Чермен Касаев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


ГосТелеРадио СССР и Чермен Владимирович Касаев

ноябрь 2022

2

2. День Победы.

Чермен Касаев:

Помню еще случай, когда художественный совет к исполнению в новогодней программе не принял хорошую песню. Это было уже в середине 70-х. К тому времени Лапин распорядился, чтобы все редакции проводили новые песни через художественный совет всесоюзного радио. Пришел Тухманов, принес для радиостанции "Юность" новую песню "День победы". Но он сделал большую ошибку. Вместо того, чтобы сыграть песню самому на рояле, он принес запись, где песню исполняла Татьяна Сашко. Это было, конечно, не то, знакомое всем, а совсем иное исполнение. Художественный совет песню не принял. Сказали, что фокстротные интонации и синкопы для такой серьезной темы не годятся. А мне песня понравилась. Тогда я договорился с главным редактором и не включил ее в протокол, как будто ее на худсовете не заслушивали. Потом мы сделали запись из Колонного зала, где на концерте в честь Дня милиции Лев Лещенко спел "День победы" в сопровождении оркестра Юрия Силантьева. Успех у песни был огромный. Когда на совещании в Союзе композиторов, те, кто были у нас на художественном совете, стали выговаривать Тихону Хренникову: "Что это такое? Безобразие! Что происходит на телевидении? Мы запретили эту песню, а она там идет!", он ответил: "Да бросьте вы! Эта песня в ЦК партии самый большой успех имеет. И она столько благ нам дала, что вы лучше замолчите!"
Н. Добронравов, Ч.Касаев, А.Пахмутова, М.Кристалинская и Л.Сметанников.

В уже упомянутой мной статье "Крестный отец «Дня Победы»" эта же ситуация изложена так:

Однажды на прослушивании появился молодой композитор Давид Тухманов. Он сел за рояль, а его жена впервые исполнила пока еще никому не известную песню. Прозвучали последние аккорды. В зале минутная тишина, предвестник того, что «День Победы» раскритикуют в пух и прах. И вот началось: «Это безобразие... Песня на патриотическую тему сама по себе не может иметь ритмический рисунок фокстрота». Подхватили другие: синкопы на подобный текст недопустимы, это профанация, надругательство и так далее.

Но Чермен Касаев почувствовал большое будущее у песни. К его мнению не прислушивались, в голосовании победило злобствующее большинство. Однако Касаев понимал, что, если вот сейчас он отразит эту ситуацию в протоколе заседания редколлегии, то и сам композитор вряд ли вспомнит еще когда-нибудь о своем истинном шедевре. Повторное представление песни на прослушивание не допускалось...

Решение для Чермена Касаева было только одно – опустить в протоколе сам факт прослушивания песни. Немногочисленные, но все же сторонники нашлись. Держались дружно, никто не выдал его. Потребовался еще не один год, чтобы сломить сопротивление властей предержащих.


Статья "Крестный отец «Дня Победы»" написана на основе интервью Ч.Касаева для сайта "Попса.инфо", и, вероятно, на основе еще какой-то беседы автора с ним. Если сам Касаев говорит, что на худсовет была представлена запись песни "День Победы", то тут уже автор говорит о "живом" исполнении. Вообще эта статья просто набита разными ошибками и авторскими несуразностями.

Вот как эту же тему освещает еще один из музыкальных редакторов Радио Рудольф Мануков:

В Союзе композиторов СССР к 30-летию Победы был организован конкурс на лучшую песню к этой дате. В комиссии сидели Тихон Хренников, Евгений Светланов, Кара Караев, Георгий Свиридов и другие маститые советские композиторы. Последний не очень любил эстрадные песни...
К этому конкурсу и я написал песню на стихи грузинского поэта Мамия Варшанидзе с вокализом, а Д. Тухманов написал «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Из молодых были только мы, остальные - из «великих»...
«Великие» стали нападать на песню Д. Тухманова. Они почувствовали, что у них появился конкурент. Кара Караев выступил против, Светланов тоже... Все выступили против. В конце концов, с разрешения Е. Широкова – главного редактора р/с «Юность», мы песню «День Победы» дали по вечерней программе.
На следующий день ждём. Нас никто не вызывает. И вдруг пошел слух, что эту песню вчера услышал Л.И. Брежнев и расплакался. Он взял трубку и сразу позвонил С.Г. Лапину. И стал её хвалить. А Лапина уже до этого против этой песни «накрутили» «великие», в том числе Богословский, Френкель, Фрадкин и прочие. Но после звонка Брежнева, Лапин уже не мог её запретить.


Мне довелось общаться на эту тему с Татьяной Алексеевной Тухмановой (Сашко):

-Когда мы впервые представили эту, уже готовую, песню на худсовет, то там был такой Терентьев-председатель песенной секции композиторов Москвы. Вот он выступил резко против этой песни:
-Что это за песнюшка такая? Разве можно так писать о войне? Эти люди не знают войны. Как они могут писать о войне.
Вот здесь все было закрыто моментально...

