Служить или обслуживать?

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Служить или обслуживать?

сентябрь 2022 г.

2

М.Таривердиев:

-А ведь альтернативы были. Тогда, как официальная песня в массе своей была конформистской, появилось чрезвычайно интересное противостоящее ей направление- авторская песня, творчество бардов. Отказ популяризировать его, попытка загнать в подполье, было колоссальной ошибкой.

Не хочется думать, что подобные утверждения вызваны конъюнктурными соображениями периода "перестройки". Бардовская песня не была ни в какой степени альтернативой советской песне. С таким же успехом Таривердиеву следует признать деятельность бардов, как альтернативу Союзу композиторов и Союзу писателей, поскольку большинство из них сочиняли к своим песням и музыку и стихи.
Или авиамодельные кружки следует признать альтернативой авиационной промышленности.
Движение бардов -это было САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ творчество хорошо образованных широких народных масс. Для большинства из них это было хобби, дело для души, за увлечение которым они не получали денег. В отличии от тех, кто работал на эстраде профессионально. Тех же деятелей СК и СП. Именно последние и не пускали самодеятельность туда, где жирно кормились профессионалы.
Бардовская песня вполне себе спокойно существовала в культурной жизни Советского Союза вместе с профессиональной эстрадой. По все стране проходили фестивали самодеятельной песни, которые собирали аудиторию (в десятки и сотни тысяч) зачастую недоступную для профессиональной эстрады. При этом никакого реального противостояния между этими жанрами не было. Аудитория у них была в значительной степени общая.
Это были два берега одной песенной реки смысл которой- дать эмоциональный отдых людям от своей основной производственной деятельности. Развлечь их.
Ровно такая же задача была и у спорта. Который так же состоял из любительского (самодеятельного, называемого физкультурой) и профессионального. Однако в отличии от многих деятелей культуры спортсмены не занимались морализаторством и поучениями остального населения страны, а тяжелым трудом совершенствовали своё мастерство. Что, в конечном итоге, и вывело советский спорт в мировые лидеры в значительно больших областях, чем советскую культуру.

М.Таривердиев:

-Протест бардов не был поддержан. Ни Союзом композиторов, ни Союзом писателей. Он всячески глушился. И тогда на нас обрушилась импортная масс-культура, началось повальное увлечение молодежи поп- и рок-музыкой, советская песня как явление практически отошла на второй план.

Не было никакого протеста. Бардов-любителей не поддержали профессионалы по сугубо субьективным причинам. Первую я уже изложил выше, а вторая, выступавшая в качестве оправдания первой, была в том, что с точки зрения профессиональных музыкантов самодеятельные авторы-исполнители не умели делать правильно ничего.
Вот генеральный директор "Мелодии" В.Сухорадо в одном из интервью говорит по аналогичному поводу:

-Нас еще упрекают в том, что мы не записываем некоторые самодеятельные ВИА. Тут вопрос особый: мы все-таки учреждение Министерства культуры и любую группу записывать не можем. Такие перлы мог бы я вам привести из репертуаров как раз тех, о чьей записи очень пекутся их поклонники. Тиражировать пошлость, безвкусицу, безграмотность, безголосицу?

Да и сам Таривердиев это не отрицает. Говоря о зарождающемся в это время советском роке, он пишет:

-Да и сама рок-музыка крайне неоднородна в своих проявлениях. Здесь можно встретить и подлинные поиски электронных звучаний, и социальные мотивы, и внешний эпатаж, и балаган, и культ насилия, и бессмыслицу провозглашаемых текстов типа: "соки, пиво, вода, пельмени, хочу уткнуться в твои колени".

