Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Награды МИДEМ.

февраль 2023

1

Меня давно интересовали награды этого фестиваля, о которых в Википедии написано следующее:

Участники, продавшие наибольшее количество пластинок в какой-либо стране, получают награду «Золотой Диск MIDEM», а абсолютные лидеры продаж — «Нефритовый диск MIDEM».
В 1975 году Grand Prix ярмарки получило германское женское трио «Silver Convention»...


Однако никаких подтверждающих это ссылок там нет. Более того, в 2016 году оргкомитет выпустил буклет с историей всех прошлых фестивалей, но и там никаких "золотых" или "нефритовых" дисков нет и в помине. Нет там и никаких Grand Prix.
Что, согласитесь, выглядело довольно странным, если таковые награды существовали в реальности.


Об наградах советских артистов, принимавших участие в МИДЕМ, в той же Википедии сказано следующее:

1969.
Первое место и «золотой диск MIDEM» получил Муслим Магомаев из СССР, который представлял советскую фирму грамзаписи «Мелодия».
1970.
Советский Союз на этой ярмарке представляли Муслим Магомаев и Эдита Пьеха, и Магомаев снова получил «золотой диск MIDEM»[3], а Эдита Пьеха получила главный приз MIDEM — «Нефритовую пластинку».
В 1972 году советская певица Мария Пахоменко, исполнившая песню «Чудо-кони» (1968), также получила «нефритовую пластинку».
В 1976 году в MIDEM-фестивале участвовали такие звёзды как Глория Гейнор, Алла Пугачёва, Джордж Харриссон и Генри Манчини, но первое место получила советская группа «Песняры».


Про «золотой диск MIDEM» Муслима Магомаева мы узнали по сути от самого Магомаева из его интервью газете "Вечерний Баку" (март 1969). Касаемо этой награды там сказано:

Вот те, кто приехал сейчас в Канн за «золотым диском» - главным призом «МИДЕМ»: английские «короли песни» - квартет «Биттлз», достойнейший из итальянцев Андриано Челентано, «галантный» француз Сальваторе Адамо, восходящая европейская звезда австралиец Удо Юргенс, и звезда, уже утвердившаяся на музыкальном небосклоне, - Том Джонс, всего 45 участников. И возглавляет это список неизменный почетный гость фестиваля «месье Париж» Морис Шевалье – ветеран французской песни.

-Что входило в комплекс официального зачета?

Во-первых, тираж, т.е. количество пластинок, во-вторых, качество записей и внешний вид пластинки, в-третьих, само произведение, и, наконец, непосредственное выступление «миллионера» в галла- концертах фестиваля, которые следовали один за другим в крупнейшем театральном зале Канн. Днем жюри за закрытыми дверями слушало пластинки.
А вечером публика осаждала театр. Концерты «уносили» все новые и новые песни и приносили новые и новые сенсации. После второй песни уходят со сцены идолы из идолов – «Битлз» - уходят без всякой надежды на «бис». Равнодушно встречает зал Тома Джонса – даже его супершлягер «Дилайла» не растапливает холода выступления. Зато зал неиствует, встречая и провожая Мирей Матье, Лили Иванову, Сальваторе Адамо. Причина – истинная музыка, подлинная душа, правда. Они не танцуют, не виснут на микрофоне, не спускаются в зал – они поют, забывая обо всем на свете, поют сердцем, волнуясь и переживая. И если б спросили меня, что главное в них, что объединяет их с залом, что приносит истинный успех, я бы ответил: голос и правда...
Все пять галла- концертов я заканчивал первое отделение двумя песнями: «Позови меня» Бабаджаняна и «Синяя вечность» - последнюю песню написал сам на слова молодого Бакинского инженера Геннадия Козловского…» … Муслим включает магнитофон, и в комнату врывается шум многоголосого зала, оркестра. Потом я слушаю первое и второе отделения, слышу, как горячо встречают нашего земляка – две песни он поет дважды.
Потом слушаю французскую речь – жюри подводит итоги. «ЗОЛОТОЙ ДИСК ВРУЧАЕТСЯ СОВЕТСКОМУ ПЕВЦУ МУСЛИМУ МАГОМАЕВУ». Первым делом его поздравляет с трудной победой сам Морис Шевалье. Поздно вечером в советском бюро «Мартинеса» «Мелодия» заключает контракты от имени лауреата. Диски Магомаева закупают голландцы, японцы, англичане, французы. Знаменитый импресарио Бруно Кокатрикс утверждает маршрут предстоящих двухмесячных гастролей Магомаева по Франции.


