Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

"МЕЛОДИЯ"

"Ты моя "Мелодия",
Я твой преданный Орфей"...

(Старинная советская песня.)


Необходимое примечание.

Я буду использовать данные начала 80-х годов. В разные отрезки времени они могли изменяться. Но эти изменения кардинально не влияли на структуру и принципы работы фирмы. И еще. В работе над этим опусом мне никто не помогал. Все, что здесь описано подчеркнуто мной из печати. Вероятно, здесь есть ошибки и неточности в деталях, которые можно узнать, только находясь внутри этой структуры. Заранее прошу меня извинить за это. Однако за ключевые моменты, которые определяли деятельность "Мелодии" от изготовления грампластинки до ее реализации, я ручаюсь.

История.

Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия" образовалась в 1964 году, обьединив под своим началом все студии грамзаписи, заводы грампластинок(ГП), предприятия оптовой торговли ( дома грампластинок) и получила монопольное право на производство и распространение грампластинок в СССР.
С 1984 г "МЕЛОДИЯ" отказалась от выпуска гибких грампластинки, которые совершенно потеряли спрос.
С этого же года все ГП стали выпускаться в индивидуальных конвертах.
В феврале 1990 года состоялось официальное открытие первого в СССР производства компакт-дисков (КД), организованном на Московском опытном заводе "Грамзапись". Однако до этого, уже в январе 1990, на прилавках появились первые 10 наименований КД. Дело в том, что реконструкция завода, монтаж оборудования и тестовые испытания проводились в 1989 году и первая пробная продукция реализовывалась до официального открытия.

Структура.