Поскольку Таривердиев, будучи классическим композитором, смотрел свысока на советскую эстраду, то, очевидно, что он плохо переставлял, как формировалась и развивалась молодежная музыка. Конечно же, не из-за мифического протеста бардов, и не в связи с ним, на нас обрушилась импортная масс-культура. Вся молодежная музыка, которая зарождалась в 60-е годы, формировалась исключительно на западной масс-культуре и английском языке. При этом советская песня, как таковая, начисто отвергалась. Минкульт СССР всеми путями довольно долго боролся с этим явлением, и только после 1980 года, можно считать, что эта борьба принесла результат- советская песня стала определять репертуар молодежных эстрадных коллективов.
Следует признать, что определенную роль в этой победе сыграла и самодеятельная авторская песня, которая вся без исключения пелась на родном языке.

М.Таривердиев:

-Я считаю, что рок-музыка- в целом явление чрезвычайно интересное, во многом скорее не музыкальное, а социальное. Это тоже протест. Протест против утверждавшегося с трибун, с эстрады, с экранов телевизоров образа некоего социального благодушия, благоденствия.

И это очевидное заблуждение. Мне гораздо ближе другая точка зрения, другого профессионального композитора, но в отличии от Таривердиева стоявшего у истоков зарождения рок-музыки в СССР. Я имею ввиду Глеба Мая:

-Потом в 80-е годы эту пустоту заполнила самодеятельность, которая наводнила страну своими записями. И в результате произошел такой самообман. Появились группы, которые на языке весьма посредственной поэзии, пели, как горит свеча, про куклы и прочее... Вся эта, как бы, иносказательность, была похожа на кваканье из-за угла... И это при полном отсутствии музыки.
Если всю иносказательность отнять и посмотреть, а что они собственно играют? То окажется, что это такие туристические песни у костра. А ведь это все преподноситься, как рок-музыка...
Рок-музыка это явление, прежде всего, музыкальное. Мы же, когда влюблялись в эту музыку, мы же языка не знали. И именно в таком виде это явление завоевало весь мир. А потом взяли это и подменили. Музыки не надо, я сейчас что-то спою про что-то и все. Как это у Гребенщикова.
Когда эта рок-музыка в середине 80-х вышла на поверхность, она стала гламуром. То есть, представлением быдла о красивой жизни...
Рок-музыка состоит из абсолютно точных стандартов. И если они не слышны на слух, то это не рок-музыка. Этими стандартами надо владеть. Рок-музыка это явление музыкальное. А они сказали, что это не музыкальное явление, а социальное.
Так можно взять баян и спеть под него что-то типа " я ненавижу наше время". И на основании этого утвердить себя рок-музыкантом.


Советский рок -это в определенном смысле развитие советской авторской песни, но на другом витке истории СССР. Здесь уже появился неосмысленный социальный протест- за всё хорошее против всего плохого. Его всячески подогревала деятельность творческих союзов: Союза композиторов, Союза писателей, Союза художников, Союза кинематографистов и т.д. Именно эти люди годами препятствовали проникновению в свои ряды новых молодых талантов и этим тормозили обновление и самоочищение советской культуры. Вред, который творческие союзы принесли стране, ещё предстоит осмыслить.

М.Таривердиев:

-На мой взгляд, гораздо большую опасность для массового слушателя, просиживающего часами возле телевизора, представляет не рок-музыка, а поп-музыка, по самой сути своей конформистская, так как приспосабливается к вкусам массы. Кстати, вот это и можно назвать обслуживанием, правда, псевдокультурным. Так же, как и псевдогражданская массовая песня, поп-музыка создает некий иллюзорный мир- мир сладкой жизни, мелодраматической любви, подделки красивости. Кроме того, она имеет под собой, без сомнения, коммерческую основу, что, вероятно, хорошо и правильно в любой области, кроме искусства.

