Обо мне.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Комсомольск-на-Амуре:
ноябрь 1984- декабрь 1986.

5

3. Фуражка от Манохина.


К весне 1985 года территория завода была значительно расширена, и мы переключились на строительство непосредственно завода. Но сначала надо было сделать дороги, поскольку обычный колесный гражданский транспорт передвигаться по нашим песчаным площадкам не мог.Тут же на Парусе были несколько карьеров ПГС (песчано-гравийной смеси), которую мы экскаваторами грузили на самосвалы и развозили по местам будущих дорог, где бульдозеры уже формировали из неё дорожное полотно.
Строительством и содержанием дорог на Парусе всегда руководил кто-то из вновь прибывших офицеров. Мне тоже довелось поработать на этом поприще. Сначала весь автотранспорт состоял из КАМАЗов, а потом нам добавили немецкие самосвалы Magirus Deutz из какого-то БАМовского туннельного отряда, который перевели в Комсомольск.

В одном из таких карьеров работал экскаваторщик Жарков (однофамилец одного из наших офицеров). Он был гражданским и виртуозно владел экскаватором. Но, только если выпивал. Трезвым работать не мог. С утра он выпивал какое-то количество водки, садился за рычаги и как автомат без остановки грузил подъезжающий поток автотранспорта. В обед выпивал еще и снова за работу. Вечером выпадал из кабины и его волокли в вагончик, где он и спал всю ночь. Кстати, на порыве трубы мне помогал именно он.

По мере строительства дорожной сети началось возведение обьектов завода.
Сергей Деменев начал строительство ГПП (главная понижающая подстанция), которая должна была обеспечить будущий завод электроэнергией.
Аширхану Калибекову поручили возведение КНС (канализационно-насосной станции), которая должна была перекачивать отходы завода.
Мне дали строить гараж. Так же начали строить котельную и еще несколько обьектов из инфраструктуры завода. Сами производственные цеха не начинали.
Сегодняшее фото.
На переднем плане ГПП, слева от неё с синей пристройкой -здание гаража.
Справа недостроенное здание общежития. Слева от него виднеется надстройка КНС.
Перед ГПП- разрушенное здание котельной с трубой.

Гараж представлял из себя двухпролетное здание каркасно-панельного типа. Котлован под фундамент я копал бульдозером. Фундаменты под колонны в проекте были сборными железобетонными, но у нас тогда со сборным ЖБ были серьезные проблемы- заводы города и окрестностей не успевали его поставлять. И тогда Манохин принял решение делать монолитные фундаменты на месте. И мы их делали. Вообще, на Парусе, все, что возможно было делать в тех условиях и с тем контингентом на месте, мы и делали прямо на своих обьектах.

Около каждого обьекта был большой деревянный ларь с крышкой. Кубов на 10. Туда подъезжал цементовоз и скачивал цемент в этот ларь. На каждом обьекте была группа военных строителей, которая для этого обьекта готовила (в зависимости от потребности) бетон или раствор. Причем, всегда мешали вручную, никаких бетономешалок не было. При этом, когда делали какие-то ответственные конструкции из бетона, то всегда заливали в специальные формы контрольные образцы. Потом эти образцы отвозились в строительную лабораторию, которая проводила их испытания и давала заключение о том, соответствует ли марка бетона проекту. Как правило, бетон получался даже более высокой марки, чем требовалось. Мы сами перестраховывались (чтобы спать спокойно) и закладывали цемента больше, чем требовалось. Конечно, это приводило к перерасходу цемента.

К сожалению, не помню фамилию того, кто начинал строить котельную, но когда собрали каркас здания, то встал вопрос, как возводить трубу. Специалистов, которые могут возводит такие сооружения (труба из кирпича высотой 60 м)- единицы. Никому из нас никогда до этого не приходилось строить ничего подобного.
Дымовая труба котельной.

