Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

(Газете "Московский комсомолец"-28.04.1989)
Артур ГАСПАРЯН.
Фото Александра АСТАФЬЕВА.

Алексей Глызин:
Поиски себя..

"ЗД" представляет.

ПО ОБЪЕМУ декалитров слез, проливаемых на концертах, можно сделать вывод, что популярность еще недавно не очень известного Алексея Глызина достигает угрожающих размеров. Угрожающих в том смысле, что «звездной гвардии» приходится в очередной раз чуток потесниться, освобождая место для нового «гвардейца». А здесь уже тот случай, когда простодушие народной мудрости «в тесноте, да не в обиде» часто вызывает лишь досаду и хорошо скрываемое на людях нервное раздражение. Тем более в наше время — время повального хозрасчета и бурного формирования поп-рынка.
Далее. Бесконечно любимая мной «Российская музыкальная газета», новый номер которой попал в руки в момент, когда мы с Глызиным как раз и собирались поболтать о том о сем, высказалась как нельзя лучше. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать: «Когда-то обрывали рукава пальто С. Лемешева и ели снег со свежими следами И. Козловского... Наши современницы фанатеют круче: автомобильные слежки, мощная сеть агентов-информаторов, вступление в дружеские и даже родственные связи с соседями по лестничной клетке, кража половиков с бесценными крупицами «отрясенного праха», анонимные вызовы «Скорой помощи», пожарных, ветеринарной службы, войск специального назначения, отключение электроэнергии, горячей и холодной воды, росписи мусоропроводов снаружи (а возможно и изнутри!)... К ужасу обожаемых — фантазии обожателей нет предела», — хихикая, заключил безымянный автор из «РМГ». Мы тоже немного похихикали, а потом согласно порешили, что пора Алеше готовиться к длительной осаде и на всякий случай убрать половик от входной двери.
Смех смехом, но первые признаки есть. Хотя, как мне показалось, герой нашего сегодняшнего разговора пока не очень обеспокоен подобным раскладом. Очевидно, всему — свое время. Ведь звездный путь Глызина только начинается.
И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ в отличие от многих «молодых, да ранних» ты совсем не новичок в этом дело. Впервые я увидел тебя по ТВ очень много лет назад а составе «Веселых ребят», которые пели, кажется, про скрипку, гитару и бас. Я не ошибаюсь?
— Нет, нее точно. Это был 1983 год.
—А до этого? Извини, я совсем не знаю твоей творческой биографии.
— Всё очень обычно. Такой, как у меня, путь прошло подавляющее большинство музыкантов моего поколения. Сперва музыкальная школа по классу фортепиано. Одновременно — явившийся как-то вдруг, как откровение, записанный и перезаписанный десятки раз на магнитной ленте рок. Тогда, в середине семидесятых, он был преимущественно западный. Мы с восторгом слушали «Грэнд Фанк» и «Слэйд». Наконец, мы создали собственный ансамбль, который с большим воодушевлением играл вещи этих групп на танцах в Мытищах. Мой первый, так сказать, опыт на эстраде. Потом было муэучилище в Тамбове. И всегда была потребность играть на сцене. Ну и так случилось, что в 1979 году меня приняли в группу «Ритм», которая аккомпанировала тогда Пугачевой.
—Павел Слободкин не упускает случая, чтобы перечислить прилюдно всех популярных ныне артистов, начинавших когда-то в «Веселых ребятах». Вспоминается в том числе и Алла Пугачева А теперь есть, по-моему, уже целая плеяда новых «именитостей», прошедших когда-то пугачевскую школу.
— Ты совершенно прав — именно школу. Я проработал в ее коллективе год. Для меня этот год стал, пожалуй, решающим толчком в профессиональном росте. Алла — уникальный человек. Известно, что она очень требовательна к тем, кто работает с ней. Но она также очень внимательна к ним, готова всегда поддержать, помочь и советом, и делом. Ни для кого общение с ней не проходит зря, если ты, конечно, не круглый идиот. Так случилось, что в самом начале карьеры судьба свела меня с Пугачевой и ее коллективом, и именно благодаря ей я стал понимать сцену как профессиональный артист.
—Пугачева и поныне суперзвезда. Рассказы об имевшем когда-либо место знакомстве с ней стали вообще очень модной темой. Насколько ты искренен? То есть, сказал бы ты сейчас все это, если бы, допустим, она сошла со сцены несколько лет назад и не была бы столь популярной?
— Сказал бы слово в слово. При чем здесь популярность? Ведь речь о других совсем пещах.
—А как ты оказался в "Веселых ребятах"?
—В 1980 году мы поехали на фестиваль «Киевская весна». Там же были и «Веселые ребята». Познакомились. Слободкин предложил перейти к ним в группу. Нарисовал очень радужные перспективы.
—Перспективы творческие или материальные?
—И те и другие.
—Он предлагал много денег?
—Нет. Тогда о деньгах речи практически не шло. Ты же знаешь, были твердые филармонические ставки, от которых никуда не деться. Он просто говорил, что "ВР" — это очень круто, что у него все схвачено, что еще чуть-чуть и начнутся сплошные заграничные гастроли. Им нужен был гитарист на место Саши Барыкина, который создавал тогда свой «Карнавал».
