Динамика "Карнавала".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






А. Троицкий

Динамика "Карнавала"


(газета "Московский комсомолец" 1983 г.)

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство. Далеко не всегда это понятие приходит на ум, когда слушаешь наши вокально-инструментальные группы (куда чаще приходится сетовать на отсутствие профессионализма). Виртуозное владение инструментами, слаженная игра, безупречный звуковой баланс — все эти дефицитные качества отличали группу «Карнавал», дебютировавшую в сентябре 1979 года...
Тогда в ансамбле собрались музыканты, до этого подолгу игравшие в известных профессиональных ВИА. Обделены они были только в одном: не удавалось им в «Самоцветах» и «Веселых ребятах» исполнять ту музыку, которую они любили. С тем, чтобы играть современный рок, они и начали буквально с нуля новую музыкальную карьеру. Потенциал группы был внушительный. Судите сами: одна из лучших ритм-секций в стране — Владимир Болдырев — Евгений Казанцев; один из сильнейших московских гитаристов (плюс клавишные и флейта), способный композитор Владимир Кузьмин; опытный вокалист и инструменталист («По волне моей памяти», «Музыкальный глобус»...) Александр Барыкин. Казалось «Карнавал» обречен на успех, но... за два с лишним года группа так и не совершила прорыва на большую сцену, довольствуясь эпизодическими выступлениями. Правда, в 1981 году «Карнавал» все-таки записал на «Мелодии» миньон с тремя композициями. Пластинка имеет успех и по сей день — она вошла в десятку наиболее тиражируемых миньонов за прошлый год.
Как это нередко случается, пластиночный дебют не разрешил проблем ансамбля, а, напротив, только обострил их. Возвратился в «Веселые ребята» Е. Казанцев, покинул «Карнавал» ударник В. Болдырев, весной 82-го, после окончания гастрольного тура по Украине, ушел предпоследний из основателей группы А. Барыкин.
Сага о «Карнавале», однако, на этом отнюдь не окончилась. Еще в прошлом году в Москве состоялись первые концерты группы «Динамик» под управлением Владимира Кузьмина и в очередной раз обновленного «Карнавала» во главе с Александром Барыкиным. Весть о создании еще двух рок-ансамблей сегодня не вызывает такого энтузиазма, как, скажем, два-три года назад. Рок-групп сейчас возникает изрядное количество, не меньше, чем некогда ВИА, и, как правило, ничего нового дебютанты (или старые коллективы, просто-напросто переименованные в , «рок-группы») не демонстрируют.
СТОЛЬ ценимой в роке интенсивности звучания можно достичь разными путями. Большинство, к сожалению, предпочитают простейший: вынести уровень громкости до максимума и заполнить каждый такт возможно большим количеством звуков. О сущности другого пути можно догадаться, послушав «Динамик». Группа Владимира Кузьмина играет «горячо» и в то же время легко, энергия музыки исходит из природной темпераментности музыкантов, их настроения — а не только от ватт усилительной аппаратуры.
«Динамика позволил Кузьмину в полной мере воплотить свои творческие замыслы. Лидерство в группе он не делит ни с кем, являясь одновременно композитором, поэтом, основным вокалистом и соло-гитаристом. Стихия Кузьмина — рок-песни, не слишком сложные в гармоническом отношении, но всегда с отчетливой мелодией, эффектными сменами аккордов. В некоторых из песен инструменталисты ансамбля (А. Кузьмин-младший — клавишные, С. Рыжов — бас-гитара, Ю. Китаев — ударные) импровизируют: не слишком подолгу, но достаточно, чтобы дать оценить свои возможности и как солистов, и как аккомпаниаторов. Тексты песен. просты и не претенциозны (еще одно отличие от модных групп). Большинство имеет юмористический оттенок: это и бытовые зарисовки («Воскресный день», «Пляж»), и попытка сатиры («Проявленные лица» — о домашнем склочнике). Пожалуй, самая симпатичная черта текстов Кузьмина — самоирония; автор — герой песен — не боится выглядеть немного смешным («Кто не успел, тот опоздал», «Мама купила мне гитару»). Есть в репертуаре «Динамика» и серьезные песни, в частности, «Пусть играет музыка». Песня посвящена борьбе за мир, и это, несомненно, один из наиболее запоминающихся номеров программы.
«Динамик» — ансамбль своеобразный, со своей авторской концепцией, однако не со всеми задачами группа и ее руководитель справляются одинаково, успешно. Если к Кузьмину — музыканту, композитору и вокалисту особых претензий нет, то в других амплуа он проявляет себя не столь профессионально. Недоработаны тексты некоторых песен: обидно, когда корявые словесные обороты режут слух в песнях, блестяще решенных музыкально («Тоска», например). Разговорноюмористический характер стихов — не оправдание для стилистической небрежности. Главная проблема группы — сценическое решение концерта. Поскольку почти все песни конкретны и сюжетны, некие драматургические ходы напрашиваются сами собой — однако «театрализация» «Динамика» выглядит довольно наивно и не всегда органична.
"КАРНАВАЛ» Александра Барыкина опередил всех в одном отношении. На афише ансамбль представлен уже не как «рок-группа», а как «группа новой волны». И это в общем-то недалеко от истины: музыкальный арсенал «Карнавала» не ограничивается «чистым» роком — значительное место в репертуаре занимает музыка реггей, есть номера, близкие к диско. «Карнавал» — ансамбль, во всех отношениях более сбалансированный, чем «Динамик». Это с одной стороны делает его программу не столь неожиданной, более привычной для слушателя, с другой — позволяет избежать тех проблем, которые встали перед их коллегами из-за авторской «ненасытности» В. Кузьмина. Музыку пишут А. Барыкин, клавишник группы Р. Горобец, исполняются песни и других композиторов (кроме них в группе играют А. Выпов — лидер-гитара, А. Бирман — бас-гитара и А. Акинин — ударные). Целый ряд поэтов-песенников сотрудничает с «Карнавалом». Несмотря на обилие авторов в репертуаре ансамбля есть своего рода стержень — песни А. Барыкина на стихи киевлянина П. Жагуна. Это придает программе некоторую целостность, позволяет говорить о творческой позиции коллектива. В частности, недавно была написана и уже исполняется на концертах песня «Черный смерч» о преступной израильской агрессии в Ливане. Репетируется песня, посвященная борьбе сальвадорских повстанцев. Замечательно, что авторы стремятся откликнуться в своих песнях на разнообразные и наиболее актуальные события международной жизни. Увы, порой коробит соседство исполненных гражданского пафоса композиций с пустыми и безликими боевиками. Таких номеров в программе немного, и все же... Хотя развлекать — святое право любого эстрадного коллектива, столь солидные музыканты могли бы завоевать расположение аудитории и не прибегая к дежурному хлопанью в ладоши под поэтичный рефрен: «Аэрофлот — надежный флот»... Помимо более пристрастного подхода к отбору песен, ансамблю стоило бы обратить внимание еще вот на что. Инструментовка, звуковой колорит группы мало отличаются от шаблонов, сложившихся у нас во времена господства «тяжелого рока», и это не очень соответствует ритмам, да и всей стилистике «новой волны». Например, реггей «Карнавал» исполняет технически абсолютно грамотно, но, на мой взгляд, слишком четко и напряженно. Не чувствуется столь характерной для этого стиля мягкости, даже легкой расслабленности звучания. «Динамик» и «Карнавал»— несмотря на общие корни, группы очень разные, но обе стремятся не походить на другие ансамбли. Ценное качество. Хорошо, если оно сохранится и после стадии дебюта.
(прислал kulik@lianet.ru)