Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Вокально-Инструментальная Эра

декабрь 2014
4

10. Развитие.

Вернемся к истории.
До середины 70-х развитие жанр мощно развивался, и, в конце концов, сформировался в четыре потенциально успешных направления:
1. Национальная поп-музыка, в основе которой лежала национальные музыкальные традиции союзных республик. Лидером этого направления были "Песняры";
2. Русская поп-музыка, в основе которой лежал русские народные песни. Лидером этого направления были "Добры молодцы";
3. Поп-музыка "западного" толка. Лидером этого направления были "Веселые ребята";
4. Советская поп-музыка, лидерами которой были "Самоцветы".
Если следовать логике событий, то дальше эти направления должны были развиваться за счет конкуренции, как внутри направлений, так и между ними. Но этого не произошло. ВИА набрали сумасшедшую популярность и… дальше начали нещадно ее эксплуатировать без сколько-нибудь существенного развития.
Середина 70-х стала неким рубежом, после которого его лидеры стали массово сдавать позиции и уступать места новичкам. Молодым и дерзким. Жаждавших славы и больших денег.
Только "Песнярам" удалось сохранить свои позиции и упрочить лидерство. Ансамбль находился в отличной форме и не вылезал с зарубежных гастролей. В декабре 1976 года "Песняры" первыми среди советских ВИА выехали на гастроли в США.
Остальные три лидера в 1975 году пережили внутренние конфликты. И сильно сдали.
Первыми в январе 1975 года пострадали "Добры молодцы". Конфликт с руководством Росконцерта привел к тому, что большая часть музыкантов покидает коллектив. Новый руководитель Анатолий Киселев набирает других музыкантов, но до уровня предыдущего состава им так никогда больше и не удалось подняться.
Осенью 1975 года аналогичный конфликт произошел в "Самоцветах". В результате почти все музыканты (8 человек) покинули коллектив, образовав другой ВИА "Пламя", а Юрий Маликов, набрав новых музыкантов, продолжил дело "Самоцветов". Новые музыканты во главе с Владимиром Пресняковым изменили стиль ансамбля, хотя концепция осталась прежней. Это разделение очевидным образом негативно сказалось на популярности.
Летом 1975 года "Веселые ребята" выпустили свой первый диск-гигант "Любовь-огромная страна". Лучший, на мой взгляд, виашный диск за всю историю жанра. Парадокс этого события заключался в том, что еще в марте четверо участников записи этого диска покинули группу в результате конфликта с руководителем. Среди ушедших был и аранжировщик Алексей Пузырев. Именно он, отчаянный битломан, создал тот стиль "Веселых ребят" по которому их называли "советскими Битлз". С его уходом стиль ансамбля изменился в сторону более эстрадной музыки.

«Я к тебе не подойду» (Д. Тухманов - Л. Дербенев,И. Шаферан) - ВИА «Веселые ребята», запись 1974 г.
ВИА «Веселые ребята»


11. Достойная смена.

Потерянные старожилами позиции кто-то должен был занять. Так и произошло.
В 1975 году у "Добрых молодцев" появилась достойная смена в лице ансамбля из Челябинска "Ариэль" п/у Валерия Ярушина. Еще в 1974 году на 5 Всесоюзном конкурсе артистов эстрады он занял 1 место, показав такой филигранный уровень обработки русских народных песен, что всем стало ясно - в этом направлении появился потенциальный лидер. В 1975 вышел их дебютный альбом, после которого лидер из потенциального стал безоговорочным.

Парафраз на тему русской народной песни- «Отдавали молоду».(В. Ярушин) - ВИА «Ариэль», запись 1974 г.
ВИА «Ариэль»


"Веселые ребята" в 1975 году были уже бледной тенью тех советских битлов времен записи диска "Любовь- огромная страна".
Не будет преувеличением сказать, что этот год стал годом А.Пугачевой. Она пришла в ансамбль в конце 1974 года рядовой солисткой в вокальную группу. Летом 1975 года не без помощи Павла Слободкина Пугачева попадает на международный фестиваль Золотой Орфей в Болгарии, и получает там главный приз за песню "Арлекино". Песня сразу выходит на пластинке и становится хитом в Советском Союзе. Но по стилистике ансамбль все больше и больше отдалялся от когда-то избранного пути. Вот что по этому поводу сказал Вадим Голутвин- тогдашний гитарист группы:
-Переплюнуть то, что сделал Пузырев на пластинке «Любовь - огромная страна» было уже невозможно. Это было понятно. Мы исполняли этот репертуар. Конкурировать и пытаться сделать еще круче, было невозможно. Мы просто инстинктивно пошли в другую сторону стали делать более лиричную камерную музыку.
Приемником "веселых" стали "Цветы" Стаса Намина, исповедовавшие те же западные идеи, но у них никогда не было тех блестящих унисонов, которые Алексей Пузырев сделал фирменным знаком "Веселых ребят".
"Цветы" держались на своем мощном солисте Александре Лосеве. И когда мода на унисонное пение прошла, они оказались той движущей силой, которая двинула западное направление в СССР дальше, но уже по другому пути. Дело в том, что новое поколение музыкантов-любителей были ориентированы больше на сольное пение. Они не прошли того периода, когда в моде было групповое пение: «Битлз», « Холлис», « Бич бойз». Менталитет новых певцов формировался под воздействием новых групп, где были яркие солисты: «Лед Зеппелин», «Дип Перпл», «Рейнбоу». Это были группы одного вокалиста.
В 1975 году выстрелил еще один новый ВИА "Лейся, песня" п/у Валерия Селезнева и Михаила Плоткина. Их песня "Прощай" стала абсолютным хитом года. Потенциально этот коллектив мог бы перехватить лидерство у "Веселых ребят", поскольку тоже ориентировался на западную идею, но более актуальную на тот момент, а именно, на джаз-рок. Скорость, с которой они набирали популярность и с музыкальной точки зрения и с продюсерской, была просто феноменальной. По словам самих музыкантов, если бы так продолжалось и дальше, то "Лейся, песня" через год - полтора был бы одним из первых коллектив в нашей стране.
Но в том же "черном" для ВИА ЭРЫ 1975 году внутри ансамбля произошел конфликт двух руководителей, и это привело к расколу ансамбля, что поставило крест на их лидерских амбициях.

«Прощай» (В. Добрынин- Л. Дербенев) - ВИА «Лейся, песня», запись 1975 г.
ВИА «Лейся, песня»


Место Самоцветов во главе "советского направления" уже в 1976 году занял новый ансамбль из Куйбышева "Синяя птица" п/ у Роберта и Михаила Болотных. Их песня "Клен" стала таким же абсолютным лидером года, как и песня "Прощай" годом раньше. И так же навсегда впечаталась в название исполнившего ее ансамбля.
Как и "Самоцветы", "Синяя птица" сделала осознанную ставку на песни советских композиторов, но из более молодого поколения. Такой маркетинговый ход позволил им записать на "Мелодии" 8 дисков - гигантов, больше, чем какому-то другому ВИА за весь период их существования. За исключением "Песняров" (13).
Так во второй половине 70-х произошла почти полная смена лидеров. И только «Песняры» со своим запредельным вокальным мастерством не позволили никому усомниться в своем лидерстве на всем протяжении существования ВИА ЭРЫ.

«Клен» (Ю.Акулов- Л. Шишко) - ВИА «Синяя птица», запись 1976 г.
ВИА «Синяя птица»

Окончание