Что тут можно сказать?
Артист несколько приукрасил реальные события и, вероятно, по незнанию изменил некоторые детали. Очевидно, что к этому же приложил руку и автор статьи бакинский журналист Леонид Герчиков.

Еще до начала МЕДЕМ-69 главный редактор фирмы "Мелодия" Михаил Краснов, отправляясь на фестиваль, дал короткое интервью газете "Советская культура", где отметил:

Победителем окажутся те, пластинки, которые наберут наибольший тираж за прошлый год. На данном соревновании оспариваются три приза- певцу, певице и вокально- инструментальному ансамблю. И соответственно претендентами от нашей страны будут выступать Муслим Магомаев- пластинки с записями песен в его исполнении изданы за "оспариваемый" год тиражом более 4 миллионов экземпляров, молодая ленинградская певица Мария Пахоменко- тираж дисков с её записями около 2 миллионов экземпляров- и вокально- инструментальный ансамбль "Аккорд"- его тираж превысил 2,5 миллионов экземпляров.

-Каковы наши шансы на успех?

Хорошие.


Как мы видим, М.Краснов сказал, что на фестивале будет соревнование только тиражей выпущенных дисков. Уже позже в журнале "Музыкальная жизнь" он более подробно рассказ об условиях конкурса:

Несколько слов об условиях МИДЕМ-69. Для стран выпускающих более 100 миллионов пластинок в год (таковы только две страны -СССР и США), было установлено по 3 приза: певцу, певице и ансамблю, чьи пластинки за прошедший год были выпущены наибольшим тиражом. Остальные страны по выпуску пластинок делились на две группы: выпускающим более 25 миллионов полагалось по два приза, а менее 25 миллионов -по одному.

Никакие другие критерии отбора типа качество записей, внешний вид пластинки, само произведение (какое именно?), и непосредственное выступление артиста в галла- концертах фестиваля в расчет не бралось.

В своей большой обзорной статье М.Краснов среди участников МИДЕМ-69 не упоминает Битлз и Т.Джонса. Об участие последнего в 1968 году упоминается в буклете МИДЕМ.

Так же Краснов говорит, что Магомаев принимал участие только в одном гала-концерте 22 января, где исполнил две песни только один раз, поскольку по условиям фестиваля исполнение "на бис" не разрешалось.

О наградах МИДЕМ-69 М.Краснов пишет очень конкретно:

Нашей фирме были вручены призы за записи Муслима Магомаева, Марии Пахоменко и вокального квартета "Аккорд".
Приз представлял собой небольшой диск из полудрагоценного камня нефрита, символически изображающий грампластинку. Диск установлен на довольно тяжелой бронзовой подставке, на которой выгравировано, каким фирмам и за какие записи присужден приз.



То есть, "нефритовый диск" существовал в реальности, а вот никакого "золотого диска" не было.

В Википедии про Марию Пахоменко сказано:

В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов грампластинок Марии Пахоменко, что отмечено «Нефритовой пластинкой» — престижной международной премией, вручаемой в Каннах.

Кстати, из трех наших лауреатов в 1969 году в Каннах присутствовал только Магомаев.

Лауреатов фестиваля МИДЕМ-69 поздравляет Морис Шевалье.

Продолжение