Концертные организации СССР.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Выступление директора тульской филармонии И.М. Михайловского
на пленуме Центрального РК КПСС 19 декабря 1975 г.




Взято ОТСЮДА.


Основное в деятельности филармонии - систематическая и глубокая работа, направленная на эстетическое воспитание нашей рабочей молодежи и учащихся общеобразовательных школ. Именно с этой целью нами создан большой коллектив литературно-музыкального лектория, укомплектованный талантливыми исполнителями разных сценических жанров. Мы каждодневно делаем все от нас зависящее, чтобы подлинное и высокое искусство шло навстречу труженикам прямо в цехи предприятий, в рабочие общежития и т.д. Но вся эта работа, ее успешность во многом зависит от правильного понимания её важности и нужности профсоюзными организациями заводов (ведь именно по линии профсоюзов и ведем мы всю эту работу).

Вместо ожидаемой помощи в организации концертов творческих бригад лектория филармонии приходится то и дело преодолевать (и не всегда успешно!) сильнейшее противодействие этой работе со стороны профсоюзных организаций заводов. Объяснить причину такого отношения трудно, тем более, что ежегодно профсоюзы предприятий не используют громадные средства, выделяемые на культурные нужды.

Препятствуя широкой пропаганде классического музыкального и литературного наследия, вольно или невольно открывают пути-дороги вокально-инструментальным ансамблям "волосатиков", которые стали настоящим бедствием профессиональной сцены и нашей самодеятельности. Эстрада заполнена этим, с позволения сказать, "искусством", которое чуждо нормальному зрителю и прямо адресовано таким же волосатикам, сидящим в зале, сотрясаемом громобойной музыкой.

В настоящее время уже ведется в общесоюзном масштабе по линии Министерства культуры и его органов на местах серьезная борьба с этим волосатым вокально-инструментальным половодьем. К чести нашей филармонии, она имеет всего лишь один такой вокально-инструментальный ансамбль из 22 коллективов, да и тот мы постоянно держим в поле зрения и нет-нет да и приводим его в чувство.

В этой связи сегодняшнее выступление тов. Мишустина напомнила один из эпизодов наших отношений с радиозаводом.
Во время торжественного заседания, проходившего 7 ноября в помещении Концертного зала, я предложил Сергею Михайловичу (прошу не обижаться на меня!) программу праздничного концерта, в первом отделении которого должен был выступать Государственный хор филармонии, а во втором - эстрадные коллективы, что позволяло нам удовлетворить вкусы всех присутствующих и одновременно выступить в своем основном качестве - пропагандистов камерной музыки.

Два часа советовался Сергей Михайлович с общественностью по поводу нашего предложения и, наконец, объявил, что общественность на это не пойдет. Тов. Дождева внесла в этот вопрос окончательную ясность: "Мы с удовольствием, но рабочие наши не поймут, поэтому просим избавить нас от хора и дать нам эстраду".

Лишь вмешательство работников райкома партии изменило отношение к предложенной нами программе. А между тем, Государственный хор исполнил несколько произведений, которые были так хорошо поняты, что их пришлось повторить на "бис". И тогда мы услышали другое от тех же самых людей: "Отныне будем просить только хор".

Об этом случае, товарищи, я вспомнил не ради похвал Государственному хору, а для того, чтобы показать, как глубоко и верно понимают рабочие классическую камерную музыку, как они ценят ее и с каким огромным удовольствием слушают.
Нам бы хотелось, чтобы наши партийные и профсоюзные организации помогли творческим бригадам литературно-музыкального лектория филармонии беспрепятственно войти в заводские корпуса и общежития рабочих, чтобы развернуть широкую воспитательную работу среди молодежи.

Не меньшие претензии у нас и к органам народного образования. Очень хотелось бы организовать во всех образовательных школах г. Тулы и области постоянно действующий музыкальный лекторий, как давно это сделано в латвийской ССР – пока единственной в стране осуществившей это доброе и нужное нашим детям дело.
Нас постоянно спрашивают: «А как это будет связано с учебным процессом?».
Мы не отказываемся помогать учебному процессу, и прекрасно разработанные лекции о Пушкине, Лермонтове, Достоевском и др. художниках слова, с которыми артисты филармонии выступают в школах, свидетельствуют об этом.
Однако, мы совершенно убеждены, что основная наша задача – глубокое и серьёзное эстетическое воспитание школьников.

