Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

ВИА: секретные материалы.

(июнь 2013).



В данном материале я хочу высказаться о книге Артура Макарьева "БИТЛЗ: СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ".
Ее я прочитал совсем недавно и сразу скажу, что мне она понравилась, как интересное и позновательное чтение.

Участвуя иногда в дискуссиях на тему "идеологические запреты в творчестве ВИА" я всегда прошу своих оппонентов привести примеры этих запретов. Надо сказать, что ничего интересного, в качестве подобных примеров, никто из них привести не смог. Все сводится к общераспространенным СЕГОДНЯ набору высказываний, что, дескать, всем пргрессивным музыкантам все их творчество запрещали на корню по указке Иделогического отдела ЦК КПСС, чтобы они не разрушали страну.
Как же так? ВСЕМ все запрещали, а где же тогда рассказы об этом в огромном море сегодняшних воспоминаний. Где рассказы об этом ВСЕХ?
Я сам подобные примеры ищу очень давно, но то что попадается, при более детальном рассмотрении не выдерживает никакой критики.
В этой связи книга Макарьева оказалась открытием для меня. Я впервые нашел описание, как формировался механизм партийно-государственного контроля над жанром ВИА.
Книга сама по себе не является документальной, скорее про нее можно сказать, что она "написана на основе реальных событий", поэтому я осознаю, что некоторые вещи в ней изложенные, являются плодом фантазии автора. Но даже в таком виде для меня они интересны поскольку автор в них пытается представить ту или иную ситуацию, как она могла бы происходить в реальности. Как это у него получилось это другой вопрос.
Вот такие реальные или "вероятно возможные", по версии автора, события я и попытаюсь разобрать ниже.


Сначала о самом авторе, чтобы представить степень его осведомленности в тех событиях, которые он описывает.
Артур Макарьев

Артур Валерьянович Макарьев сотрудничал с радиостанцией «Маяк» с 1970 года, вел программу «Запишите на ваш магнитофон». В 1972 году создал передачу «Песни молодых». Автор и ведущий передачи «Хит-парад "Маяка"» (с 2000 года). В сентябре 2005 г. выходит в эфир новый сериал - "История популярной музыки".
Много лет он вел передачу "Место встречи - "Маяк". С 5 июня 1987 года им было создано и выпущено в эфир 6101 передача. С августа 2004 по август 2005 года для радиостанции "Маяк" подготовил и провел 60 выпусков радиосериала «"Битлз". История с продолжением». Собранный материал, а также личные воспоминания автора, «битломана» со стажем, и легли в основу книги «Битлз: секретные материалы», изданной в 2008 году.
В 1986-1988 гг. на звукозаписывающей фирме "Мелодия" выпущено четыре пластинки из цикла "Место встречи - дискотека", разошедшихся тиражом 13 000 000 экземпляров.
Артур Макарьев обладал уникальным собранием пластинок, содержащим в себе немало филофонических раритетов, существующих в единичных экземплярах, а кроме того, интересными международными материалами, полученными во время работы в библиотеках Каирского и Амманского университетов и в Библиотеке конгресса США.
Во время службы в Управлении внешних отношений Министерства высшего образования (с 1973 по 1995 год) Артур Макарьев работал в Египте, Иордании, Йемене, Индии и США. В 1997 г. путешествовал по Австрии, снимая фильм по заказу "Австрийских авиалиний". С 1998 по 2004 год путешествовал по Испании, посещал Израиль и Англию.

http://www.onair.ru/main/enews/view_msg/NMID__31754/


Как видим автор был вполне "в теме" и его трактовке событий можно доверять и... проверять.
Из всей книги я намерен рассмотреть только один аспект, а именно историю создания в недрах Минкульта СССР приказа "о вокально-инструментальных ансмблях". На протяжении большой части повествования очень сложно понять в чем суть этого приказа. Упоминание о нем сопровождается совершенно разными комментариями к нему, поэтому я начну с самого начала. С небольшого экскурса в тему.
Первое упоминание об этом приказе отноститься к октябрю 1967 года и вот как оно звучит со слов министра культуры:

"— ЦК КПСС настаивает на издании приказа, регламентирующего работу и деятельность вокально-инструментальных ансамблей."