-Но ведь впервые она прозвучала именно на ТВ в передаче посвященной Дню милиции.

Да. Ее взял редактор на ТВ, но популярной она стала в другой момент. А почему ее взяли на День мидиции? Потому что эту передачу Лапин не контролировал. Тут все решало руководство милиции. И когда редактор им показал эту песню, они ее приняли. Там ее исполнил Леонид Сметанников. Мне его исполнение не понравилось, но с его исполнением начался какой-то сдвиг. А основной успех она получила, когда Лещенко исполнил ее на концерте в Омске или в Томске. Он позвонил часа в 3 ночи, я взяла трубку и он сказал, что был концерт специально для ветеранов и там он исполнил эту песню. Успех был бешеный. Так что эту песню вытащили ветераны. Никто другой. И исполнение Лещенко пришлось им очень по душе. Мы с ним очень долго эту песню записывали.

-А Харитонов вам в этом помогал?

Помогал, но мы не могли пройти уровень ХС. Про ЦК КПСС говорить смешно. Там об этом даже не знали. Вот когда она стала популярной, то тут, конечно, узнали о ней все. Так что все эти закрытия происходили на очень низком уровне.


А теперь я изложу свой вариант развития тех событий.
Эпизод, рассказанный Р.Мануковым, касается обсуждения конкурсных песен в Союзе композиторов. Проходил он, вероятно, в марте 1975 года. На конкурс все песни представлялись в записи. Песня «День Победы» была записана на Радио в исполнении Татьяны Сашко и эта запись была представлена на конкурс. Песня Тухманова была отвергнута на основе претензий по музыкальной части. Вопросов по исполнителю не было.

Тогда Тухмановы через Радио решили представить песню слушателям, чтобы понять её перспективы. Для этого запись песни была показана на Худсовете Радио в Главной редакции музыкального радиовещания. Свидетелем и участником этого события был Ч.Касаев. Песню опять отвергли по тем же музыкальным причинам. Что неудивительно, поскольку в ХС Радио входили те же композиторы, которые оценивали её на конкурсе в СК. Ч.Касаев по согласованию с главным редактором ГРМР Черкасовым Г.К. не включил обсуждение песни в протокол заседания ХС.

Тухмановы обратились на радиостанцию "Юность", где главный редактор Е.Широков посоветовал заменить исполнителя песни. Там на Радио были записаны несколько новых вариантов с разными исполнителями. Это записи были оформлены, как разовые и проходит ХС им не требовалось.
Одну из них Р. Мануков дал в эфир на радиостанции "Юность".

В начале апреля 1975 года песня попала на страницы журнала "Смена" (№10 май)-главного молодежного журнала , выпускавшегося под эгидой ЦК ВЛКСМ.

Параллельно с работой по продвижении песни на Радио, Тухмановы передали запись песни с Т.Сашко на фирму "Мелодию", и там она вышла на гибкой пластинке в мае 1975 года.
Поскольку эта была уже готовая запись, то проходить главный худсовет по приему новых песен ей не потребовалось, а сами гибкие пластинки окончательный (второй) худсовет не проходили.



Кроме того, на "Мелодии", уже без участия Тухмановых, были записаны еще два варианта этой песни в исполнении двух оперных певцов Леонида Сметанникова и Владимир Мальченко. Вариант Сметанникова попал к редакторам ТВ и был отобран для участия в телепрограмме "Голубой огонёк" посвященного 30-летию Победы. Эфир 9 мая 1975 года в 19-20 по 1 ТВ программе.
Поет Леонид Сметанников.
Первое исполнение песни Д. Тухманова "День Победы", "Голубой огонек", 1975 г.
из коллекции фотографий Сметанникова Леонида Анатольевича.

О дальнейшем развитии событий читаем в книге Льва Лещенко "Апология памяти":

