Дембовский Игорь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Игорь Дембовский

Как я был «Помором».

(июль 2011 г. )
3

Относительно питания в столовых.

В советское время, суточные, командировочные деньги мы получали где- то в районе 2-х рублей 60-ти копеек в сутки. Тут ещё была какая- то копеечная надбавка за северные территории. Ну, с голоду мы не умирали, но было конечно маловато.
Ведь кто-то выпивал «портвешок» помаленьку или винцо недорогое, кто-то любил покупать своему, ждущему его, женскому полу, всякие ерундовые безделушки в галантерейных магазинах. А кто- то обладал просто хорошим аппетитом, как я, например, любил покушать побольше обычного, почавкать всласть, что б никто не видел и не слышал…!
А были такие, что тряпки высматривали подешевле, помоднее и посовременнее. Что б модным ходить в нашем «социалистическом» обществе и выделяться среди людей, яркой и необычной одеждой…
Я лично, получив свои суточные денежки, шёл прямиком в продуктовый магазин, просил у продавщиц картонную коробку, покупал тут же всё необходимое, для пятидневного пропитания (что, особый разговор) и укладывая всё содержимое в эту самую коробочку, шёл в гостиницу, неся её перед собой, как драгоценную ношу. Призванную в случае «продовольственного кризиса», облегчить мне гастрольную жизнь. А брал я, как правило, дешёвые консервы: завтрак туриста, кильку в томате и т. п. Ещё пользовались у меня популярностью различные заправки к первым блюдам. Стоили они, эти стеклянные банки,- борщи, солянки, рассольники,- копейки, а закинешь туда лук, чеснок, перец, то вроде и жрать можно. А если ты ещё голодный и приехал с концерта, часа в 2 ночи, то можно себе представить, каким вкусным и аппетитным будет казаться это варево…В гостиничных номерах, мы все заваривали чай, кофе. Поэтому почти все возили с собой кипятильники. Я же имел и электрическую плитку. Приобрёл её после многомесячных проблем с едой и голодных скитаний по холодному северному царству…
С утра «забадяжишь» в небольшой кастрюльке макароны, кинешь лучок, томат, соль. Потом закроешь тряпкой-полотенцем и запихаешь в тумбочку… Ну а вечером, когда ты после выступлений, изголодавшись, как следует гастролёру вдоволь, появляешься в гостинице, то это драгоценное содержимое многострадальной, истерзанной кастрюльки, перепревшее, потомившееся, предстаёт перед тобой в чудном образе «скатерти- самобранки», превращаясь в очень вкусное и «первое» и «второе»…
Ты вдоволь «заправляешься» и ложишься спать. Это был оптимальный способ прокормления молодого организма, работника или артиста ВИА. Находящегося в командировке, вдали от дома, в стеснённых бытовых условиях, с ограниченным бюджетом.
Можно было купить что- нибудь из одежды, например: рубашку или ботинки и остаться без денег и без пищи. Тогда возникала необходимость и обязательно нужно было просить выписать денежный аванс, у администратора коллектива. Тогда, по приезде на базу, при получении зарплаты, получать было бы нечего.
Ещё один вариант растрачивания суточных. Можно было бы выпить как следует, напиться (что некоторые и делали, но не в «Поморах»), пригласить себе стоящую подругу, угостить её, для смягчения сопротивления обстоятельствам… То же имело место быть в жизненных, гастрольных обстоятельствах…
Но это- день, два и денег нет…Ходи голодный, «соси лапу». А так, я худо- бедно постепенно навострился, приспособился и не голодал, а ещё и ребятам помогал иногда…
Одна из первых гастролей у нас, после первого худсовета, были в среднюю полосу России. А это Владимир, Ярославль, Иваново, Ковров, Муром. Жили мы в номере, чаще всего по двое. Тогда, в Иваново, гостиница была неплохая, чистая. Кровь у северян- «Поморов» горячая, нужно было «прошвырнуться» по улице, прогуляться и проветрить застоявшиеся мозги, дыша чистым, свежим воздухом. Вентилируя свою внушительную по объёму, кубатуру лёгких, обогащая их Российским кислородом…
Тогда меня поселили с шустрым малым, земляком-питерцем, Витей Кабановым. Парень он –хоть куда, «палец в рот не клади», с таким скучать не приходилось…
Сполоснулись мы в душе, с дороги. Надели всё своё, самое «моднявое». Я –вельветовые джинсы, вишнёвого цвета, серо-фиолетовый, полосатый батник с пуговицами на 4 дырки, и китайские, белые кеды.. О! Это был Архангелогородский денди- Дембовский. Советский артист, модного толка. Витюха- примерно такой- же, и вот мы «почапали» в город, на «центряк». Идём, балдеем… И вот тут, по ходу прогулки, мы вдруг узнаём, что произошла авиакатастрофа самолёта АН-10, с детьми- пионерами и с известным артистом- пародистом Виктором Чистяковым.
В то время, такого рода события расценивались как настоящее ЧП в стране и о них народ только и говорил. Говорили в народе об этом и в транспорте, и в магазинах, и на улицах… Это конечно омрачило начало нашей поездки и сказалось на настроении, но в целом, жизнь продолжилась, молодые годы, природа, работа, затмили всё негативное и мы продолжили работать дальше, по графику.

Бросающаяся в глаза заплатка на коленке.

