Загадка от "Мелодии"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Загадка от "МЕЛОДИИ".

(февраль 2010)

Недавно я получил письмо, в котором говориться о двух грампластинках идентичного содержания и формата, но имеющих разные номера. Спрашивали мое мнение о причинах подобного расхождения.
Мне не приходилось сталкиваться с подобным случаем и, естественно, ответа на этот вопрос я не знал.Но стало интересно, и я решил попробовать разобраться в этой ситуации.Почти сразу я убедился, что это ни какой-то исключительный случай, а довольно обычное явление второй половины 60-х-начала -70-х.
В письме речь шла о двух миньонах Валерий Ободзинского.
Диск Ташкентского завода с номером:Д-0001787-88
Диск Апрелевского завода с номером:33Д-00027581-82

Оба диска "твердые" миньоны одинаковы по содержанию, но имеет разные индексы. Индекс- это номер грампластинки под которым она зарегистрирована в каталоге "Мелодии". Причем у "ташкента" он семизначный, а у "апрелевки"- восьмизначный.При этом ГОСТ у всех одинаковый 5289-68.
Сначала разберем "ташкент".
Д- означает "монофоническая долгоиграющая", 000-формат "миньон", 1787-порядковый номер в каталоге.Но пластинка с таким порядковым номером записана в СССР в 1954 году, а эта - после 1968 года.Отсюда напрашивается единственный вывод, что этот индекс соответствует какой-то другой классификации. С большой долей вероятности, можно предположить, что это классификация для гибких пластинок.В номерном каталоге гибких плаcтинок находим, что данный индекс соответствует 1969 году.Логично предположить, что существует гибкая пластинка с таким же номером и идентичным содержанием. Заходим на http://santor.narod.ru/ и по этому номеру находим среди гибких эту пластинку.

Индекс на ее зеркале:
33ГД0001787/1-1
33ГД0001788/1-1
Индекс на задней строне бумажного конверта -ГД0001787-88

Здесь 33Г- означает, что это гибкая пластинка на 33 оборота.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что ташкентская пластинка- твердая копия гибкой.Этот факт подтверждает и гравировка на зеркале ташкентской пластинки:
33ГД-0001787/1-1
33ГД-0001788/1-1
Здесь после дроби указаны № записи и после тире-номер станка, на котором эта запись сделана.
Номера на зеркале пластинки и этикетке должны быть одинаковы, потому что первичным является индекс на зеркале. Именно его потом печатают на этикетках и конвертах диска.А здесь, как видим, индексы отличаются. Логически можно предположить, что первые три знака убрали, чтобы не отождествлять "твердый" миньон с гибким. Хотя, так было не всегда.Мне кажется, что до 1970 года в написании этих индексов на дисках существовал полный бардак.Но об этом позже.

Теперь рассмотрит "апрелевку".
Индекс 27581 в общей классификации твердых дисков соответствует 1970 году. Здесь все сделано по обычной схеме с записью лакового диска для твердых форматов. И, соответственно, ему присвоен нормальный порядковый номер.
Гравировка на зеркале апрелевской пластинки:
33Д-00027581/1-1
33Д-00027582/1-1
Тут все, как положено. Никаких вопросов.
Почему появились два одинаковых миньона (а формально и три с учетом гибкого) с разными индексами теперь ясно: один классифицирован, как гибкий, а другой, как твердый.
Но из этого ответа вытекает другой вопрос. Почему так было сделано?
Точного ответа я не знаю, поэтому попытаюсь порассуждать на эту тему.

Для начала надо понять очередность выхода этих дисков. Хотя тут, кажется, последовательность очевидна. Первый - гибкий 33ГД-0001787-88, затем твердый -Д-0001787-88, а затем- 33Д-00027581-82. Но не все так однозначно, два последних могли выходить одновременно или же даже поменяться местами.
Зачем вообще появился "ташкент" и, самое главное, по какой технологии он появился?
Рассмотрим три варианта.

Вариант 1.