И тут в 1975 году, то есть в юбилейный год тридцатилетия Победы, подходит ко мне Адик:
— Лева, ты знаешь, есть тут у меня одна неплохая песня. Но ее почему-то не берут на радио…
А рядом с ним стоит редактор радиостанции «Юность» Женя Широков, который пытается втолковать Давиду, что нельзя эту песню про День Победы давать для исполнения девушке. Оказывается, этой «девушкой» была не кто иная, как Таня Сашко. Но худсовет радиостанции «Юность» все это категорически «зарубил», объявив, что ни сама песня, ни ее исполнительница никуда не годятся. И тут же Женя посоветовал Адику:
— Пусть эту песню попробует спеть Лева Лещенко. Он ведь у нас — певец как раз гражданственно-лирического плана, обладает мягкой выразительностью…
Давид соглашается:
— Ладно, давай попробуем.
И вот где-то уже в апреле я разучиваю песню «День Победы», после чего уезжаю на гастроли в Алма-Ату и исполняю ее впервые на публике. И вижу, что в зале творится что-то невероятное — люди встают, скандируют «Бис!», «Браво!», какой-то пожилой мужчина расплакался как ребенок и выбежал из зала… Я понимаю, что «День Победы» произвел на них ошеломляющее впечатление. Вывод один: «День Победы» Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова — не просто песня, это великая песня. В тот же вечер звоню Давиду в Москву:
— Адик, если бы ты видел, как народ сегодня принимал «День Победы»! Это было что-то потрясающее, в жизни еще такого не видел! Как только вернусь, немедленно надо ее записать! Так что ты придержи ее пока для меня…
А Давид отвечает:
— Лев, да я-то в принципе не против. Но дело в том, что эту песню уже вроде как отобрали для праздничного «Голубого огонька», где ее будет петь Сметанников.
Я говорю:
— Ну что поделаешь… Но все равно, когда приеду, я ее тут же запишу.
Одним словом, приезжаю я, записываю «День Победы», ее один раз прокручивают на какой-то волне, но в центральный эфир не дают якобы по той причине, что премьера ее должна состояться в «Голубом огоньке». Я, правда, эту передачу не смотрел, но узнал, что после исполнения «Дня Победы» Леонидом Сметанниковым эту песню «прикрыли» наглухо. Якобы в ней слишком много пафоса, дурного тона, и вообще все это — «ряд примитивных строчек, положенных на какой-то современный фокстрот», то есть здесь происходит явная дискредитация такой святой для нас темы, как Победа в Великой Отечественной войне…
Ну, прикрыли так прикрыли, думаю. Петь ее в концертах это мне не помешает. И исполняю ее каждый раз с сумасшедшим успехом. Тут наступает концерт по случаю Дня милиции, который, как правило, транслируется на всю страну. И я контрабандой «протаскиваю» «День Победы» в прямой эфир на этом самом концерте. На следующий день все телевидение буквально завалено письмами телезрителей с просьбой еще раз повторить эту песню в исполнении Лещенко. А через два месяца я исполняю «День Победы» на «Песне года-75»…


После дебюта песни «День Победы» на ТВ 9 мая 1975 года никто эту песню не "прикрывал". Просто исполнение этой песни Л.Сметанниковым не вызвало отклика у зрителей, и редактора радио и ТВ посчитали, что песня не удалась и задвинули её в архив.

О том, как песня «День Победы» попала к Лещенко я слышал другой вариант событий. В начале 1975 года на Радио Тухмановы записали эту песню с несколькими разными исполнителями. Среди них был и ВИА "Лейся, песня". В том же году ансамбль поехал на совместные гастроли с певцом Львом Лещенко и его женой Аллой Абдаловой.
Фото с тех гастролей.
Ансамбль "Лейся,песня" (1975):
В центре под лестницей:Евгений Болдин.
1 ряд на лестнице:Захаров, Заседателев, Рузов, Алла Абдалова, Улановский, Коршунов, Скрябцов, Лещенко.
2 ряд: Селезнев, Плоткин, техник, звукорежиссер, Поздышев, Иванов, Андрианов, Сергей ?.

В концертной программе на этих гастролях "Лейся, песня" и Лещенко работали по отделению. В той программе ансамбля песня «День Победы» дебютировала на публике и вызывала огромный успех в течении всех гастролей. Именно тогда эта песня приглянулась Льву Лещенко и он решил взять её в свой репертуар.

Этот вариант мне кажется вполне достоверным, поскольку ровно такой же случай мне поведал Юрий Маликов.
В 1972 году ВИА "Самоцветы" выступали в Алма-Ате в одной концертной программе с Львом Лещенко. И там он услышал в их исполнении песню "За того парня", и увидел, каким успехом пользуется эта песня у зрителей. Тогда же Лещенко решил взять её в свой репертуар. И Маликов лично передал ему ноты этой песни.

Таким образом, вполне возможно, что песня «День Победы» появилась в репертуаре Лещенко после гастролей с ВИА "Лейся, песня". Дальше уже она была с успехом обкатана на публике в его концертной программе.
Где-то в августе 1975 года редактура ТВ начала готовить программу концерта ко Дню милиции. Готовясь принять участия в этой программе Лещенко записывает эту песню на Радио в сопровождении ЭСО Ю.Силантьева и среди прочих предлагает её в программу этого концерта. Никаких возражений это предложение не встретило. И дальше песня «День Победы» была неоднократно исполнена им на репетициях при подготовке к этому событию.
Справа-налево: Л.Лещенко, Л.Сметанников, М.Магомаев.

Концерт ко Дню милиции был показан 10 ноября 1975 года в 19-30 по 1 программе ЦТ. И только после этого показа песня стала феноменально популярной.

Впервые песня "День Победы вышла на большой пластинке-гигант "Советские композиторы - XXV съезду КПСС" (С60—06607-8) в исполнении солиста Большого театра Владимира Мальченко. Это был самый первый диск записанный в 1976 году.
В исполнении Л.Лещенко песня «День Победы» выйдет на "Мелодия" в звуковом журнале "Кругозор" №5-1976 года. Там был представлен вариант этой песни, записанный на Радио.
Продолжение