В этой цитате очень ясно видны заблуждения советских артистов, основанные на ошибочном целеполагании своего места в культуре страны.
И рок и поп-музыка во всех странах является конформистской, то есть, базирующаяся на вкусах людей определенных территорий, где эта музыка возникает. Эта музыка ОБСЛУЖИВАЕТ этих людей, являясь для них РАЗВЛЕЧЕНИЕМ и ОТДЫХОМ. И, значит, во-первых: она не может не быть приспособленческой. И, значит, во-вторых: имеет под собой коммерческую основу. Впрочем, это было очевидно и тогда. А сегодня и вообще не подлежит сомнению.
Возражение было только одно, и оно исходило от самих артистов. Создавать то, что хочет публика, значит идти у неё на поводу и тем воспитывать дурной вкус.
Это один из главных мифов советской культуры. Никто не наделял этих людей правами воспитывать хороший вкус общества, поскольку сами они не доказали, что таким вкусом обладают. Ведь именно в этой среде родилась поговорка "чем пошлее, тем башлее".

Елена Камбурова в одном из своих интервью 2004 года говорит:

-Песня формирует меня, воспитывает, а я воспитываю своих слушателей, их души, их мысли. Вот почему мне сегодня так страшна попса. Я говорю с полнейшей убежденностью, потому что очень много думала и думаю, анализирую, пытаюсь доискаться до корней. Это явление существует не само по себе; оно влияет на всё общество, уничтожая в человеке самое ценное, лишая его образного мышления, слуха и зрения на самые важные проблемы нашей жизни. Очень трудно не потерять ориентиры, не сбиться с избранного пути- слишком упорно довлеют силы невежества.

Что тут можно сказать?
Вот она эту свою аудиторию воспитывала-воспитывала 40 лет, и всё без толку. Кругом одно невежество наступает. Так куда ж её воспитание делось?
Да и было ли оно?
Проблемы и пути их решения люди черпают не из песен и не на концертах, а из окружающего их мира и своего жизненного опыта.
Почему же искусство, по мнению советской творческой "элиты", в отличии от других сторон жизни, не должно иметь коммерческую основу, хотя вся предыдущая история мира этому противоречит?

Мы бродячие артисты,
Мы в дороге день за днем.
И фургончик в поле чистом,
Это наш привычный дом.
Мы великие таланты,
Но понятны и просты.
Мы певцы и музыканты,
Акробаты и шуты.



Не для кого не секрет, что даже в СССР значительные части культуры были коммерчески успешны. Например, кинематограф или эстрада. Советское Кино было очень популярно внутри страны и хорошо продавалось за рубеж. Эстрада имела успешный сбыт в основном внутри страны. Даже классическая музыка, имевшая малую доходность на родине, тем не менее, приносила немалый доход в валюте, поскольку подавляющая часть продававшихся за рубеж лицензий относились именно к ней.
О том, что культура вполне себе может подлежать коммерциализации в то время очень доходчиво показал советским людям Запад. Естественно, знала об этом и вся творческая интеллигенция, которая во множестве своем выезжала на Запад, как в составе разных придуманных делегаций, так и в турпоездки.

Кстати, к Таривердиеву это тоже относится в полной мере.
Почему же мечтая о "заграничной жизни", о таких же заработках, наша творческая элите, тем не менее, не хотела себе здесь такой же коммерческой культуры?
Ответ на это вопрос прост: потому что они понимали, что прокормиться своим творчеством, большинству из них даже здесь, не удастся.
По этой причине они, как бы, "не хотели" принимать участие в коммерческой (развлекательной) культуре и всячески её зажимали.