Из этой цитаты следует, что этот приказ должен узаконить некий набор правил, определяющих порядок работы ВИА. То есть в стране есть какое-то значительное кол-во ВИА и их деятельность надо привести в порядок и как-то узаконить.
Тут надо понять, о каких ВИА идет речь: о прфессиональных или самодеятельных? Поскольку в книге основными героями являются самодеятельный группы, то и начнем с них.
Была ли необходимость в рамках Минкульта СССР писать приказ о регламенте для них?
На мой взгляд, никакой. Деятельность самодеятельных коллективов при Домах культуры (ДК) была и так давно регламентирована положением о коллективах художественной самодеятельности. Там было все четко расписано: где и что они получают и кто их контролирует. При любом ДК было множество кружков и коллективов худ.самодеятельности, и они прекрасно существовали. Самодеятельные ВИА при ДК были такими же "кружками". Они реализовывали свои увлечения на бесплатной основе для себя. Можно сказать, они работали за "еду". С ними все было просто и понятно.
Этому есть подтверждение в этой же книге:

"К разговору вернулись в начале февраля уже в ЦК КПСС в кабинете завотделом культуры. Министр культуры доложила, что коллективы типа «Битлз» имеются во всех крупных отраслевых клубах Москвы...
Положила на стол завотделом список 15 ансамблей из различных клубов, названия, список участников коллективов, фамилии и телефоны клубных работников, ответственных за тот или иной коллектив. Просмотрев список, зав. отделом удовлетворенно заметил:
— Ну что ж, здесь все ясно. Самодеятельность организована, если появятся новые коллективы, то механизм работы с ними отлажен..."


А вот работа профессиональные ВИА требовала регламента, поскольку ничего подобного на советской эстраде раньше не было.
Однако, к октябрю 1967 года лично мне на сегодня известно всего 3 филармонических (профессиональных) ВИА: "Поющие гитары", "Норок" и "Авангард". Очень сильно сомневаюсь, что о двух последних многие знали в ЦК КПСС или Минкульте. Даже первый из этого списка был еще в самом зачаточном состоянии.
Так о каком же регламенте для них на уровне руководства страны могла идти речь?
Некого было регламентировать.

Дальше события развиваются так.
Министр культуры пригласил к себе для беседы двух активистов бит-клуба Сушкина и Маркова, чтобы поговорить об ансамблях. Вот их диалог:

— Ну а кто-то среди ваших коллективов есть международного уровня, ну, как «Битлз», например?
— Нет, — сказал Сушкин.
— Нет, что вы! — замотал головой Марков...
— Пока нет, — уточнил Сушкин...


Такой вопрос министра означает, что либо это не министр культуры, а министр, скажем, обороны, либо министр непроходимо глуп. Однако дальнейший диалог ясно дает понять, что министр все хорошо знает и понимает.

— А будут ли? — спросила министр.
— Стараются, — пожал плечами Сушкин.
— Ну, одного старания мало, тем более когда профессионализма нет. Как я понимаю, все ваши ансамбли — это самодеятельность, наспех обученная играть на гитарах, — чуть улыбаясь, сказала министр.
— Ну, в общем-то, да, — кивнул головой Сушкин.


Дальше еще веселей:

— ЦК КПСС настаивает на издании приказа, регламентирующего работу и деятельность вокально-инструментальных ансамблей.
-Не слышали о таком? — спросила министр.
— Тогда пока это все разговоры между нами...
выделю вам людей для совместной работы над приказом. А пока все сугубо между нами...


Откуда активисты могли слышать о том, что требует ЦК КПСС от Минкульта СССР? Они что и ЦК КПСС консультировали по этому поводу?
А тут еще оказывается их привлекают к работе над этим приказом. Зачем? Какова их роль в подготовке этого приказа?
Вот если бы их привлекли к разработке регламента для ВИА, то их роль, как-то можно было бы предположить.
Хотя, что они могли бы сочинить?
Самое главное в этом положении- это определить взаимодействие разных организаций в рамках Минкульта СССР по функционированию этих ансамблей: от момента их создания до момента получения денег в кассе. Как эти активисты самодеятельного творчества могли этот механизм представить, если никогда его не касались?
Это невозможно сделать извне, только изнутри. Так в конечном счете и произошло и на страницах этой книги. Но об этом позже.
Подобные дела в те времена делались так. Сначала кто-то разрабатыват этот регламент (положение), его согласовывают со всеми участниками процесса, а потом его утверждает кто-то из руководителей Минкульта СССР. Далее выходит приказ министра:
" с такого-то числа в работе таких-то организаций руководствоваться "Положением таким-то".
Все старые положения и приказы по данному вопросы считать утратившими силу".
Как-то так должно быть.
А как было по версии автора книги?
А было так:

