в песенный блок и будет всегда хороший прием публики. Мы к этому уже даже привыкли, избаловались. Раскачивать зал привычными штучками нам было не нужно. Мы вышли на сцену, и зал уже наэлектризован был.
Я сейчас очень жалею, что не оставил записей наших выступлений. У нас вместо ревербератора был хитрый переделанный магнитофон у радиста. Там была такая бесконечная пленка, на которой все записывалось. Мы ее много раз слушали и восторгались своими "художествами", потому что там все звучало, как ни странно, намного лучше того, что мы воспроизводили "вживую" на концерте. Ну, во всяком случае, нам так казалось. А теперь всего этого нет, не сохранили. А как бы было здорово послушать первые исполнения "Зеркала", "Красных маков", "Садового кольца"! Все звучало так насыщенно, туго, мощно, по-роковому, по-настоящему. Мы серьезно выкладывались и, кроме вокала и инструментала, старались делать "шоу". Валера забрасывал голову в момент кульминаций игры глубоко назад, а потом выбрасывал ее вместе с телом вниз-вперед, раскачивался, длинные волосы долетали до пола сцены... еще и играл при этом... У меня тоже амплитуда ударов в бубен порой была такая, что он буквально рассыпался на части на сцене... А ноты, которые я как вокалист брал в работе на концерте, в верхнем регистре, в полный голос (не фальцетом, не микстом), сейчас не всякий академический драматический тенор возьмет... В общем, группа "Магистраль" была Хорошей Группой!
На наших выступлениях ребята из "Цветов" не уходили к себе в гримерную переодеваться и дожидаться остальных, а стояли в кулисах, смотрели и слушали, как мы работали, как пели, как двигались... Как народ нас вообще принимал... Там впору было любому поучиться. Поначалу мы и сами, честно говоря, не совсем понимали, почему у Юры такая популярность в народе. Он просто великий Музыкант и Артист! Антонов мог выйти на сцену и с самодеятельностью, и с инвалидами, и с солдатами, и с заключенными, и он все равно прошел бы у любой публики на овациях!

–Игорь, такой вопрос в заключение. Вот Вы музыкант, с большим опытом, многое видели, слышали...
Только что в Краснодарском крае прошел огромный музыкальный фестиваль. Панк-роковой направленности. Участвовали модные команды – англичане "The Prodigy", американцы "System of a Down", немцы "Guano Apes". Из наших – "Animal ДжаZ", "Кирпичи", "Тараканы"... И вот на такую, скажем, совсем не "ретро" публику выходит единственный там представитель советской эстрады – Юрий Антонов. Открытая сцена, поле, десятки тысяч молодых людей...
Раз, два, три – "В январских снегах замерзают рассветы..." – и вся толпа скандирует:
"Юра! Мы тебя любим!" В чем тут фокус? Песням 35-40 лет, и они до сих пор популярны...


Понимаешь, он когда сочиняет песню, то он ЧЕСТЕН перед собой!!
Когда поет слушателю – ЧЕСТЕН!! И, вообще, когда я с ним работал, он никогда не позволял себе никакой халтуры. Ни в чем. И никому не позволял тоже. Вот, я думаю, да я уверен, что в этом и весь секрет...!

Игорь Дембовский.

–Игорь, спасибо за откровенный рассказ!

Буду рад, если это будет интересно музыкантам и любителям музыки.