И вот для этой работы из Хабаровска Главк прислал нам одного человека. Это был пожилой человек (около 50 лет), каменщик по профессии, специализировавшийся на возведении дымовых труб. Ему дали в помощь двух солдат. И вот эти три человека возводили эту трубу.
Каменщик выкладывал трубу находясь внутри неё. По мере её роста он, внутри переставлял свой настил всё выше и выше. У него был маленький ручной кран, типа гуся, с помощью которого снизу ему подавали раствор и кирпич.
Первое время вокруг этой стройки собирались почти всё офицеры "Паруса", всем было интересно на это смотреть. Потом привыкли.
Сегодняшнее фото.
На переднем плане в центре разобранная в 90-х котельня. Рядом груда битого кирпича- всё, что осталось от этой трубы.

Погода в Комсомольске менялась довольно быстро. Например, в начале мая 1985 года прошли мощные снегопады, и мы отменили все работы на Парусе, потому что туда невозможно было попасть из-за метрового слоя снега. Пока бульдозеры не пробили дороги к обьектам мы несколько дней не работали. Но уже 23 мая температура воздуха была около +25 и мы ходили в рубашках с коротким рукавом.

Когда меня призвали, то на складе я получил всю положенную мне военную форму, кроме фуражки. Почему-то нужного мне размера (60-й) в тот момент не было. Пока была зима фуражка не требовалась, и я без неё обходился. Но вот в мае 1985 пришло тепло. Мы все перешли на летнюю форму. Все сменили шапки на фуражки, а я по-прежнему ходили в зимней шапке. Мои обращения к зам. начальника по снабжению полковнику Васенкову заканчивались обещаниями, но не результатом.
И вот, как-то раз, я работаю на своем Гараже и вижу подъезжают черная "Волга" и УАЗик Манохина. Из "Волги" выходят несколько "зеленых" и "черных" полковников. Это было руководство УС-103 во главе с полковникм Гавриленей. Он был "зеленый" (в общевойсковой форме). А замом у него был "черный" полковник (в военно-морской форме) Гандалипов. Я подошел (как положено) и докладываю:
-Лейтенант такой-то проводит такие-то работы на обьекте "Гараж".
Был я в кителе, а на голове вместо фуражки зимняя шапка-ушанка. Гавриленя меня спрашивает:
-А почему не в фуражке?
-Не было на складе нужного размера.
Тогда он говорит Манохину:
-Решите с лейтенантом эту проблему.
Они меня еще что-то поспрашивали, походили по обьекту и уехали. Вечером мы четверо офицером после ужина лежим в своей комнате и треплемся. Стук в дверь, входит солдат-посыльный и протягивает мне фуражку:
-От подполковника Манохина.
Я померил, всё подошло. Мои товарищи по комнате недоуменно на меня смотрят. Я им все рассказал. И тут опять стук в дверь, опять входит солдат-посыльный и протягивает мне фуражку:
-От подполковника Гуменюка.
Она мне тоже подошла. Сразу после ухода второго посыльного, меня сфотографировали в фуражке Манохина.
В фуражке от Манохина.

В субботу с утра у нас (офицеров) были политзанятия. Проводил их подполковник Гуменюк (замполит нашей части). После обеда должно было быть свободное время, но довольно часто вместо этого нас отправляли на работу на "Парус", куда выводили и военных строителей. Бывало, что мы собирались утром на политзанятия, но приходил Манохин и всех отправлял на работу.
Воскресенье было выходным днем, но тоже не всегда.

Еще в феврале 1984 года (на гражданке) я стал кандидатом в члены КПСС. В феврале 1985 года истек мой кандидатский стаж, и я вступил в ряды КПСС. Рекомендации мне дали подполковник Манохин и подполковник Гуменюк.

В ноябре 1985 года за работу на "Парусе" мне дали почетную грамоту от УС-103 и выбрали делегатом на III партийную конференцию.

Продолжение