Валерий Колпаков
Спор ради спора.
Недавно я на форуме сайта
Васильевский остров стал свидетелем спора на тему «Когда Александр БЫрыкин стал БАрыкиным».
Сам по себе этот факт не имел никакого значения для меня, да и для всех участников спора, я думаю тоже, но поскольку в него стали втягиваться все больше людей, приводя разные аргументы в свою пользу, то и я тоже решил поучаствовать в нем.
Сразу скажу, что я не знаю точного ответа на этот вопрос до сих пор. Все, что я здесь выскажу - это только мои предположения и умозаключения, но основыванные на известных мне фактах.
Исходные данные.
Есть две точки зрения:
1. Бырыкин стал Барыкиным после 1981 года.
Аргументы:
- Многие музыканты и в 1973г. его называли между собой Барыкиным, но, тем не менее, во всех официальных изданиях писалась фамилия А.Бырыкин. Из "В.Р." он ушёл в конце лета 1979г. Миньон гр. "Карнавал" в фирменной обложке вышел в 1981г. с фамилией А.Бырыкин…
- Я сказал чётко, что Барыкиным он стал не в "В.Р.",а гораздо позже. Мой аргумент-миньон гр. "Карнавал"…
- Повторяю, Барыкиным он стал не раньше 1981г., как минимум.
2. Бырыкин стал Барыкиным до 1981 года.
Аргументы:
-На миньоне 33С62-12735-36, четыре песни с МГ "Люба-Любовь", "Уходило лето", "Школьная пора", "В последний раз" (выходил в 1979г.) перечень участников, Людмила Барыкина, Александр Барыкин и т.д... Я помню, тогда думал, что это брат и сестра. Они и на фото стоят рядом.
-я поместил данные с обложки диска-гиганта "Весёлых Ребят" ГОСУДАРСТВЕННОГО Ленинградского завода грампластинок фирмы "Мелодия" 1981 г под № с 60-12953-4, где написано Барыкин.
Кто же прав?
Мне показалось, что этот вопрос можно решить просто, и я спросил об этом у А. Пузырева. Он не вспомнил, когда произошло данное превращение. По поводу того, что сие могло произойти в момент работы в ВР Л.Барыкиной, он сказал, что это маловероятно, поскольку они вместе работали очень мало. А.Барыкина в ВР звали АлБаром. По мнению Пузырева, фамилия Барыкин звучит более благозвучно, чем Бырыкин, поэтому АлБар и взял себе этот псевдоним. Но когда это случилось, Алексей не помнит. Тогда это никого как-то не интересовало.
Не найдя быстрый ответ на этот вопрос, я решил собрать все известные мне факты и попытаться их объяснить.
Уже из ответа Пузырева можно предположить, что более верен второй вариант. Поскольку «АлБар» - это скорее производное от АлБар(ыкин), чем от АлБыр(ыкин). Но в то время прозвище на основе фамилии могло весьма отдаленно соответствовать этой фамилии.
Прежде чем продолжить, несколько уточнений:
-миньон группы «Карнавал» вышел в 1 квартале 1982 года.
-миньон С62-12735 вышел в 2 квартале 1980 года.
-на диске 60-12953 фамилии Барыкин не было.
Продолжаю.
Впервые в грамзаписи фамилию БЫрыкин можно встретить на диске «По волне моей памяти» (1976). Значит ли это, что до этого он не мог уже быть БАрыкиным?
Вовсе нет. В октябре 1975 года я был на концерте ВИА «Верные друзья» и там записывал с голоса представляемых участников ансамбля. Эта запись у меня есть, там я записал –БАрыкин. Но, допускаю, что я вполне мог и ошибиться. В шумном зале легко спутать одну букву с другой. Тем более, что я записал фамилию солистки, как Быковская, а на самом деле это была Буренкова.
Порывшись в своих архивах, я нашел два материала на эту тему, которые и предлагаю на всеобщее обозрение. Оба они из газеты «Московский комсомолец» и касаются группы «Карнавал».
Первый опубликован в октябре 1980. И там совершенно четко написано- БАрыкин. Поскольку МК в то время был наиболее авторитетным музыкальным изданием, то, вряд ли они не знали как правильно пишется фамилия АлБара. Хотя, может и не знали.
Второй материал датирован ноябрем 1981 года. Он анонсирует будущий миньон группы «Карнавал». Там тоже написано- БАрыкин (и как автора песни «Я знаю теперь» и как участника группы).
Но на самом миньоне, вышедшем в следующем году написано уже БЫрыкин.На это делается упор в первой точке зрения. То есть, если Александр предстал на диске в 1981 году, как БЫрыкин, то, как минумум, до этого времени он им и оставался.
Однако причины, по которым на диске в 1981 году написали его настоящую фамилию, могут быть совсем иными. И сам АлБар мог никак не влиять на ситуацию с оформлением этого диска.
От многих людей и от него самого я слышал, что запись этого диска пробили для "Карнавала" Матецкий и Кохановский. Именно они (а так же редакторы «Мелодии») и определяли, каким быть диску.
Практически уверен, что никто из участников самого ансамбля никакого участия в художественном оформлении пластинки не принимал. И никто на "Мелодии" их мнение на этот счет не спрашивал. Это была обычная практика для "Мелодии" тех лет. Думаю, что Барыкин первый раз увидел эту пластинку только, когда она уже была напечатана. Хотя, может быть, это и не так. Ниже в своих рассуждениях я попробую учесть и этот вариант.
Если предположить, что к тому времени он уже имел псевдоним БАрыкин, то почему же тогда на диск попала его настоящая фамилия?
Тут могут быть несколько причин. Например, этот его псевдоним мог быть не зарегистрирован в ВААП (Всесоюзное Агентство по Авторским Правам). И если его спрашивали о том, как он должен был представлен на диске, то он, вполне естественно, должен был сказать- БЫрыкин. Поскольку на диске он выступает и как автор песни, который от каждого последующего исполнения этой песни будет получать деньги через это самое ВААП.
Мне могут возразить, а почему же тогда на миньоне ВР 33С62-12735-36 (правда, если этот миньон существует в таком виде) он представлен, как БАрыкин? Потому что, там нет его авторских песен. Там он выступает только, как исполнитель. А исполнитель за диск получал разовый гонорар и никаких денег за дальнейшее распространение диска не получал.
Если же (что вероятнее всего) Александра никто не спрашивал, что написать на обложке пластинки, то за основу взяли его данные, прописанные в договоре (или ином документе) составленном при подготовке этой пластинки к записи.
А если псевдоним БЫрыкин уже был к тому времени зарегистрирован в ВААП, то это тем более указывает на то, что Александра никто не спрашивал по поводу оформления диска. Ведь взял он этот псевдоним именно для того, чтобы так и представляться. В том числе и на дисках. Что он до сих пор и делает.
Считать, что если в советское время артист имел псевдоним (даже и зарегистрированный официально), то всегда и везде он был представлен именно им, вряд ли, будет верно.
Приведу такой пример.
Геннадий Пузырев мне рассказал такой случай. У него был псевдоним- Антон Гаев. Он был зарегистрирован в ВААПе, и под ним он написал несколько песен. В том числе и песню "Проходят годы", которая вышла на диске ВР в 1978 году. В 1980 году другая его песня "Мы стали другими" попала на диск ВИА "Самоцветы", и Маликов (или редактор пластинки) по какой-то причине поместили на обложку пластинки эту песню под его настоящей фамилией- Г. Пузырев.