В состав фирмы входят 8 заводов- Московский, Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Таллинский, Тбилисский, Бакинский- изготавливающие ГП и компакт- кассеты (КК). 8 студий грамзаписи расположены в Москве, Ленинграде, Алма-ате, Вильнюсе, Таллине, Ташкенте, Тбилиси, и Риге, имеются также 2 звукозаписывающих участка в Киеве и Ереване. Каждая из студий производит записи в своей зоне деятельности. Звукозаписывающие бригады каждой из студий постоянно выезжают для записи местных авторов и исполнителей.
Фирма располагает также 18 Домами грампластинки (ДГП). Это оптовые предприятия торговли, распределяющие ГП и КК по магазинам страны.
Получается в среднем 1 ДГП на одну республику, учитывая, что РСФСР , имел их несколько. Наверняка, также, что они находились в столицах союзных республик. Теперь попробуем представить цепочку движения ГП от заводов к потребителю. Отпечатанные на заводах "Мелодии" ГП поступали в территориальные ДГП. Оттуда часть шла напрямую в ближайшие торговые точки, а часть поступала на областные оптовые базы. Далее процесс повторялся: часть тиража шла в торговлю, часть на районные оптовые базы. И так до самого низшего звена розничной торговли. В разных местах эта цепочка могла быть длиннее или короче, но сам принцип сохранялся. В СССР ГП реализовывались в более чем 35 тыс. торговых точек. 20 тыс.- это киоски "Союзпечать", где продается 9,5% всех выпускаемых ГП. Более 12 тыс.-торговые предприятия потребкооперации, реализующие 13%. Госторговля продает ГП в более чем 3 тыс. своих магазинах, где реализуется 65% ( в том числе 73 специализированных магазина реализуют 9,5%). 750 книжных магазинов реализуют еще 4,5% и 8% реализуются в 29 фирменных магазинах.
Беглый взгляд на эти цифры показывает очевидные выгоды специализированной и фирменной торговли. Ибо только в ней можно обеспечить широкий ассортимент ГП, состоящий из более чем 1000 наименований на основе систематического изучения спроса. Говоря о взаимоотношениях "МЕЛОДИИ" с торговлей необходимо сказать, что фирма , по настоянию торговли, может передавать магазинам ГП с новыми записями в объеме всего лишь 5% от выделяемых фондов, а остальные 95% магазины ежеквартально заказывают сами из числа ранее выпущенных. Таким образом, формируется ассортимент ГП в торговле. Отсюда ясно, что возможности "МЕЛОДИИ" в этом плане не являются определяющими. И в основном он зависит от заказов магазинов, составляемых в основном слабо подготовленными продавцами (т.к только 17,5% ГП реализуется в специализированных магазинах, а 82,5% в торговых точках общего назначения). "... Неспециализированные предприятия торговли , стремясь выбрать свои фонды, заказывают грампластинки наугад, пытаясь числом компенсировать незнание спроса".
От человека стоящего за прилавком зависит очень многое. Но продавцов, знающих свое дело и разбирающихся в музыке, очень мало. В стране 35 000 точек торгующих ГП . Пластинка не выделена в особый вид товара, магазин практически не несет никакой ответственности за ее хранение и материально не особенно заинтересован в ее реализации. Гораздо проще и легче план можно выполнить на продаже телевизоров, одежды, обуви. Поэтому в заказах делается упор на несколько шлягеров, выписываемых огромными тиражами, и в силу незнания иного спроса, разбавляются они минимальными тиражами большого кол-ва наименований. В результате ежеквартальный заказ содержит около 5 тыс. наименований и выполнить его не под силу ни одной существующей фирме. В итоге производственные мощности "МЕЛОДИИ" позволяют ей реально выполнять только 20% заказа".
Но это одна часть проблемы. Вторая не менее серьезна. По той цепочке, которая ведет ГП от "МЕЛОДИИ" в торговлю идет и информация о заказе тех самых 95% будущего тиража. Только в обратном направлении. Из магазина (или иной торговой точки) в район (где все заказы обобщаются ), из района в область (где снова происходит обобщение) и т.д. до самого верха. А теперь, учтите размеры страны, необязательность исполнителей сделать заявку к определенному сроку, а иногда и невозможность это сделать и всякие прочие факторы, прикиньте, сколько времени пройдет, прежде чем:
1.ГП из нового тиража дойдет до покупателя, скажем на Урале.
2. Торговля поймет, какая ГП стала популярной и стало быть ее необходимо заказать.
3.Торговля подготовит заказ и передаст его по цепочке вверх.
4.Заказ дойдет до "МЕЛОДИИ".
5. "МЕЛОДИЯ" обобщит заказы со всей страны и включит их в свой план.
6. "МЕЛОДИЯ" напечатает эти ГП. Производственный цикл достаточно долог. Учитывая, что лаковые диски (это основа матрицы), производят всего 2 фирмы в мире . И закупаются они за валюту в соответствии с планами выпуска ГП.
Для справки.
Технологией производства лаковых дисков на тот момент владели 3 фирмы. "Аудио" и "Транско" из США, которые обеспечивали потребность всех фирм ГП мира и "Пираль" (Франция), которая производила их в небольшом количестве для внутренних нужд.
7. ГП снова по цепочке вниз дойдет до тех, кто ее заказал. На любом участке этой цепочки возможны сбои, приводящие к увеличению, а иногда и срыву сроков.
По опросу самой "МЕЛОДИИ" 45% покупателей уходят из магазина не сделав необходимой покупки и в то же время регулярно производится списание большого числа пластинок, не нашедших своего потребителя.
Надо сказать, что на протяжении многих лет фирма пыталась разными методами решать проблему оперативности. Так, например, в 1986 г "МЕЛОДИЯ" начала выпускать для торгующих организаций экспресс-информацию о новинках фирмы в жанре эстрадной музыки, пользуясь которой магазины смогут вовремя заказать модные диски. Но сколько-нибудь серьезного успеха добиться ей так и не удалось. Очевидно, что выход здесь мог быть только один- сокращение цепочки промежуточных связей и создание множества территориальных звукозаписывающих фирм полного цикла, что сделать в тогдашних условиях, конечно же, было невозможно.
Для справки.
Все региональные студии свои записи отправляли в Москву на ВСГ (Всесоюзную студию грамзаписи). Уникальность ВСГ была в том, что только здесь Худсоветом (после прослушивания и обсуждения) принималось решение о выпуске той или иной ГП. Если Худсовет давал "добро", запись переносилась на лаковый диск, с которого потом печатался тираж на производственных предприятиях фирмы.
Это к вопросу о том, как образуется дефицит и на сколько эффективно продажи ГП влияют на их производство.

Тираж.

