Валерий Колпаков.
КУЗЬМИН, БАРЫКИН И ДРУГИЕ...
(Февраль 1986 г.)
1
-Кого из молодых артистов вы могли бы выделить?
-Владимира Кузьмина, Александра Барыкина...
(из интервью с Аллой
Пугачевой
газета "Молодой дальневосточник" 12.07.85)
Барыкин-1.
1973 год.
Ансамбль "Весёлые ребята" на пике творческой активности. Через него чередой
проходят многие известные сегодня музыканты. Среди вновь пришедших оказался
молодой певец и гитарист Александр Барыкин. В концертной программе ансамбля он
получил несколько номеров. Среди которых была и песня руководителя группы Павла
Слободкина "А мне-то зачем", которая стала очень популярной.
В 1975 году
"Веселые ребята" выпустили свой первый "гигант"- "Любовь-огромная страна". На
этой пластинке Александр записал 2 песни "Вечная весна" (Д Тухманова) и "А
мне-то зачем?" (П.Слободкина). В записи этой пластинки среди прочих принимал
участие Евгений Казанцев-бас-гитарист "Весёлых ребят". Возможно, его дружба с
Барыкиным началась именно тогда...
Следом за этим диском группа выпускает
"миньон"
с песнями Д.Тухманова, одну из которых "Полоса невезения" тоже спел
Барыкин. Это было последнее,что он сделал в составе этого ансамбля.
В 1975
году назревший конфликт между руководителем ансамбля "Самоцветы" Юрием Маликовым
и остальными участниками уладить мирным путем не удалось и коллектив распался.
Всего 3 недели потребовалось Маликову чтобы набрать новых музыкантов.Среди
приглашенных оказался и Александр Барыкин.
А в это время композитор
Д.Тухманов подбирал исполнителей для записи своей новой пластинки. Барыкина он
приметил ещё в "Веселы ребятах", поэтому и пригласил его принять участие в
записи. Пластинка вышла в 1976 году под названием "По волне моей памяти".
Александр исполнил там композицию на стихи Ш.Бодлера "Приглашение к
путешествию".
К сожалению, я не видел выступления "Самоцветов" в тот период,
когда там выступал А.Барыкин, поэтому мне пришлось просмотреть довольно много
музыкальной периодики в надежде отыскать хоть что-то по этому
вопросу.
Наконец, в журнале "Музыкальная жизнь" N17 за 1976 год я нашел:
"Наши жизнерадостные "Самоцветы" не удержались от рыданий:
"Ты приносишь беду,
Ты с ума меня оводишь
бился на грани истерики Александр Барыкин в песне О.Иванова и В.Павлинова, но всё же
нашел в себе силы для гордого резюме:
"Вот я всё-я тебя от себя отлучаю..."
В 1978 году Барыкин, приобретя уже достаточный опыт, возвращается в "Весёлые ребята". И почти сразу принимает участие в записи очередного альбома группы "Популярная
мозаика", который "Веселые ребята" записывали по просьбе фирмы "Мелодия". В него
вошли боевики западных групп с русским вариантом текста. Две песни "Мона Лиза"
(единственная на пластинке записанная на английском языке) и "Что ты хочешь мне
оказать" были вкладом Александра в эту работу.
Пластинка вышла в 1979 году
под названием "Музыкальный глобус" и заслужила множество справедливых нареканий
вторичностью музыкального материала и массой ошибок в определении авторов
песен.
Однако Барыкина это уже не волновало и всю эту критику он воспринимал
как бы со стороны, потому что в 1979 году он покинул "Веселые ребята" и вместе с
двумя участниками ансамбля "Самоцветы"- Евгением Казанцевым и Владимиром
Кузьминым перешел в МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей).
Кузьмин-1.
Владимир Кузьмин родился Москве в 1955 году в семье
военного. С 6 лет начал учиться в музыкальной школе по классу скрипки. В 10 дет
увлекся гитарой.Начал сочинять песни. В 1972 году учась в 10 классе написал
песню "Мама", которую исполняет до сих пор.На профессиональной сцене с 1977
года.Сначала, как гитарист и флейтист в ВИА "Надежда". По рекомендации
руководителя инструментального ансамбля "Мелодия" Георгия Гараняна в 1978 году
был принят в "Самоцветы" в качестве гитариста.
Юрий Маликов:"
Кузьмин работал в нашем ансамбле год. Как гитарист он тогда ещё только подавал
надежды. Сделал несколько аранжировок. В частности к песне "Погода разгулялась".
Но его песен в репертуаре "Самоцветов" не было." Кузьмин:
"Песен тогда у меня было много, но в то время ещё невозможно было играть
свою музыку". Работа в "Самоцветах" Кузьмина всё-таки не устраивала.
Собственные идеи властно требовали реализации. Взгляды Кузьмина разделял другой
участник "Самоцветов" бас-гитарист Евгений Казанцев. Однажды на гастролях группа
работала вместе с ансамблем "Весёлые ребята", в котором выступал в то время
Александр Барыкин. Это произошло в 1979 году. И вот трое пока малоизвестных, но
достаточно честолюбивых музыкантов решают, что пришло их время.
