Валерий Ободзинский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Совсем другая история.

(апрель 2012, июль 2020).

7

Глава 6.
Донецкая филармония (1970-1972).

Ещё в конце 1969 года стало известно, что Ободзинскому в следующем году "закроют" РСФСР (Россию). От него стали уходить музыканты, и чтобы как-то компенсировать эти потери, руководитель его ансамбля Юрий Щеглов во время декабрьских гастролей по Дальнему Востоку пригласил переехать в Донецк целиком джазовому ансамблю хабаровского Дома офицеров, но согласились только двое: Олег Кичигин (контрабас) и Александр Цыгальницкий (барабаны).
Одним из главных стимулов этого переезда стало обещание Михаила Дорна (главного администратора Донецкой филармонии) сделать им в Донецке квартиры.
Михаил Дорн и Евгений Весник.

Новый состав музыкантов для Ободзинского комплектовался в Ленинграде. Туда в январе 1970 приехали Кичигин и Цыгальницкий. Недолго прорепетировав, Ободзинский с обновленным составом приехал в Москву для первых в этом году выступлений. Однако концерты не состоялись, начал действовать запрет на гастроли певца в пределах РСФСР. Не солоно хлебавши, всем пришлось вернуть в Донецк, точнее в Горловку, где была сделана репетиционная база коллектива, названного "Золотая карета". Снова репетиционный период и первые гастроли 1970 года состоялись весной в Днепропетровске.

Состав музыкантов постоянно менялся. Донецкая филармония даже дала объявление в газете "Советская культура" от 4 июля 1970 года, о приглашении на работу новых музыкантов.

Не гастролируя по РСФСР, Ободзинский, тем не менее, не страдал от отсутствия концертов: Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан и другие республики ждали его с распростертыми руками. За неполный 1971 год (пока действовал запрет) Валерий 9 раз был в Минске, не только с сольными концертами, но и для участия в различных мероприятиях.

К концу 1971 года действия запрета закончилось и Валерий Ободзинский совершил большой гастрольный тур по Уралу и Сибири, который длился несколько месяцев. В некоторых городах он работал вместе с оркестром О.Лундстрема.

Кроме того он очень много записывался и на "Мелодии" и на радио. Приезжая с очередных гастролей, он распускал своих музыкантов на отдых, а сам направлялся в Москву, где его уже ждали различные авторы с предложением записать свои произведения. В этот период было записано самое большое количество песен, из которых и был собран в 1970 году первый гигант "Поет Валерий Ободзинский" (33Д-028841-2).

28 августа 1971 года в газете "Советская культура" появились критические заметки о Валерии Ободзинском. Там его упрекали за излишества в постановки песен, второсортность репертуара и отсутствие связей с жизнью молодежи. Подобной критики эстрадных артистов в советских газетах того времени было довольно много. К сожалению, сами артисты давали к этому достаточные основания.

Работая в Донецкой филармонии, Ободзинский не оставлял желания вернуться в Москву. Для этого он пытался разными способами получить жилье и прописаться в Москве. И вот в начале 1970 года он получил через ЖСК "Ташкент" трехкомнатную кооперативную квартиру на улице Гайвороновская. Помог ему в этом режиссер-постановщик отдела филармонической работы Москонцерта Давид Леонидович Брусин. На официальном бланке Москонцерта он написал письмо в Моссовет, что Валерий Ободзинский является лауреатом Всероссийсого конкурса, и что он и его жена успешно работают в Москонцерте по договорам, а сейчас певец подготовил новую программу и Москонцерту необходима его постоянная работа в этой организации. Письмо получило нужную резолюцию, и Валерий Ободзинский с женой стали москвичами.

В 1971 году в Донецке по распоряжению первого секретаря Донецкого обкома КПСС В. И. Дегтярева Валерию Ободзинскому выделили двухкомнатную квартиру. Ключи от неё он отдал двум своим музыкантам Олегу Кичигину и Александру Цыгальницкому, которые и заселились туда вместе со своими семьями. Сам Ободзинский в ней никогда не жил, предпочитая останавливаться в гостинице.

Летом 1971 года Управление по борьбе с хищением социалистической собственности МВД СССР добралось до ушлого режиссера Москонцерта Д.Л.Брусина. Выяснилось, что помимо Ободзинского тот "помог" стать москвичами еще двум артистам. В итоге Брусина уволили из Москонцерта и исключили из КПСС.
За весь 1971 год Ободзинский записал на "Мелодии" только две песни. И ни одной в 1972. Уверенно можно предположить, что тому виной было следствие по делу Д.Л.Брусина, в котором фигурировал и Ободзинский, и который вполне мог стать одним из обвиняемых.
На основании результатов следствия в мае 1972 года исполком Волгоградского райсовета г. Москвы отменил своё решение о предоставлении жилой площади артисту В.Ободзинскому и аннулировал ордер на право занятия им кооперативной жилплощади.

Пока шло следствие Валерий Ободзинский решает покинуть Донецк и вернуться в Москву. 27 апреля 1972 года он увольняется из Донецкой филармонии и переходит в Росконцерт.
Продолжение