Предположим, выпущенная гибкая пластинка (гнучка) стала популярной ( а именно так и было) и собрала большие заказы от торговли. Гибкий вариант уже не может обеспечить необходимый тираж. "Мелодия" принимает решение делать твердый диск. Далее последовательность действий примерно такова: собирается худсовет, утверждаются песни (или не утверждаются, а в отношении Ободзинского второе даже более вероятно), записывается лаковый диск, которому присваивают каталожный номер и далее с него далают негативную копию, с которой уже печатают пластинку.
Ситуация с гибкими пластинками была другой. Они не проходили через худсоветы (или почти не проходили). Из-за этого гнучки были более свободны в выборе репертуара. Так же они были более оперативны, и быстрее откликались на появление новинок. А если "Мелодия" выпускала повторый тираж, уже выпускавшейся ранее пластинки, то и в этом случае проходить худсовет не требовалось.
Таким образом, можно предположить, что "ташкент" появился для того, чтобы оперативно удовлетворить заказы торговли и при этом избежать возможности не выйти вообще, в случае если худсовет ее отклонит.
Но самое интересное в этой ситуации не это. Не понятен сам процесс создания подобного диска. Получается, что лаковый диск для него записан не был. А с чего же тогда печаталась эта пластинка?
Напомню вкратце, как делается пластинка. В студии с помощью специального станка магнитная запись преобразуется в механическую и наноситься на лаковый диск (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке). Диск отправляется на завод, там он покрывается тонким слоем серебра и после этого с него снимается первая и единственная негативная копия. С помощью этой негативной копии изготавливаются никелевые позитивные оригиналы. С этих оригиналов уже печатается пластинка.
Может быть, в данном случае в качестве лакового диска использовалась гибкая пластинка?Ведь технология записи гнучки и изготовления лакового диска схожа.Этот факт подтверждает и индекс на зеркале "ташкента":
33ГД-0001787
33ГД-0001788
что точно соответствует индексу именно гибкой пластинки. Тогда становиться понятно, почему новому твердому диску был присвоен номер гибкой пластинки Д-0001787-0001788, но без буквы "Г". Это выглядит вполне логично.
Тут возникает следующий вопрос. А зачем тогда был записан в 1970 году этот же миньон, но уже по обычной технологии, ведь могли по прежнему гнать тираж с гибкой пластинки?
Возможно,матрица полученная с гибкой пластинки не могла обеспечить необходимых больших тиражей.Возможно, были и какие-то другие причины.
А может быть, для пластинки 1970 года использовались новые фонограммы тех же песен? Подобная мысль у меня возникла, когда я увидел, выпущенный в 2004 году двойной CD Валерия Ободзинского из серии "Золотая коллекция ретро".
Там присутствуют две песни с рассматриваемых дисков:
11-Что-то случилось (1970) (03:11)
12-Неотправленное письмо (1970) (03:19)
В скобках у обеих стоит 1970 год. Обычно, в подобных случаях и подобным образом указывают год записи этой фонограммы. Исходя из этого, я сначала подумал, что в 1970 году были записаны новые фонограммы и потому появился новый диск 33Д-00027581-82.Но прослушав эти песни, я убедился, что фонограммы старые. Такие же как на диске Д-0001787-88.Что же получается? Для этого диска (2004) были использованы не фонограммы, которые хранились на "Мелодии", а пластинки когда-то ею выпущенные.Раньше я считал, что эту серию выпускает "Мелодия", но теперь в этом сильно усомнился.
Впрочем, это уже из другой серии, но для интереса можете сравнить.

Песни с ташкентского диска:
"Что-то случилось"
"Настоящая любовь"

Песни с апрелевского диска:
"Что-то случилось"
"Настоящая любовь"

Песни с CD 2004 года:
"Что-то случилось"

Короче говоря, для диска записанного в 1970 году использовались фонограммы с диска 33ГД-0001787-88.

Вариант 2.

Предпосылки такие же, как и в первом варианте.
Предположим, выпущенная гибкая пластинка (гнучка) стала популярной ( а именно так и было) и собрала большие заказы от торговли. Гибкий вариант уже не может обеспечить необходимый тираж. "Мелодия" принимает решение делать твердый диск.
А далее. Пластинка проходит худсовет. Для нее делается лаковый диск и запускается нормальная технологическая цепочка. Это более длинный по времени цикл и чтобы не терять времени даром параллельно запускается вариант печати этого диска с гибкой пластинки.
Как вариация на эту же тему. Обычно новые диски имеют небольшой тираж, а весь последующий тираж определяется по заказам торговли. А диск прошедший худсовет и получивший номер 33Д-00027581-82 - это новый диск. Поэтому его тираж мог быть ограничен несколькими десятками тысяч. Но "Мелодия" уже получила заказ от торговли на фактически этот же диск (хотя и в гибком варианте) на значительно больший тираж. В этом случае она вполне могла в дополнении к ограниченному тиражу нового диска 33Д-00027581-82 начать печатать большой тираж идентичного диска Д-0001787-88 (как копию диска 33ГД-0001787-88).

Вариант 3.

"Ташкент" мог выйти и после "апрелевки". Например, чтобы удовлетворить растущий спрос на этот диск, но при этом не использовать дифицитные лаковые диски, которые покупались за рубежом на валюту (их производили всего 2 фирмы в мире).

Впрочем, все это всего лишь предположения. Точно можно сказать только одно, появление двух одинаковых твердых миньонов с разными индексами связано с классификацией их по разным каталогам "Мелодии": для гибких и твердых пластинок. Что в свою очередь связано, видимо, с различными технологическими способами их изготовления.

Надо сказать, что практика переиздания гибких пластинок в твердом формате на основе гибких встречается довольно часто до 1970 года. При этом на твердых копиях индексы писались по разному.Что говорит, либо об отсутствии четкого правила, либо о полном бардаке в части его исполнения.Эти разнописания никак не связаны с какими-то конкретными заводами. Это было у всех.
У всех этих пластинок есть гибкие оригиналы.

Вообще-то, индексы на грампластинках типа Д-0001787 связаны с действием предыдущего ГОСТ 5289-61 - "Д-NNNNN Грампластинки. Общие технические условия".
С принятием нового ГОСТ 5289-68 - 33Д-NNNNN., индексы должны были писать в формате типа 33Д-00027581.По идеи новый ГОСТ должен отменять предыдущий. Мы же видим три разных написания.Либо новый ГОСТ не соблюдался, либо был какой-то переходный период, когда действовали оба.

P.S.
И последнее, работая над этим материалом я нашел некоторые сведения связанные непосредственно с данной пластинкой Валерия Ободзинского. Это касается аккомпанирующих составов, участвовавших в записи песен.Вероятно, они были такими:
-"Неотправленное письмо"- ансамбль п/у С. Мелика.
-"Что-то случилось"- оркестр п/у Юрия Саульского (видимо, ВИО-66).
-"Подожди"- ансамбль п/у Г. Гараняна.
-"Настоящая любовь"- оркестр п/у Юрия Саульского (видимо, ВИО-66).

Спасибо за предоставленные сканы и аудиоматериалы Валерию Сухареву и Александру Дудко.