Для определения первых тиражей грампластинки с новыми записями в 1976 году при "МЕЛОДИИ" образована Тиражная комиссия, в состав которой вошли представители Минкульта СССР, работники фирмы "МЕЛОДИЯ", представители Союза композиторов, Министерства торговли СССР и РСФСР, Центросоюза, В/О "Международная книга", ведущих предприятий фирмы, Центрального Дома грампластинки и других заинтересованных организаций. Комиссию возглавлял зам. Генерального директора фирмы.
Позволю себе предположение. До 1976 году тираж новых ГП определяли, скорее всего, редакторы фирмы. И именно от "близости к ним" зависело что выпускать и сколько. Вероятно, к 1976 году это приняло такой субъективный характер, что для придания, хотя бы видимой, справедливости было принято решение об образовании Тиражной комиссии.
Напомню, первые тиражи составляли всего 5% общего объема выпуска ГП. "МЕЛОДИЯ" считала , что "..отрицательным воздействием 5% ограничения является искусственное занижение первых тиражей популярных записей. Если бы тиражная комиссия фирмы не была бы этим ограничена, она могла бы первым же тиражом удовлетворить спрос, пока запись находиться на пике популярности". Но тут возникают другие вопросы. А как она смогла бы спрогнозировать будет ли эта запись популярной, и какой нужен тираж для удовлетворения спроса?
Для справки.
Первый тираж грампластинки Пугачевой "То ли еще будет" был определен в 12 тыс., а в дальнейшем ее тираж составил 2,2 млн. Можно ли это было спрогнозировать? И кто взял бы на себя ответственность потратить валюту на почти 5млн лаковых дисков (с учетом потерь) для ГП, которая, неизвестно, окупиться ли?
А теперь цифры (1987г). ГП с новыми записями составляют 5% от общего числа дисков в год. При выпуске 115 млн. штук это 6 млн. Учитывая, что фирма ежегодно готовит к выпуску около 1000 новых записей, первый тираж каждой новой ГП не может превышать в среднем 6000 экз. Далеко не в каждый магазин (1 из 6) попадает хоть одна пластинка. Но мы немного сузим рамки . И будем ориентироваться на эстрадные записи, тиражи которых были больше классических. Возьмем средний тираж новой ГП 15 тыс. экз. Хотя, наверняка он был меньше.
Для справки.
Первые тиражи ГП с песнями А.Экимяна в исполнении В.Кикабидзе, "Для Вас женщины" (выпускавшаяся к 8 Марта), "То ли еще будет" (А.Пугачева) были определены соответственно 5 тыс, 15 тыс, 12 тыс.
Продолжим подсчет. Вряд ли тиражи распространялся поштучно. Поэтому возьмем минимальную партию, попадающую в торговую точку-20 шт. Тогда 15 000 делим на 20 и получаем 750. То есть реально новая ГП могла попасть только в 750 торговых точек из 35 000. Или в 1 из 46. Причем совершенно понятно, что львиную долю тиража получали фирменные магазины и магазины имевшие хорошие связи с ДГП. Признав, это мы получим еще более грустную картину. Тираж, попадавший в другие точки становиться еще более мизерным. Да и не все, что попадает в магазин - появляется на прилавке. Учитывая известный социалистический принцип: "Ты - мне, я -тебе". Какое же представление могут составить себя продавцы о новых записях и спросе на них? Совершенно очевидно, что при таком раскладе, говорить о влиянии ПРОДАЖ новой ( мне больше нравиться термин -"сигнальной") ГП на ее будущий тираж, несерьезно. Мне представляется более логичной следующая схема, которая, кстати, все легко объясняет. Итак.
1.Выходит "миньон", который несет главным образом представительские функции. Он знакомит потенциальных покупателей с новым артистом. Учитывая, что цена "миньона" почти в 4 раза меньше "гиганта" - это вполне разумно. Мне могут возразить: о каком знакомстве может идти речь при таком мизерном тираже? Соглашусь с этим доводом лишь отчасти. В такой ситуации - лучше что-то, чем вообще ничего.
2.Следом в пределах небольшого отрезка времени (например, квартала) выходит "гигант" этого же артиста. Более длительный перерыв приведет к потере ознакомительного результата. Артиста успеют забыть. "Гигант" служит для того, чтобы торговля, исходя из субъективных и объективных условий данной местности, попыталась СПРОГНОЗИРОВАТЬ будущий спрос на эту ГП. Подчеркну: СПРОГНОЗИРОВАТЬ, а не учесть результаты продаж, потому что мизерный тираж не позволяет объективно говорить о статистике продаж. Кстати, эту же функцию отчасти может нести и выпущенный ранее "миньон". Но только- отчасти. По опросам 81% покупателей предпочитают покупать грампластинки формата гигант (300мм). МЕЛОДИЯ" не могла полностью удовлетворить этот спрос, их выпуск на заводах фирмы составлял около 60%. Чтобы разъяснить, что входит в понятие "субъективных и объективных условий данной местности" приведу такую статистику. В среднем у нас продается на 100 чел населения-59 ГП, ( в Латвии-116, РСФСР-68, Азербайжане-25, Таджикистане-20, Туркмении-13).
3.На основе обобщения спрогнозированного спроса осуществляется выпуск повторного тиража. Однако, зачастую проходит столько времени, что ГП успевает морально устареть и потерять статус популярной.
Так создается дефицит одного и избыток другого, так создается впечатление о неоперативности работы "МЕЛОДИИ". Это еще одна причина возникновения дефицита. И, как видите, идеология здесь тоже не причем.
Решение вопроса - открытие фирменных магазинов, где бы работали профессионалы, морально и материально заинтересованные в результате своей деятельности. "На сегодняшний день 80% ГП реализуется через сеть магазинов и секций Минторга СССР. Практика показала , что каждый фирменный магазин торгует , как 100 магазинов Росторговли. "МЕЛОДИЯ" и Минкульт СССР выступили с предложением открыть фирменные магазины во всех краях и областях. Как это не парадоксально, они получили отовсюду отказ по разным причинам, основная - отсутствие помещений (1987 г.)".

