Cерей Беликов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
Георгий Симонян.

"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым.

(ноябрь 2011- апрель 2012)
8

"Самоцветы":
Сергей Беликов в центре.

-Теперь поговорим о втором твоем пришествии в "Самоцветы". Это был 1981 год? Как это произошло?

После того как прошла информация, что Беликов покинул "Аракс" мне звонили: Шуфутинский, Слободкин и, естественно, Маликов. И в этот же момент меня вызывают боссы Росконцерта:
-Сережа, вы человек раскрученный и мы предлагаем вам работать у нас. Мы вам делаем отделение и вы начинаете сольную карьеру, работая на стадионах и других крупных площадках.
И вот в это же время нарисовывается Маликов с предложением работать у него.
Я ему говорю:
-Я наверное, начну сольную деятельность.
-А зачем тебе это надо. Тебе придется пробивать аппаратуру, собирать музыкантов, делать им ставки и много чего еще.
Он говорил совершенно реальные вещи:
-Тебе надо афишу "Сергей Беликов"? Ты ее получишь в виде красной строки:
"Ансамбль "Самоцветы". Солист Сергей Беликов".
-Ты будешь у меня работать свои 40 минут в программе.
И я на это купился. Правда, я так и не дождался красной строки, но коллектив мы в то время сообща двинули в правильном направлении.

-А почему именно "Самоцветы"? Слободкин был, вроде, по-круче?

Популярность "Самоцветов" в то время была не меньше, чем у "Веселых ребят". Я этому был свидетель.

-Я не об этом. Среди продвинутых музыкантов считалось, что "Самоцветы" настолько "совковый" ансамбль, что идти туда работать, это как предать свои музыкантские принципы. А вот на "Веселые ребята" это не распространялось. Они имели более западный имидж.

Готов подписаться под каждым словом. У Слободкина кучковались люди более клевые, креативные. "Самоцветы" в этом отношении был коллективом более дубоватым. Но... пусть они такие! Пусть половина состава не знает что такое "Джетро Тал" и не знают композиций с последнего альбома "Дженезис" (в "Веселых ребятах" таких боло больше, но тоже не все), но с точки зрения популяности в 80- е годы это были равнозначные величины.
Мы много работали вместе с ними в одних концертах в то время и в 9 случаях из 10 успех у "Самоцветов" был выше. Что-то у нас тогда было, что вызывало у публики больше кокса.

"Самоцветы"-1983 г.:
Сергей Беликов-крайний справа в первом ряду.

-А вы в плане визуальности в начале 80-х ведь были чем похожи. Там фронтмэн -блондин Глызин, тут- блондин Беликов.

Я вот об этом никогда не задумывался. У нас всех была общая жанровая принадлежность. Потому что в 80 году мы все еще сбрасывали с себя шкуру, мимикрировали... Но мы все еще оставались так или иначе -ВИА. Мы просто пытались окончательно не отстать от эпохи. Это уже была эпоха "Машины", "Аракса", "Магнетик бэнд".

-Что этот второй (для тебя) состав "Самоцветов" представлял из себя в сравнении с первым?

Этот состав как-то очень тяжело прогрессировал. Маликов пытался на это повлиять меняя кадры, но помогало это уже мало. Было ясно, что пришло время меньших составов, где уже должны были работать более яркие личности.

-Одна из твоих записей того времени песня "Танцуй со мной"?

Да, была такая. И принималась она хорошо на концертах, но потом я ее перестал петь без всякого сожаления.
Был интересный случай с песней "Зеркало и шут". Эту же песню записал и Валерий Леонтьев. В ленинградской газете "Смена" возник диспут на тему, чья запись лучше. И журналист Михаил Садчиков на радио в одной из передач прокрутил оба варианта и попросил слушателей письмами проголосовать за лучший. В итоге победил мой вариант.

-На сколько я помню Леонтьев эту песню не издал на пластинке. Может быть по этой причине?

Может быть.

Сергей Беликов-.

-После работы над диском "По волне моей памяти" тебе приходилось еще общаться с Тухмановым?

Один раз. Он пригласил меня на запись вокала в песне "Берегите поле". Эту песню я пел потом и в составе Самоцветов.


Фрагмент из телепередачи "Притяжение Земли" (1983 г.) с этой песней можно увидеть ЗДЕСЬ.

-Дуэт Тухманов-Сашко как-то пытался тебя продвигать?

Нет. Во всяком случае я этого не заметил.

-А это не могло быть следствием твоего конфликта с Пахмутовой? Ведь среди композиторов существовала довольно крепкая корпоративная солидарность.

Это я вполне допускаю, но доподлино ничего об этом не знаю.