По данному вопросу мы неоднократно обращались в областной и городской комитеты партии и в Облисполком. И, казалось, наметилось решение волнующего нас вопроса, когда Управлением культуры и Областным отделом народного образования было принято совместное решение о введении во всех образовательных школах специальных часов по эстетике. Беда в том, что это решение так и осталось лишь на бумаге и ни одна школа, исключая те, где мы сами с помощью шефов организовали эту работу, до сих пор не выполнила его.

Что говорить о школе, когда нам никак не удается организовать литературно-музыкальный лекторий для студентов нашего пединститута. Им не нужны вечера камерной музыки и классической литературы, непосильна для студенческого кармана плата по 30 коп. за билет на литературную композицию по И.С. Тургеневу «Виардо», в исполнении специально приглашенного великолепного Вахтанговского театра, но эти же студенты до отказа заполняют Концертный зал, когда выступает Мичел или любой западный эстрадный коллектив, и их вовсе не смущает пятирублевая стоимость билета.

Аналогична аргументация профсоюзных руководителей предприятий, когда речь заходит о лекции-концерте для рабочих, стоимость которой 70 рублей. Всегда оказывается, что денег на это совершенно нет, и эти же руководители профсоюзных организаций заводов находят любые деньги для организации вечеров с эстрадными концертами.
Я просил бы партийные органы нашего района помочь нам в решении затронутых нами серьёзнейших вопросов воспитательной работы со школьниками, рабочей и студенческой молодежью.
Мы считаем необходимым, чтобы на концертах лектория присутствовали передовики производства, для которых это будет поощрением за доблестный труд.

Партия и правительство придают огромное значение развитию художественной самодеятельности. Вот и сейчас проходит фестиваль самодеятельных коллективов всех отраслей народного хозяйства. Такое в Советском Союзе проводится впервые.
Поражает и другое: непомерно большое место в художественной самодеятельности вокально-инструментальных ансамблей. Лично я считаю, что все это должно быть запрещено. В недавнем конкурсе ведущих вокально-инструментальных ансамблей, который был организован и проведен городским отделом культуры в честь ХХУ съезда КПСС, добрую половину коллективов как исполнителей нельзя было выпускать на сцену, хотя их репертуар был вполне приемлем.
Ведь вся беда в том, что совершенно нет руководителей самодеятельных ансамблей, получивших специальную подготовку. Их нигде не готовят и не учат.
На днях во Дворце профсоюзов я наблюдал выступление одного такого вокально-инструментального коллектива. Впечатление просто страшное и все виденное не выдерживает никакой критики. Это безобразие не только со стороны сцены, но и дома при закрытых дверях исполнять нельзя.
Вызывает недоумение увлечение комсомольских организаций проведением всякого рода конкурсов вокально-инструментальных ансамблей и полное забвение конкурсов оркестров духовой музыки, народных инструментов, хоровых коллективов – словом, вместо того, что действительно воспитывает наше молодое поколение.

Затронутые мною вопросы и заслуживают особого внимания еще и потом, что нас вполне справедливо упрекают зрители, да и присутствующие в этом зале, что все самодеятельные коллективы копируют профессиональных артистов. Это правильно. Мы сознаем всю ответственность в этом, и поэтому ведем в стенах филармонии всю возможную воспитательную работу с нашими артистами, но это очень непросто, так как в Туле все коллективы бывают лишь по 1-2 месяца в году, а остальное время они гастролируют по городам Советского Союза.
И все же в каждом городе, где работает на гастролях коллектив, партийные, комсомольские и профсоюзные организации ведут необходимую воспитательную работу, для чего они связываются с ответственными работниками горкома и райкомов партии, с городскими и районными комитетами ВЛКСМ и обществом «Знание».
Воспитательная работа ведется, но, конечно, решить в таких сложных условиях все вопросы очень трудно. И не напрасно, когда коллективы возвращаются из гастролей, нам приходится подключать к воспитательной работе и парикмахерские, и лишь затем позволять им вновь выходить на сцену.

А вообще же тон в музыкальном громобое задают зарубежные гастролеры, борьба с которыми еще сложнее. Сознавая, что время моего выступления истекло, хочу в заключение заверить пленум нашего района, что мы приложим все силы, чтобы оправдать доверие зрителей и выполнить задачи, поставленные перед филармонией районной партийной организацией.