Москва. Апрель 1968 года. Кабинет министра культуры СССР.
Михаил Андреевич Зубов, старший инженер управления клубной работы Минкульта СССР, молча слушал элегантного министра культуры...
Рядом с Зубовым стояла Зоя Владимировна Полынина, зам. начальника управления клубной работы. Управлению поручалась разработка приказа о вокально-инструментальных ансамблях.
— Сейчас это самодеятельность с большим идеологическим потенциалом. Поют в большинстве случаев по-английски. Но есть сочинения на русском языке. Вы, конечно, знаете все это.
Нет, Зубов вообще ничего не знал о вокально-инструментальных ансамблях. Он вообще услышал все это сегодня из уст министра первый раз. Ссылки на зарубежный коллектив «Битлз» тоже ничего не дали, и этих он не знал. Баянист по музыкальному образованию, любил принять на грудь и, сидя в трусах и майке на кухне, опустив в таз с горячей водой уставшие за день ноги, наигрывать на баяне «Вальс на сопках Маньчжурии», ну, еще, притоптывая в тазу мокрой распаренной ногой, исполнить «Ландыши» или «Черного кота», потом еще принять на грудь, положить баян в шкаф и пойти спать. И вдруг ансамбли — поют, играют на электрогитарах. Но он молчал, слушал. Создание приказа на контроле у ЦК КПСС...
Зубов в кабинет Полыниной попал где-то через час. В кабинете уже сидел молодой худощавый человек не очень высокого роста.
— Знакомьтесь, — сказала Зоя Владимировна.
 — Григорий Иванович Свободкин.
Вошла секретарша, а следом за ней мужчина лет 28–30.
— А вот еще один музыкант, — улыбнулась Полынина.
 — Игорь Степанович Кранов...
— Ну вот, — сказала Полынина.
 — Министр сегодня приняла решение о начале работы над приказом о создании системы работы с вокально-инструментальными ансамблями. Вот Михаил Андреевич Зубов отвечает за подготовку этого приказа. А вы должны ему помочь составить список действующих коллективов. Поищите по филармониям, посмотрите самодеятельность, создайте два-три базовых коллектива. Туда привлекайте талантливую молодежь из самодеятельности. На сами коллективы ставку не делайте, самодеятельность — она и есть самодеятельность. Дальше вам надо определиться с системой их выступлений и со ставками. А также дать рекомендации радио и телевидению и фирме «Мелодия», в каких объемах их записывать и передавать по радио- и телеэфиру. Ну вот вкратце и все.