—Прошло восемь лет, и ты ушел от "Ребят". Ты так долго ждал обещанного?
—Нет. Ведь дело все-таки не в заграничных гастролях. Я никогда не был функционером в коллективе и не отрабатывал какой-то повинности. Все эти «тусовочные» дела, конечно, занимали определенное место в голове. Но все же главным была музыка, творчество. Ведь когда-то я именно для этого взял гитару в руки. Старался никому не подражать, хотя и снимал иногда уже ранее кем-то придуманные приемы. Но это были чисто технические вещи. И когда у меня получился первый шлягер «Вот и все» (он был довольно популярен), я был очень доволен собой и пока еще смутно, но стал нащупывать свой путь в музыке. В «Веселых ребятах» было много хорошего, было и много плохого. Эти восемь лет дали мне настоящую закалку. На первых порах вроде все устраивало. Но постепенно начинало удручать отсутствие возможности петь и играть так, как хотелось, как это казалось нужным и интересным. Худрук держался принципа золотой середины, такого серенького и приглаженного стиля. Голос форсировать нельзя, гитару с первого плана убрать и прочее. Больше делали музыку для худсоветов, у которых было весьма специфическое представление о «хорошем вкусе».
—Почему же ты так долго все это терпел?
—Ну нельзя так сказать, что терпел. Мне хотелось что-то сделать именно в своем коллективе, который был, в общем-то, родным. Иногда все-таки нам удавалось выходить за «рамки», и получались хорошие вещи. В 84-м записали «Бродячих артистов» — песню, сразу ставшую шлягером и резко оживившую интерес к группе. Но одна песня — это ведь несерьезно. Знаешь, одно время я почти поставил на себе крест и не хотел уже ни за что бороться.
—Но ведь до «Бродячих артистов» были «Банановые острова», вызвавшие форменный скандал.
— Да, работа над «Банановыми островами» была, пожалуй, самым светлым воспоминанием за все время работы в «ВР». Это был период подъема группы. Тогда собрался очень сильный состав. Рыжов, Китаев, пришедшие из «Динамика», Чернавский, Матецкий, Гатауллин, Буйнов. Никто не верил, что «Острова» записали «Веселые ребята».
—А как реагировал ваш худрук на все это «безобразие»?
— Он знал, что мы записываем. И дал на это добро. Хотя держался в стороне. Вышла запись. На концертах мы играли и «Мальчика Бананана», и осе остальное. Пел Сережа Рыжов. Тогда у «ВР» был, пожалуй, самый сильный состав. И нам казалось, что наконец то все свершилось и мы нашли свой единственный и правильный путь. Юра Чернавский предложил тогда работать в этом стиле и дальше. Но начал разрастаться скандал Тогда это было модно — учинить скандал какой-нибудь группе за какую-нибудь «вольную» запись. Руководство ансамбля нажало на тормоза, жутко перепугавшись. Из группы ушли Рыжов и Китаев. Все развалилось.
—Но ведь два года спустя появилась всенародно любимая «Тетя»...
Алексей Глызин и Вячеслав Воронов.
— Удачная, но последняя попытка сделать что-то свое в музыке. Она опять окончилась неудачей. «Тетя» была хороша как идея, которая требовала своего развития. А начались сплошные повторы. И мне показалось, что последний шанс упущен окончательно. Честно скажу, я себя начал хоронить. И вдруг как-то совсем неожиданно возник контакт с нашим барабанщиком Витей Чайкой, начал складываться настоящий творческий союз. Витя и раньше пробовал писать песни, но петь их было некому, и все это лежало мертвым грузом. Мы стали вместе репетировать. Я почувствовал, что заново рождаюсь. Было такое же ощущение новизны и праздника, которое я испытывал когда-то, играя на тех давних танцах в Мытищах в середине 70-х годов. В конце концов мы решили, что должны создать свою группу.
—И раздался радостный крик "Ура!".
—Да. Ведь мы так долго к этому шли.
—Теперь ты полностью удовлетворен?
—Удовлетворен прежде всего тем, что я полностью свободен в творческом смысле. Работаю так, как хочу. Хотя те песни, которые уже записал, еще не совсем отвечают моему мировоззрению и представлениям о музыке.
—А какова эта формула?
—Словами объяснить трудно. Формула такая: откровенность плюс мелодизм. Но это ничего не говорит, потому что слова слишком обтекаемы. Из тех песен, что я сделал, ближе всего моему мироощущению «Пепел любви» и «Зимний сад». А новая программа, которая уже задумана, появится ближе к осени.
—Успехов!
ГРУППА «Ура!» во главе с Алексеем Глызиным возникла осенью прошлого года и проделала за эти месяцы весьма успешный путь, став в Москве одним из самых популярных коллективов. Образ своего парня, поющего простые, запоминающиеся песенки о простых и всем понятных вещах, пришелся по душе многим людям. Этот образ при кажущейся простоте и безыскусности оригинален, симпатичен, очень узнаваем. Можно сказать, что Алексей Глызин все-таки нашел то свое, что он так долго искал.
В составе группы "Ура!": Вячеслав Воронов (бас-гитара), Валерий Маклаков (клавишные), Юрий Рыманов (гитара, вокал), Виктор Чайка (барабаны). Музыка всех песен — Чайки, аранжировки — Маклакова, стихи Симона Осиашили.
Сайт управляется системой uCoz