Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Загадка от...ВТО (фев. 2010).

1

Всегда считал, что гибкие пластинки в СССР выпускались только на ВСГ (Всесоюзная Студия Грамзаписи).Правда, были еще, так называемые "звуковые письма", которые можно было записать на городских студиях звукозаписи (ГСЗЗ), принадлежащих системе Службы быта.
Но вот скан какого чуда-юда прислали мне недавно.
Чтобы это значило?
Визуально мне сначала показалась, что это обычная гибкая пластинка, где-то, 60-х годов.Правда номер был какой-то странный -33ИД 39488.2-1. Да и "Поющие гитары", вроде бы, такую песню не исполняли.Ее исполняли "Поющие сердца" в второй половине 70-х.В сопроводительном письме было написано, что, действительно, песню исполняют "Поющие сердца", а не ПГ. Значит, диск этот более позний, чем мне казалось сначала.Но для 70-х он уж очень по кустарному выглядит.Надписи неровные, словно от руки написанные.Не заводские.Да еще какой-то автограф справа в середине диска.Не могли такого на ВСГ сваять. Наверное, это творение ГСЗЗ.Но разве у них пластинки имели индексы? Наверняка, не имели.
В последующей переписке выяснилось, что эти пластинки имели нормальные пластиночные конверты, но сами были в диаметре около 100 мм. На них помещалась только одна песня,стоили они 15 копеек и продавались в киосках "Союзпечати".И автограф, который я принял сначала за роспись владельца пластинки (были люди, которые все свои диски подписывали), оказался вписан при изготовлении и всех остальных надписей.При этом качество записи (имеется ввиду сама песня) было на достаточно высоком уровне. Не то, что записи "на костях" или звуковые письма. Это был какой-то самопал,но сделанный в заводских условиях. При этом сама болванка для записи тоже была явно заводская.
Все выяснилось, когда мне прислали сканы конверта.
Внутрянка конверта.
Обложка конверта.
Оказалось, что эти "музыкальные сувениры" делали на театральной фабрике Всероссийского Театрального Общества. И обозначение ИД, скорее всего, означает "Индивидуальный Диск" формата 100 мм. А автограф, который я принял сначала за роспись владельца пластинки - и есть абревеатура ВТО. В советское время в системе ВТО существовала студия звукозаписи и фабрики, выпускающие театральную продукцию.
Эта пластинка попала ко мне из Читы и там же была куплена в 70-е годы.Валерий Сухарев и Валерий Затопляев ( Заслуженный артист России) считают, что эти пластинки выпускались в Москве,как правило к различным праздникам, и в Читу попадали оттуда.Однако, у меня есть сомнения на эту тему.
ВТО в 1970 объединяло ок. 25 тысяч работников театров РСФСР, имело 72 отделения в столицах автономных республик, краевых и областных центрах. Логично предположить, что и театральные фабрики существовали в тех же регионах, поскольку там функционаровали мощные региональные театральные коллективы.Например, в той же Чите существует и до сих пор Читинский областной драматический театр, образованный в 1939 году.Можно, прежположить, что в Чите была и театральная фабрика, которая обслуживала театральные коллективы региона. Вряд ли весь театрльный реквизит они заказывали в Москве.
Я думаю, схемы выпуска эстрадных платинок к празникам силами ВТО была следующей. Студия звукозаписи ВТО получала от "Мелодии" фонограммы, тиражировала их и отсылала на свои региональные театральные фабрики. А там уже печатались пластинки. Только таким образом можно было оперативно печатать новинки и распространять их по всей стране.Одна Московская театральная фабрика ВТО с этим, наварняка, не справилась.
Диск Московской фабрики ВТО.
ВТО выпускала грампластинки еще до появления "Мелодии".Об этом можно прочитать тут http://oldradio.onego.ru/PLASTINKI/special.html
И продолжала это делать после того, как появилась "Мелодии".
Индекс этого диска похож на индексы "Мелодии". Означает ли это, что подобные диски для ВТО печатались на "Мелодии"?
В общем надо признать, что в СССР фактически существовали две фирмы грамзаписи.
Окончание
Сайт управляется системой uCoz