Очень интересный отрывок, откуда, наконец-то становиться понятным, что за приказ готовился.
Вот и начнем разбираться.
Сначала отметим, ЦК КПСС настаивал на созданни такого приказа с октября 1967 года. Министр же решил начть над ним работать только через полгода в апреле 1968. А появился он только в феврале 1969 года. Таким образом работа над этим приказом велась 16 месяцев.
Дальше, Управления по клубной работе в составе Минкульта СССР не было. Скорее всего, речь идет об Управлении культурно- просветительских учреждений (УКПУ), в состав которого входили городские и сельские Дома культуры и которое занималось в основном самодеятельным народным творчеством. Как можно было ему поручать писать приказ, который должен был регламентирвать работу другого, не подчиненного первому- Управления музыкальных учреждений (УМУ), в состав которого входили профессиональные концертные организации?
Этого просто не могло быть.
УКПУ никакой регламент не требовался. Он у них уже давно был.
А вот УМУ он вполне бы подошел и работу над подобным приказом было логично поручить ему. Тем более в рамках этого Управления в Ленконцерте уже больше года существовал ВИА "Поющие гитары", благодаря которому все необходимые взаимодействия между заинтересованными сторонами этого процесса уже были налажены. Так что, требовалось просто взять их за основу: что-то узаконить, а что подправить.
Так нет, министр поручил это делать старшему инженеру управления клубной работы, который до этого занимался "кружками баянистов в отраслевых клубах".
Не знаю, точно, только предполагаю, страший инженер не мог этим заниматься хотя бы потому, что такими кружками занимались методисты (или что-то в этом роде), но никак не инженеры, так последние исключительно технические, а не гуманитарные специалисты.
Теперь непосредственно о сути приказа.
В первую оочередь необходимо было составить список действующих коллективов.
Зачем это нужно в приказе, если необходимо было описать общий принцип работы ансамблей?
Список действующих коллективов, где? В рамках филармоний? Зачем нужно это кому-то искать? Все существующие филармонии входили в состав Управления музыкальных учреждений и все их артисты были на учете в Минкульте. Достаточно было министу запросить эти сведения в этом Управлении и через 15 минут они были бы у нее на столе. Таких коллективов на тот момент было в стране меньше десятка.
В чем суть списка действующих ансамблей?
За те 10 месяцев, что прошли с момента начала работы над приказом (апрель 68-февраль 69), этот список совершенно точно не мог оставаться неизменным. И к моменту появления приказа в этом списке могли быть, как убывшие, так и вновь появившииеся.
Повторюсь. Зачем этот список был нужен?
И уж совсем не могу понять, зачем для работы над этим приказом пригласили Свободкина и Кранова, на тот момент руководителей ресторанных ансамблей?
Какие рекомендации они могли дать радио, ТВ и "Мелодии"?
Полный бред и незнание предмета.

Чем же все это закончилось?
Тем, чем и должно было.
Зубов приказ не подготовил и его исполнение поручили другому лицу:

Приказом по вокально-инструментальным ансамблям поручили заниматься Инессе Михайловне Соловьевой, опытному чиновнику 50 лет, бабушке двух внуков, любителю породистых собак и дачного участка. Ну какой тут биг-бит и рок-н-ролл. Пять лет до пенсии, а тут…
Съездила в кафе «Молодежное», послушала самодеятельность. Для 50-летней бабушки двух внуков шумно и очень громко, к вечеру разболелась голова. Нет, пусть всем этим занимаются филармония, музыканты, оформляются как положено и получают 4 руб. 50 коп. за концерт, а что играть, им подскажет худсовет. Какие ансамбли были в списках филармоний, такие и включила в приложение, добавив ансамбль Свободкина «Веселые гитары» и «Друзья» Игоря Кранова. Теперь все всем ясно, вот вам приложения, кого передавать по радио, кого показывать по телевизору, а кого записывать на пластинки. Ну вот, в общем-то, и все, осталось подписать приказ у министра, и пусть играют что хотят, если, конечно, худсовет разрешит.
Внимательно прочитав приказ и приложение к нему, министр, улыбнувшись, посмотрела на Полынину и Соловьеву:
— Ну вот, — сказала она, — теперь и у нас будут свои советские «Битлз».


Тоже, конечно, бред но разбирать его мне уже не хочется, поскольку здесь проявляются какие-то зачатки зравого смысла.
Скажу только одно: приказ над которым работали 16 месяцев отдел культуры ЦК КПСС и Министерство культуры СССР в итоге написала бабушка- чииновник всего за несколько дней.
Я долго смеялся.
Для меня совершенно ясно, что подобное событие, в том виде, как его описал автор в те времена не могло состояться. Автор совершенно не знает или сознательно искажет функционирование госорганов СССР.
Почему сам Министр культуры ставит задачу какому-то старшему инженеру одного из своих Управлений? Он должен ее поставить руководителю этого Управления, тот поручит это какому-то отделу, а там уже назначат непосредственного исполнителя.
Дальше в книге есть эпизод, где этого инженера вызывает зав. отделом культуры ЦК КПСС, чтобы послушать его отчет о проделанной работе в свете издания приказа Минкульта об упорядочении работы с вокально-инструментальными ансамблями.
Откуда зав. отделом культуры ЦК КПСС узнал об этом инженере, если по статусу он стоит даже выше,чем Министр культуры?
Для подобного отчета в ЦК должен был ехать сам Министр, поскольку именно он получал указание об этом.
И подобного рода несуразностей в тексте очень много.

Лучше бы Макарьев больше в этой книге рассказывал о Битлз.