Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Эволюция истоков.

(Попытка реконструкции давно минувших событий).

(Октябрь 2011).


В 50-х годах 20 века эстрада СССР была поделена на два направления: Вокальное- где были представлены солисты-вокалисты, вокальные дуэты и прочие разночисленные вокальные образования; и Инструментальное - обьединявшее музыкантов-инструменталистов всех мастей от одиночек до могучих эстрадно-симфонических оркестров.
И если музыканты еще могли как-то гастролировать самостоятельно, то вокалистам приходилось в этом случае договариваться с противоположной стороной. Однако популярность советской песни была значительно выше популярности музыки инструментальной и потому заработки певцов были заментно выше заработков музыкантов.
Музыкальные коллективы, как правило, сидели на графике в концертных организациях. То есть, выезжали на гастроли с разными певцами в соответствии с утвержденным графиком. Это было неудобно всем. Певцам, приходилось всякий раз репетировать свою программу с новыми музыкантами, а музыкантами соответственно привыкать к новым вокалистам. И тем и другим невозможно было оперативно выехать на подвернувшуюся "халтуру" до тех пор, пока не найдешь свободных представителей другого направления.
Необходимость создания постоянных коллективов обьединявших обе строны была очевидна. Идея витала в воздухе.
Кто первым реализовал эту идею в рамках именно ансамблей мне сегодня не известно, но с большой долей вероятности можно предположить, что одним из первых был ленинградский ансамбль "Дружба", в котором существовала вокальная группа, солисты и группа аккомпанирующих музыкантов.
В 1957 году в Москве прошел фестиваль Молодежи и студентов, где советские артисты увидели воочью иностранные коллективы поющие и играющие одновременно. И, наверняка, оценили их преимущества. На этом фестивале с успехом выступил и ансамбль "Дружба", который вскоре после этого стал профессиональным коллективом Ленконцерта.
Де-факто это был один из первых советских ВИА (а может быть и первым). Признать это де-юре не позволяет только формальное отсутствие упоминание этой аббревиатуры (ВИА) в сочетании с названием ансамбля в период до середины 60-х годов.
На основании известных мне на сегодняшний день фактов могу сказать, что термин ВИА до 1960 года никак не фигурировал на просторах СССР. И только в 1960 году Всесоюзная Студия Грамзаписи (ВСГ) выпустила пластинку, где впервые появилась надпись "вокально-инструментальный ансмбль". Она относилась к коллективу "Самба Бразилия". Это был какой-то бразильский ансмбль, видимо, гастролировавший по СССР в то время. Если пластинка "Самба Бразилия" была первой, где появилось обозначение "вокально-инструментальный ансамбль", то мне видится, что ситуация могла развиваться следующим образом.
Поскольку на тогдашней "Мелодии" (хотя это название появилось позже) было принято персонифицировать (по определенным критериям) все музыкальные коллективы, то именно там при издании этой пластинки был придуман этот термин. Если это так, то по иронии судьбы, термин впоследствии ставший определением именно советской молодежной музыки был придуман для иностранного коллектива.
В 60-х годах явление обьединения вокальных и инструметальных коллективов уже приорело массовый характер и поначалу носила чисто механический принцип. То есть, вокальные ансамбли обьединялись с инструментальными.
Первым советским коллективом, к которому применили термин ВИА стал -"Аккорд" в 1960 ( или в 1962) году. Впоследствии этот ансамбль приобрел известность, как вокальный квартет.
Дальше до 1965 года была еще одна история, где упоминалась аббревиатура ВИА. Речь идет о грузинском ансамбле "Орэро", который на одной и той же пластинке 1964 года назывался, то "вокальным квартетом", то "вокально-инструментальным ансамблем". Правда, пока об этом известно только на уровне слухов.
Наконец, в 1965 году путем такого же механического слияния появился в Дагестане ВИА "Гуниб". Он примечателен тем, что первым из наших ВИА записал сольные пластинки в формате "миньон" и "гранд". В том же году "Гуниб" распадется на две части по тому же принципу, что и обьединился. Вокалисты "Гуниба" позже прославяться, как вокальный квартет "Гая".

Отступление от темы.
Странная какая-то ситуация: все первые ВИА поголовно потом снова становились вокальными коллективами. В чем же крылась причина?
Сразу хочу огорчить сторонников Идеологических Запретов.

Никто первые ВИА не запрещал и на них не давил!

Дело было в системе оплаты. Поскольку официально такого жанра (ВИА) еще не было в системе Министерства культуры СССР, то эти первые ВИА получали по "инструментальным ставкам" от 6 (низшая) до 8,5 рублей (высшая). При этом они не имели права на сольный концерт, а только на отделение. А вот вокальный ансамбль имел ставки от 7 до 15 рублей и право на сольный концерт в 2-х отделениях, где ставка удваивалась. Плюсом к этому была еще гастрольная надбавка 25% , а за игру на инструменте платили еще 3 рубля.
Вот по этой причине называться "вокальным ансамблем" было намного выгодней, чем "вокально-инструментальным".
Даже, если твой коллектив был, де-факто, именно ВИА.
Первым "класическим" ВИА, который начал получать ставку "вокального ансмбля" стали "Веселые ребята" после лауреатства на Всесоюзном конкурсе советской песни в 1968 году.

Но вернемся к истории первых ВИА.
Уже в следующем 1966 году в Ленинграде появились первые советские гитарные ВИА: "Авангард" и "Поющие гитары".
Вокальный квартет "MARINO MARINI" (Италия)
При этом только "Авангард" мог считаться предвестником Эры "классических" ВИА, поскольку ориентировался на Битлз и имел соответствующий состав из поющих музыкантов. А сегодняшные "классики" жанра "Поющие гитары" изначально формировались, как и все первые ВИА, путем фактического слияния представителей вокального и инструментального цехов.
Анатолий Васильев вспоминал позже:
-...я ведь состав делал не а-ля «Битлз», а а -ля Marino Marini, то есть солист и группа вокруг него, которая поет и играет. Поэтому в самом начале я договорился с Анатолием Королевым, который пел у нас в «Дружбе» — певец знаменитый. И я делал программу в расчете на то, что он будет у нас солистом...
А Королев за две недели до показа отказался. Сказал мне: «Толя, знаешь, я, пожалуй, еще поработаю в „Дружбе“, я боюсь, что у нас ничего не получится»... И встала проблема с вокалистом — материал есть, солиста нет...

(http://rus.625-net.ru/audioproducer/2005/09/dedushkaroka.htm)
И вот эта ситуация уже заставила Анатолия Васильева переориентироваться на Битлз, как на поющих инструменталистов.

Дальнейшие события развивались следующим образом.
"Авангард" переезжает в Донецк и теряется на бескрайних просторах украинской глубинки, так и не получив широкую известность. А вся слава "первооткрывателей" (впрочем, вполне заслуженно) досталась "Поющим гитарам".
Долгое время именно они считались Первым Советским ВИА. И хотя сегодня можно точно сказать, что это не так, но ВИА Эра в своем "класическом" виде началась и до сих пор продолжает ассоциироваться именно с "Поющими гитарами".
Эволюция истоков -2.