Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Вокально-Инструментальная Эра

декабрь 2014
1

От Автора.

Это текст лекции, которая была прочитана мной в Центре современного искусства "Винзавод" 15 декабря 2014 года. История этого события вкратце такова:ко мне обратился работник этого центра с предложением прочитать у них лекцию о советских ВИА. Я довольно долго раздумывал, но потом согласился.

1. Феномен.

В нашей беседе речь пойдет об уникальном явлении времен СССР - вокально-инструментальных ансамблях, которые вошли в историю под аббревиатурой ВИА. Уникальность этого явление в том, что никогда ранее ни одно музыкальное направление не имела такой массовости и популярности среди населения страны. И, скорее всего, ничего подобного мы уже никогда не увидим в будущем.
Сегодня уже невозможно представить, что профессиональные ВИА могли в течении месяца давать от 60 до 90 концертов при полных аншлагах. Они могли неделями выступать на одной концертной площадке, давая по 2-3-4 или даже 5 сольных концертов в день и при этом собирать всегда полные залы.

("Люди встречаются"(В.Гаваши-р.т. О.Жуков) - ВИА "Веселые ребята" запись 1970 г.)
ВИА "Веселые ребята" 1970 г.
Первый ряд: Бергер, Слободкин, 2-й ряд-Беспалов, Турабелидзе,Витебский, 3-й ряд-Избойников, Ю.Слободкин, Петерсон.


2. Музыкальный фон.

Чтобы понять причины этого феномена нам придется углубиться в историю. А именно в 60-е годы прошлого столетия.
Что из себя тогда представлял музыкальный фон Советского Союза? Другими словами, какой музыкальный контент создавали тогда электронные СМИ, а именно: радио, ТВ и грамзапись?
Огромную часть этого фона занимала классическая академическая музыка со всем наследием: камерная, симфоническая и оперная. Это был самый большой пласт. И очень небольшой процент составляла легкая эстрадная музыка. По слуху это был легкий свинг. Как правило, легкие барабанчики, даже без большого барабана, хай - хэт, контрабас, акустическая гитара, аккордеон, кларнет и роль. Вот такой комплекс работал практически во всех эстрадных песнях. Таким был тогда звуковой фон. Это все было вперемежку с джазом и большими оркестрами, которые звучали слишком правильно и неэмоционально.

3. Знакомство с Битлз.

И вот в противовес этому музыкальному фону через западные радиостанции на территорию Советского Союза выплеснулось явление с совершенно другой природой звука и манерой исполнения. Речь идет об английском квартете Битлз. Именно этот ансамбль дал толчок к массовому появлению отечественных самодеятельных групп, из которых в дальнейшем вышли советские ВИА.
The Beatles.


Общаясь с музыкантами, которые стояли у истоков этого жанра, я спрашивал о том, как произошло их знакомство с Битлз. У всех оно было примерно таким.
Валентин Витебский (бас-гитарист ВИА "Веселые ребята"):
-Все шло по накатанной дорожке до 1963 года. Тогда в моей жизни появились "Битлз". Я записал на магнитофон по Би-би-си их песню "Please, please me" ... и буквально свихнулся. Ловил по радио все, что о них мог услышать. Английского языка я не знал, так как у нас преподавали немецкий и поэтому тексты песен "Битлз" выглядели очень смешно в русской транскрипции. Их музыка вызвала у меня шок, и с тех пор я стал их фанатом.
Глеб Май (Секретарь Союза композиторов России):
-… когда появились Битлз, это уже было серьезно. Эмоциональный шок от знакомства с ними был такой глубины, что у нас снесло голову. Это все воспринималось вместе с корявыми словами, которые мы пытались услышать сквозь все помехи радиоэфиров или некачественных магнитозаписей. Мы не знали языка, и все это пытались перенять на слух. Импульс ошаления, … поразил не только нас, но и очень многих других музыкантов, потому что природа нашего становления была практически везде одинакова. И ее другой просто не могло быть.

Вот такое "ошаление" стало катализатором возникновения многих тысяч самодеятельных битлов по всей стране.

("Об-ла-ди, об-ла-да" (Д. Леннон и П. Маккартни)- ВИА "Веселые ребята" запись 1970 г.)
ВИА "Веселые ребята" 1970 г.
Беспалов, Петерсон, Витебский и Фазылов.


4. Любители.

Количество новых самодеятельных ансамблей, начиная со второй половины 60-х годов прошлого века, росло очень быстро. Счет шел сначала на сотни, а потом и на тысячи.
Почему это явление стало вдруг сразу таким массовым?
Потому что для этого была большая и доступная материальная база. В СССР в системе министерства культуры СССР работали почти 100 000 домов культуры. В большинстве этих учреждений работали множество кружков по интересам: музыкальный, хоровой, театральный, фото и так далее. В этих кружках все желающие могли заниматься абсолютно бесплатно и под руководством опытных специалистов. Все необходимое для занятий в кружках приобретали эти клубные учреждения за счет выделяемых государством средств. И вот именно туда устремились новоявленные битломаны. Там они получили место, где могли репетировать. Через очень короткое время во всех клубах и ДК появились свои ансамбли. Кроме того подобные ансамбли появились во всех учебных заведениях, а также на многих предприятиях.
Однако они не назывались тогда ВИА, они назывались бит- группами (или бит -ансамблями). Название это пошло от английского термина Big Beat -так называлось одно из популярных музыкальных направлений 60-х годов. Бит - группа - это название исключительно самодеятельных музыкальных ансамблей.

5. Профи.

Первоначально профессиональная эстрада начисто отвергла новый жанр, привычно ругая его на страницах журналов и газет.
В 1964 году на страницах "Литературной газеты" известный и популярный советский композитор Никита Богословский опубликовал фельетон, где назвал Битлз "навозными жуками" и предрекал им забвение через год-другой. По мнению Богословского 1966 год должен был стать закатом мировой "битломании". И он таковым стал. Только с результатами прямо противоположными предсказаниям Никиты Владимировича.
В 1966 году в СССР на профессиональной эстраде появился ленинградский ансамбль "Поющие гитары", который дал мощный толчок к развитию ВИА ЭРЫ, и с этого момента мировая битломания накрыла страну по имени Советский Союз.
Только с появлением первых профессиональных ансамблей получил официальное признание термин ВИА. Он относился исключительно к профессионалам. Позже в 70-х этот термин на официальном уровне стал относиться ко всем: и к любителям и к профессионалам. Однако некоторые особо "непримиримые" любители стали называть себя на западный манер - рок-группами.

«Песенка велосипедистов» (Тремелос – русский текст П. Ватника) - ВИА «Поющие гитары» запись 1969 г.
ВИА "Поющие гитары" 1967 г.

Продолжение