В 60-е годы в Советском Союзе начала зарождаться новая эстрада. Плакатная песня уступала место лирике и грусти. Появилось большое число новых молодых певцов и певиц: Макаров, Трошин, Кристалинская, Пьеха и т.д. Возник огромный интерес, а с нею и популярность советской песни. Песня перестала призывать, она стала развлекать. Она вернулась на свой естественный путь развития. И это не всем деятелям культуры пришлось по душе.
Из книги Таривердииева:

-Еще начиная с шестьдесят четвертого года мы все почувствовали, как стремительно стали меняться приоритеты в сторону развлекательности, наступающей масскультуры. С приходом Брежнева это было возведено в ранг государственной политики. Развлекаться любой ценой, пусть убого, но развлекаться — начинался пир во время чумы. Бесконечные песенные конкурсы, дешевая эстрада. Я отнюдь не противник эстрады. Но сложилось так, что особенно в последние годы пытались повторить то, что делается за рубежом, перенести существующие в западной эстраде формы, отдельные элементы и даже стили на нашу почву. Я не утверждаю, что западная эстрада плоха: там есть разные явления — и хорошие, и плохие. Попытки же все время сделать как кто-то напоминают мне Эллочку-людоедку, которая постоянно должна соревноваться с дочерью миллионера Вандербильда. Только вместо меха шиншиллы она надевала крашеного кролика.

Как уже было сказано выше, Таривердиев не любил советскую песню, но это не мешало ему быть многократно участвовать в жюри различных песенных конкурсов. Вот один такой эпизод, рассказанный Юрием Метелкиным:

- Когда мы вышли на Всесоюзный конкурс, то у нас там возникла проблема с моей песней "Цветы на дорогах войны". Рома Болотный нам сказал, что мы должны в финале спеть песню Пахмутовой, которая была у нас в репертуаре, иначе (им намекнули в жюри), лауреатства нам не видать.
Что делать?
Мы не хотели соглашаться на это и уперлись. Возникла какая-то пауза, а конкурс идет. Я помню, был такой момент. Я сижу один в холе в Останкино и что-то там ковыряю на рояле. И тут ко мне подходит Таривердиев и говорит:
-Я хочу вам дать совет. Вы поете слишком по-западному.
- А как надо?
- Надо "подкобзонивать".
Для меня, как будто мир перевернулся. Я ведь к этому стремился, и такого совета от мэтра не ожидал. Тогда я был максималистом в искусстве: всё или ничего.
В итоге, кажется, мы спели и "Цветы..." и Пахмутову, потому что лауреатами мы всё таки стали.


Жюри конкурса "Алло! Мы ищем таланты": председатель композитор М. Таривердиев, поэт А. Дементьев, композитор Ю. Саульский, редактор Г. Ульянова, редактор ф-мы "Мелодия", Л. Кренкель, композитор Л. Афанасьев.
Свердловск 70-е годы.

Из книги Таривердииева:

-Есть музыка, адресованная большому количеству людей. И в этом ее принцип. А есть музыка, которая адресована каждому в отдельности, даже если в зале много народу. В те годы вся песенная музыка была помпезной, крупномасштабной, такой… ну вот как высотные здания со всеми их колоннами, статуями. А моя музыка была как бы внутренним протестом против крикливой помпезности советского массового искусства.

Как, все-таки, могут меняться приоритеты с течением времени. Сегодня во время тотальной творческой свободы высотные здания советской постройки являются пределом мечтаний для проживания в них самых успешных и богатых "деятелей" российской культуры. А сам Таривердиев существует в нынешней массовой российской культуре, только, как советский композитор-песенник написавший музыку к "совковому" фильму про войну, где были гениальные слова Роберта Рождественнского:

Я прошу, хоть ненадолго
Боль моя, ты покинь меня
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому
Отсюда к родному дому
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией
Берег мой, берег ласковый
Ах, до тебя, родной, доплыть бы
Доплыть бы хотя б когда-нибудь
Где-то далеко, очень далеко
Идут грибные дожди
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли
Где-то далеко в памяти моей
Сейчас, как в детстве, тепло
Хоть память укрыта
Такими большими снегами...

P.S

Жизнь, как всегда лучший и самый обьективный судья.
Вот пришло время, когда культура могла бы меня опровергнуть и доказать своё право СЛУЖИТЬ, а не ОБСЛУЖИВАТЬ.
И что?
И где они- Акробаты и Шуты?
Шуты!