Вячеслав Малежик

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Беседу вела Г. Замков...(неразборчиво)

Парень из деревни.

(газета "Вечерняя Москва" сентябрь 1990).


20 сентября на сцене Театра эстрады поклонники популярного композитора и певца Вячеслава Малежика встретятся с ним в программе «Москва вечерняя — «Вечерняя Москва», Вячеслав Малежик на сцене и в жизни — два разных человека. Спортивный парень, работающий в ультрасовременной манере на эстраде, певец, «обреченный» на успех, при личном знакомстве оказался человеком, мало похожим на эстрадную «звезду». Скупость движений, суждений, нескрываемый скептицизм, сдержанность высказываний — это черты другого, неэстрадного Малежика.

— Вячеслав, сейчас много говорят о проблемах такого жанра, как авторская песня. В одном из интервью Б. Окуджава заявил, что жанр этот умер под силой превращения в массовое явление. Жанр, в котором работаете вы, в кровном родстве с авторской песней. Не грозит ли и ему .смерть от обилия на эстраде авторов-исполнителей и решение каких проблем обеспечит ему выживание?
— На мой взгляд, разница между авторской песней и творчеством авторов-исполнителей — вещь чисто условная. Я не разделяю тяги к кастовости, считаю, что она мешает ; и исполнителям и зрителям. Не думаю я, и что жанр авторской песни пришел к столь трагической развязке: попробуйте объявить встречи с Б. Окуджавой, Ю. Кимом, В. Долиной — какие аншлаги они соберут! А зрительский интерес — это киспород жанра. Что касается лично меня, то я свое место определил где-то между авторской песней и поп- и рок-музыкой.
К вопросу о массовости и обилии авторов-исполнителей на эстраде. Я думаю, здесь самый точный отбор делают зрители, кому остаться, а кому уйти, ибо они создают себе Кумиров, голосуя симпатиями, своим временем и... деньгами.
Что же касается проблем.., то у нас сейчас столько проблем, связанных с нашей жизневыживаемостью, что толковать о проблемах внутри или около эстрадного жанра н е главное. У нас всех сейчас главная проблема — Пустые прилавки, бессмысленная трата времени в очередях и отсутствие любви ко всему живому.
— Хорошо, не будем о проблемах широкого жанра, а что делать, если исполнитель теряет зрительское внимание?
— Надо все равно идти вперед или... переходить в кич.
— В кич?
— А что вы удивляетесь? Многие люди сознательно бросаются в него. Это своеобразный способ привлечь к себе внимание. Ну а потом можно заниматься и серьезным делом. И даже необязательно возвращаться к кичу. Пришли же вслед за роком панки, и, прежде всего, они ошеломили зрителей своим шокирующим видом. Главное — привлечь внимание.
— Вы автор многих популярных песен. Как вы думаете, что в них важнее: слова или мелодия?
— Песня—явление крайне сложное. И слова и мелодия для нее равнозначны. Ее прародители — ораторы древности — распевали слова, чтобы лучше донести их смысл. Смысл! А чтобы его донести, слова надо прочувствовать, полюбить... На Западе 70 процентов певцов являются авторами исполняемых песен, и такая «массовость» не мешает жанру, ведь песня выражает твою личность, мировоззрение, а значит, она должна быть целиком твоя. Каждая новая песня — это продолжение, это пройденный кусок твоей жизненной дороги... Я пою свои песни и еще русские народные, которые мне, выходцу из крестьянской семьи, особенно близки.
— Сейчас очень модно считать шишки, полученные в период застоя. Все что-то достают из столов, с полок... У вас есть «шишки застоя»?
— Эпоха застоя... Я не могу однозначно отрицательно к ней относиться. В это время, действительно, было много придирок,-трудностей с «пробиванием»... Я не говорю уже о телевидении, куда на пушечный выстрел не подпускали вокально - инструментальные ансамбли, а я тогда работал в «Пламени», в «Веселых ребятах»... Но ругать так называемый застой не могу... Это же был период моей молодости, я получил диплом инженера, писал диссертацию, пел, сочинял стихи и музыку... Ко мне пришел первый успех... Мне трудно ругать то время. Как я пою в одной своей песне:
А для полного счастья чего-то, чего-то должно не хватать...
Я был счастлив, но... чего-то мне не хватало. Сейчас мы, правда, с нехваткой переборщили, но у каждого времени, для каждого человека свои черные и белые полоски, которые особенно хорошо видятся на расстоянии в несколько десятков лет.
— Вячеслав, вы не первый раз участвуете в нашей традиционной благотворительной программе «Москва вечерняя — «Вечерняя Москва». Вы верующий человек?
— Я не ношу креста. Но мои моральные постулаты совпадают с теми, что выдвигает христианская церковь. Я верю в добро, и я за милосердие к ближнему. Но мне хотелось бы несколько расширить амплитуду деятельности благотворительных мероприятий. А так как я верю только в реальные дела, то предлагаю свою концертную благотворительную программу безбилетной аудитории. И пусть каждый зритель опустит в копилку милосердия свой рубль или сколько сможет, не за билет, а по зову души.
— Спасибо за беседу. Если бы я заседала в жюри конкурса на самого обаятельного исполнителя, я голосовала бы за вас. Знаете почему? Потому что помимо песен, воспринимаемых душой, сердцем и ухом, вы владеете магнетизмом, влияя на настрой зрительного зала, умея установить контакт со слушателями и держать зал в нужной температуре.
Ваша актерская жизнь — публичная исповедь, и вы делаете это органично, умело и обаятельно. Это не может быть проходным... Это надолго.

Дорогие москвичи! В наших благотворительных концертах примут также участие: писатель-сатирик Виктор Коклюшкин (22, 23), лауреат Всесоюзного телевизионного конкурса «Юрмала-89» Надежда Рябова, Алиса и Сергей Мон (20), автор-исполнитель Елена Шляхова (22, 23), театр музыкальной эксцентрики и пародии «Бим-Бом» (20), группы «Страна чудес», «Мона Лиза», журналист Анатолий Рубинов (20), лауреат Всесоюзного конкурса, лауреат премии Московского комсомола Ксения Георгиади (20), поэт Лариса Рубальская (20, 23), лауреат Всесоюзного конкурса Юрий Петерсон и балетный ансамбль, Ольга и Михаил Жемчужные (23). заслуженный артист РСФСР Роман Романов и Серафима Пейсен, Виктор Салтыков и группа «Макси» (20), группы: «Нескучный сад», «Версия», Александр Лыкин и балетная группа, врач-психотерапевт Владимир Смолий (22, 23), заслуженный артист УССР, лауреат премии комсомола Украины Игорь Демарин, писатель-сатирик Лев Новоженов (20), лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов Константин Киселев (20, 23), Людмила Розанова (20, 22), автор-исполнитель Никита Джигурда (20), кантри-фолн-группа «Кукуруза» (22, 23), группы «Пламя», «Джаз-балалайка» (22), победитель конкурса «Кто есть кто» газеты «Вечерняя Москва» Юрий Третьяков.
(прислал Александр Куликов)