Они переходят
на работу в МОМА.
Карнавал-1.
В то время, когда Кузьмин, Барыкин и Казанцев
меняли место работы, в ресторане "Белград" зарабатывал себе на хлеб с маслом
некто Владимир Болдырев, долгое время работавший барабанщиком в ансамбле п/у
Р.Паулса и записывавшийся иа пластинках с известным азербайжанcким джазовым
музыкантом Вагифом Мустафа-заде, а год назад признанный лучшим ударником на
фестивале джазовой музыки "Тбилиси-78". Встреча с ним закрыла последнюю вакансию
в составе, а в штате МОМА появился новый ансамбль "Карнавал". В основном группа
работала в ресторанах и поначалу играли всё "от Бенсона до Челентано".Этого
требовала специфика их работы.
Кузьмин,Болдырев,Казанцев,Барыкин.
|
Кузьмин: "Мы просто дорвались до
хорошей популярной музыки.Однако кроме ресторанной программы у "Карнавала" была
и концертная, где мы играли свои композиции. В 1979 году у нас уже были песни в
стиле "новая волна" и "реггей",тогда как другим нашим исполнителям это ещё
только снилось."Однако в связи с тем,что "Карнавал" не был
представителем концертной организации его выступления носили любительский
характер. В 1981 году группа выпустила свой первый и единственный "миньон".
История его вкратце такова. Владимир Матецкий (бывший бас-гитарист московской
группы "Глобус", а ныне известный эстрадный композитор) и Игорь Кохановский
-известный поэт-песенник, искали группу, которая могла бы профессионально
записать их песни.
Подобный (и весьма удачный) опыт у Кохановского уже был.
Только что вышел (благодаря Кохановскому) первый отечественный диско-альбом
"Кружаться диски", записанный в режимt "нон-стоп" ВИА "Красные маки".И диск этот
был признан весьма удачным.
Первоначально дуэт этих авторов обратился к
"Араксу", который уже имел опыт студийной работы, но "Араке" отказался. Тогда
Матецкий и Кохановский обратились к "Карнавалу". И те согласились.
Решено было сделать 2 "миньона", для чего было записано около 10 песен. Вышел же, как
известно, один с тремя песнями.
Эта пластинка стоит особняком во всех
грамзаписях фирмы "Мелодия" по одной причине: она была записана ресторанным
ансамблем. Ни до него ни после подобного не было.
Пластинка имела достаточно
высокую популярность. Песни с неё "Внезапный тупик" и "Пустое слово" попали в
феврале 1982 года в музыкальный парад газеты "Московский комсомолец"
соответственно на 10 и 15 места. За 1982 год этот диск разошелся тиражом в 1
миллион экземпляров и вошел в десятку самых популярных "миньонов" года (8
место). Однако сами музыканты остались недовольны своей работой.
Кузьмин: :"Я считаю,что в пластинку вошли не самые
лучшие песни. Да и сделали мы все, в общем-то неудачно, а отсюда и очень
слабенькое удовлетворение от работы. Всё можно было сделать гораздо лучше, но
тогда мы еще просто не имели опыта студийной работы. В наших концертах все эти
песни звучали лучше, чем они прозвучали в записи". Что касается того
"Карнавала", о котором идет речь, то уже в период работы над "миньоном" его
практически уже не существовало. Музыканты собирались только для записи.
Казанцев вернулся в "Весёлые ребята".
Перешел в другой ресторан Болдырев.
Однако группа с названием "Карнавал" ещё существовала. В свое последнее турне по
Украине она отправилась в таком составе: Юрий Чернавский-клавишные, Сергей Рыжов
-бас, Юрий Китаев-барабаны, Александр Барыкин-гитара, вокал и Владимир
Кузьмин-гитара, вокал.
По окончанию гастролей группу покидают четверо:
Чернавский, Рыжов, Китаев и Кузьмин. Но история с "Карнавалом" на этом не
заканчивается. Барыкин, оставшись один, собирает других музыкантов и новый
"Карнавал" завертелся в круговороте гастролей.
А что же старый "Карнавал"?
Почему имея такой сильный состав он так и не смог заявить о себе в полный
голос?
Кузьмин: : "В то время никто из нас не ставил перед
собой таких задач, потому что у всех были абсолютно разные
планы".Кузьмин и Барыкин несмотря на множество различий имеют одно
весьма существенное сходство-стремление к абсолютному лидерству. И это
стремление делает распад "Карнавала"вполне объяснимым и неизбежным. Каждый из
них к тому времени имел уже вполне сформировавшийся творческий подчерк. Каждый
стремился пойти собственным путем в музыке, застолбить его и установить на нем
табличку со своей фамилией.
Барыкин: "Делать упор на тексты
при том, что музыка примитивна и аранжировки архаичны-по-моему, признак
провинциализма. Я считаю, что мысль рок-автора должна воплощаться прежде всего
в музыке..."Кузьмин: "...только в сочетании с верным,
по-настоящему поэтическим словом-путь к успеху песни. Такая нужна слитность,
чтобы музыку нельзя было отделить от стихов".Найти разумный
компромисс не удалось. И каждый пошел своим путем.