-В 1982 году вышел диск C60-18949 001 "Прогноз погоды". Говорят, что именно ты занимался сведением этого диска ? И даже, некоторые песни, записал один?

Сведением этого диска, действительно, занимался я совместно со звукорежиссером. Но ни одной песни там я в одиночку не записывал.

-А Маликов участвовал в сведении?

Нет. Он всегда слушал уже готовый продукт и выносил свой вердикт.

-А за подобную работу по сведению диска тебе платили?

Нет. Это был чистый энтузиазм. Все свои работы я всегда сводил сам. В том числе и в "Араксе". И этот процесс был не из легких. Всем музыкантам почему-то всегда кажется, что именно его инструмент зажимают при этом.
Бывало Вадик прибегает:
-Тут бы гитарку посочнее сделать?
-Вадик, убери руки от пульта!
Потом бежит Абрамов:
-Барабаны не слышно!
-Слышно!
Но в итоге мы в "Араксе" добились того, что записываясь потом на тех же студиях и с теми же звукорежиссерами, что и остальные ВИА, "Аракс", по своему звучанию, превосходил на голову все другие коллективы.
Это была -"фирмА"!
Особенно это видно по работам с Антоновым.

Диск

-В 1983 году вышла пластинка C62-20119 001 "Ансамбль "Самоцветы" солист Сергей Беликов. На ней были две песни:
- «Земляничная поляна» - (2.50)
(Ю. Антонов - В. Дюнин)
- «Ноктюрн» - (4.20)
(С. Беликов - Я. Грушко)
На диске написано, что это записи 1980 года, когда ты еще не работал в "Самоцветах". Чьи это записи?


Это записи "Аракса".

-А почему они присутствуют на диске "Самоцветов"?

Этот вопрос к Маликову. Я к этому не имел отношения.

-Дальше о "Самоцветах"?

Через год после своего прихода я решил уйти. Де-факто я много работал в программе. И очень часто при общем финальном поклоне зрители скандировали мою фамилию. Я написал заявление об уходе и подошел к Маликову:
-Вы вот мне обещали, а не выполняете. А у меня есть свои амбиции для карьерного роста.
Он мне в свое время обещал красную строку. Через какое-то время я опять к нему подхожу:
-Почему мы никак не можем решить этот вопрос?
-Сереж, а что вас не устраивает? Вы много работаете, публика вас любит. Ставка у вас высокая. Мы планируем вам еще добавить денег.
Но на главный мой вопрос:
Сергей Беликов-.

-Почему мне не делают обещенную красную строку?
Следует откровенный ответ:
-Я не хочу превращать "Самоцветы" в аккомпанирующий состав Сергея Беликова.
И я его понял.

-По- своему он был совершенно прав. Как руководитель.

Да, я согласен. Тут была политика сдержек. Он боролся за коллектив. А у меня в тот период пошла "пруха". Тогда "Самоцветы" заблистали новыми прогрессивными красками.
Я эту политику сдержек чувствовал. Может быть, он был и прав.
Дальше жизнь вроде бы продолжалась, но что-то в ней стало катострофически обсыпаться.

-Жалеешь, что столько времени проработал в "Самоцветах"?

Да. Я должен был уйти сразу, когда решил. У меня была очень благоприятная ситуация, чтобы начать сольную карьеру.
После Пленума 1983 года расформировали кучу ансамблей. Заставили всех пересдавать программы. У каждого в программе должны быть 80% песен Союза Композиторов. И у всех обязательно 2-3 какие-то общие песни. Эти песни должны быть у всех. Происходила невелировка всех под один уровень.
А Юрий Федорович был в первую очередь чиновником от эстрадного искусства. И просто человеком с сильным чувством самосохранения. Как только эти шквалы понеслись, то он сразу стал все менять. Это привело к тому, что все испугались. Музыканты побросали свои идеи. Люди эти 2-3 года просто тихо пережидали бурю. И "Самоцветы" тоже. Тогда там все поменялось. Стало какое-то варьете, где мне просто нечего было делать. Как говориться:
-А вы там постойте в стороне с бубном.
Я помню, как мы сдавали программу, я еще не уволился. Мы сидим, что-то репетируем... Песни про Победу поем, оратории какие-то разучиваем. Блестяще их сдаем. Я помню, как чиновники от Минкульта жали нам руки с чувством глубокого восторга за великолепную программу и блестящее исполнение.
Но за этим не было творчества. Правда, кого интересовали только деньги, чувствовали себя в то время хорошо. Но там уже был виден общий закат жанра.
В конечном итоге,именно поэтому я и расстался с ними в 1985 году без всякого сожаления.
Потом страница ВИА была окончательно перечеркнута и эти вокально-инструментальные артисты на долгие годы оказались не у дел.
Пока не грянула волна ретро-интереса.
Продолжение