Эволюция истоков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Эволюция истоков.

(2011-2023).

6

Часть 2. Кто был первый советским ВИА.


Вообще, надо сказать, что кавказские коллективы доминировали в 60-е годы в части формального освоения аббревиатуры ВИА. Помимо вышеназванных коллективов определение ВИА носил и азербайджанский вокальный квартет "Гая (Гайя)".
"Гая" (1977).

Как я уже говорил выше, осенью 1965 года вокалисты ВИА "Гуниб" вернулись в Баку и через некоторое время образовали коллектив под названием "Гая (Гайя)".
В том же 1965 году новый коллектив записывает миньон на 78 оборотов 44897-98, где "Мелодия" идентифицирует его, как ВИА.

Однако вне грамзаписи, "Гая" существует только, как вокальный квартет. А вот редактора "Мелодии" на пластинках называют его, то так, то сяк.


И вот в 1973 году на волне повышенного интереса к вокально-инструментальному жанру, квартет включил в свой состав музыкантов-инструменталистов и тоже стал называться ВИА. При этом нисколько не изменившись по своей сути. А вскоре удивительным образом квартет стал ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВИА.

В 1976 году мужской вокальный квартет разбавили две солистки. И теперь на первой линии у микрофонов работал октет солистов, а музыканты за их спинами продолжали осуществлять только музыкальное сопровождение.


И вот такой коллектив, по исходной идее (Битлз) никак не могущий считаться ВИА, юридически таковым стал. То есть, жанр изначально не имел конкретных признаков своей индивидуальности, и в дальнейшем так их и не сформулировал.

Почему так получилось?
Потому что термин ВИА был придуман на "Мелодии" для своих собственных нужд и задолго до того, как сам жанр возник в СССР. Придуман он был по формальному признаку, как объединение в одном коллективе поющих и играющих музыкантов. Когда спустя пять лет пришла мода на Битлз, породившая эстрадные ансамбли подобного типа, то в процессе интеграции их в официальную эстраду для них был использован уже существующий термин- ВИА.
В процессе становления и развития жанра он стал отдаляться от оригинала (Битлз) и наполняться всевозможными вариантами на эту тему, поскольку четких границ у жанра так и не появилось.

Надо сказать, что призывы как-то систематизировать эстрадные ансамбли в СССР раздавались со страниц советских газет и раньше. Так, например, Валерий Яшкин- один из первых "песняров", ставший впоследствии эстрадным режиссером, на страницах газеты "Советская культура" 29 ноября 1974 писал:

Прежде о самом определении:"вокально-инструментальный". Оно настолько условно, что просто диву даешься, как можно спокойно воспринимать такую расплывчатость в определении целого направления музыки на эстраде. Подобная условность и привела к тому, что, стоя перед афишей очередного вокально-инструментального ансмбля, зритель не знает, что ему предлагают: либо это поющий и играющий ансамбль, либо это вокальный ансамбль с аккомпанирующей группой, либо это несколько солистов и сзади легкое подвывание типа "а-а-а", "у-у-у"... Не пора ли ввести четкую градацию при определении тех или иных ансамблей, работающих на эстраде: разграничить- джаз, вокал с сопровождением, ансамбли, создающие развлекательные программы... А уж в соответствии с избранной классификацией и предъявлять им серьезные профессиональные требования. Думаю, что точно избранное направление творчества поможет коллективам обрести собственное лицо, чего им сейчас так не хватает.

Призывы подобного рода не привели ни к чему. Границы жанра на протяжении всей его истории оставались размытыми.

Нам осталось рассмотреть еще двух претендентов: ансамбли "Авангард" и "Поющие гитары".

"Авангард" - мог бы считаться первым классическим ВИА (поющие музыканты), но став профессиональным коллективом в мае 1966 года, и переехав из Ленинграда в Донецкую филармонию, он сменил название.
Вот, как об этом рассказывает один из основателей коллектива Владимир Антипин:
-Алик Петренко предложил нам работу в Донецке. И только вот с этого началась наша гастрольная работа. А в Ленконцерте мы так никогда и не поработали. Когда мы приехали в Донецк, местная филармония присвоила нам очень "оригинальное" имя – квартет "Юность". Кроме сольной программы, мы еще аккомпанировали Мэри Кирш. Была такая певица, жена Игоря Петренко...
5 апреля 1967 года мы уволились из Донецка и вернулись в Питер.


Таким образом, "Авангард" так же выпадает из нашего списка.

И, наконец, последний претендент - "Поющие гитары", еще в советское время безоговорочно считавшийся основателем жанра ВИА. В 1966 году коллектив стал первым профессиональным ансамблем Ленконцерта и начал выступать под аббревиатурой ВИА. Первый свой концерт в этом статусе дал 2 ноября 1966 года.
Поскольку и оставшиеся три пункта полностью применимы к этому коллективу, то исходя из этого, датой зарождения ВИА в СССР нужно считать 2 ноября 1966 года.
Этот же факт подтверждает права ленинградского ансамбля п/у А. Васильева быть основателем жанра ВИА, как говорят юристы, по совокупности доказательств.
"Поющие гитары".

При этом надо отметить, что сегодняшние "классики" жанра "Поющие гитары" изначально формировались, как и все первые ВИА, путем фактического слияния представителей вокального и инструментального цехов.
Анатолий Васильев вспоминал позже:
-...я ведь состав делал не а-ля «Битлз», а а -ля Marino Marini, то есть солист и группа вокруг него, которая поет и играет. Поэтому в самом начале я договорился с Анатолием Королевым, который пел у нас в «Дружбе» — певец знаменитый. И я делал программу в расчете на то, что он будет у нас солистом...
Вокальный квартет "MARINO MARINI" (Италия)

А Королев за две недели до показа отказался. Сказал мне: «Толя, знаешь, я, пожалуй, еще поработаю в „Дружбе“, я боюсь, что у нас ничего не получится»... И встала проблема с вокалистом — материал есть, солиста нет...

(http://rus.625-net.ru/audioproducer/2005/09/dedushkaroka.htm)
И вот эта ситуация уже заставила Анатолия Васильева переориентироваться на Битлз, как на поющих инструменталистов.

Долгое время именно "Поющие гитары" считались Первым Советским ВИА. И хотя сегодня можно точно сказать, что это не так, но ВИА Эра в своем "классическом" виде началась и до сих пор продолжает ассоциироваться именно с ними.
Окончание