О принципиальности позиции безупречного вида Советского артиста, в зрительном восприятии ответственного, партийного работника- секретаря, местного, северного «рОзлива»… Один раз был такой случай. Зимой, поездом мы возвращались из поездки по Арх-й области. В середине маршрута, мы ожидали на платформе одной из станций, пересадки на свой, подходящий, другой поезд. И надо же такому случиться, что на этой же платформе находился и коммунист-функционер из Обл. Комитета Ком-й партии.
И вот он, увидев меня, музыканта в кожаном таком, комиссарского плана, пальто, в театральных сапогах, жёлтого цвета, с загнутыми вверх, носами, и в брюках, на коленях которых были большие, стилизованные заплатки, с очень крупным стежком наружу, выполненным толстенными верёвками.
И его это очень покоробило. И что самое мерзкое то, что он ничего не сказав, мне или нам обо всем об этом, не сделав замечания там, на платформе, прямо в глаза, сохранил и тихо донёс это своё возмущение моими заплатками, нашим начальникам… То есть произвёл своё «сообщение- стукачество», прямо директору филармонии –Миронову.
Мол, у Вас в области, Ваши артисты, нищие шляются по вокзалам, все в «заплатках», и чуть ли не подаяния просят у пассажиров, на глазах у всего честнОго народа…
Конечно, нас пригласили потом на разговор, традиционный всегда в таких случаях, так сказать, привычный «разбор полётов» и вволю посмеявшись над «хиппарями» из «Архары», попросили нас больше «заплаток на одежде не носить!» А стараться покупать всё новое, благо зарплата у нас, вроде как, позволяла это делать.

Гастроли на Волге в г. Горьком (Н. Новгород).

Одним из приятных воспоминаний, это было доброе, старое впечатление о гастролях на Волге, в г. Горьком. Дело опять-таки было летом, жарким, необычным летом 1972 года. Город этот являлся родным местом, то есть малой и большой Родиной для двух членов нашего ансамбля, это Юра Цветков, наш руководитель и как говорят, «душа коллектива», и наш «клавишник»- пианист и концертмейстер –хоровик, Валентин Зеленов.
У них здесь были родственники, друзья и знакомые. Так что, они были у себя дома на гастролях.. В нём, в своём городе, Юра и решил «справить», провести свою свадьбу. Совместить работу с семейным мероприятием, то есть приятное с полезным. Или наоборот! Расписались они с Ольгой, которая была «по-совместительству» и солисткой нашего коллектива!
г.Горький, лето 1972 года.
Свадьба Юры Цветкова и Ольги-солистки.
Весь состав "Поморов" и родственники жениха

Тогда стояла страшная жара! +45 в тени! Люди ходили по городу босиком и в шортах. Мы днём, в гостинице, просто изнывали от духоты, постоянно обливались из под крана тёплой водой! В ту пору кондиционеров, в Союзе в гостиницах, ещё не ставили. И мы бегали постоянно купаться на Волгу, практически проводили там большую часть времени. Топали до памятника Валерию Чкалову пешком, а там вниз по обрывистому склону к Волге, и в воду. Благода-ать!
Познакомились там с девчатами, выходящими за рамки общепринятых знакомств, конечно же пофлиртовали, завели интрижки шаловливые… Они- это молодые и прекрасные представительницы местной элиты. В самом прямом смысле этого слова. Из интеллигентных, образованных семей, прекрасной наружности лица и фигуры, начитаны, с манерами этикета «высшего света».
Обе занимались экспертизами дипломных работ старшекурсников горьковских (нижегородских) ВУЗов. Сами, при сравнительно молодом возрасте (20-ть с небольшим )работая, продолжали учиться. Помимо наличия образования, хорошего воспитания и общей высокой эрудиции, они очень выгодно отличались от всех остальных девчонок, своей современной, журнальной, (как сейчас бы сказали) глянцево- гламурной внешностью…
Общение с такими, конечно, было более комфортное, нежели просто «муси- пуси», с дежурной дамой ширпотреба. Ну мы и «оттягивались» по полной программе, днём - в номерах, обливаясь и спасаясь от изнывающей духоты, водопроводной водой из- под крана… А вечером- концерт. Ночью – на Волгу, нежиться в водной прохладе, купаться.
А вот, что было для нас в новинку, интересно. Там на берегу, на пляжном песке ты заходишь в воду и пройдя пару метров, сразу ощущаешь силу течения. Вот ты- оттолкнулся и поплыл по воле волн, в пространстве водной массы… Проходит время, ты наплававшись и накупавшись, подплываешь к берегу. И получается, что от того места, где ты зашёл в воду, ты отнесён течением далеко вправо и идти к месту начала заплыва, нужно, чуть ли не километр…
Вот так, голым, обнажённым и идёшь до своих вещей, со своим «компаньоном»- напарником. И ведь Вы или мы, не одни на бережку, народец кое- какой, тоже присутствует…В сумраке, вроде как и не замечают друг- друга. Доходишь до одежды, вытираешься насухо… Смотришь, а «патруль» вроде, какой- то левый, как бы, «полиция нравов»… Но все, тихо- мирно проходят мимо. Обстановка умиротворяется… Вот так, кажется, мы вроде и проводили время в период гастролей на Великой Русской реке – Волге, а точнее на слиянии двух великих рек, Волги и Оки. А уж если совсем точно, то там, где впадает Ока в Волгу!