Технология производства.

Как создается ГП? Осветить этот вопрос необходимо, потому что здесь тоже кроется ответ на вопрос: "Что влияет на тираж?". Итак.
В студии с помощью специального станка магнитная запись преобразуется в механическую и наноситься на лаковый диск (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке). Диск отправляется на завод, там он покрывается тонким слоем серебра и после этого с него снимается первая и единственная негативная копия. С помощью этой негативной копии изготавливаются 7 никелевых позитивных оригиналов. С этих оригиналов можно снять (7*20) 140 матриц, с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом 140 тыс.
экз. (Мак. тираж понятие достаточно условное. По разным причинам матрица зачастую полностью не используется). Если этот тираж мал, то с 7 позитивных никелевых оригиналов снимают не матрицы, а (7*7) 49 негативных копий, с помощью копий изготавливают (49*7) 343 позитивных никелевых оригиналов и потом (343*20) 6860 матриц, обеспечивающих максимальный тираж в 6 860 000 экз. В этом случае грампластинки является 6 копией лакового диска , а чем длиннее цепочка копий. Тем ниже качество звучания.

Чтобы это значило?

Сейчас рассмотрим сам диск и попытаемся разобраться в том, что он нам может о себе рассказать.
На этикетке в центре самого диска рядом с обозначением ГОСТ указан индекс, под которым ГП зарегистрирована в каталоге "МЕЛОДИЯ".Индекс пластинка получает при своем рождении, сразу после эталонной записи на лаковые диски (для первой и второй сторон записывают отдельный диск, поэтому каждая сторона имеет свой индекс), с которых в дальнейшем на заводе будут получены матрицы и отпрессованы ГП. Индекс выгравировывается и на свободном месте, так называемом зеркале пластинки, с помощью спец. инструмента-пантографа. И потом в типографии индекс укажут на этикетке и конверте грампластинки. Этот индекс является шифром, по которому можно немало узнать о записи. Шифр начинается с "М" (моно), "С" (стерео) или "Г" (гибкая). В 1982 году "МЕЛОДИЯ" выпустила первые пластинки с цифровой записью и на пластинках появилась буква "А".
Первая цифра указывает жанр записи:
0-гимны, документальные, общественно-политические записи.
1-симфоническая, оперная, хоровая музыка.
2- русская народная музыка.
3-творчество народов СССР.
4- поэзия, проза, драматургия.
5- записи для детей.
6-эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта.
7- учебные записи.
8-музыка народов зарубежных стран (фольклор).
9- прочие записи ( спецзаказы "Кругозор", "Колобок", измерительные записи и др.)
Вторая цифра обозначает формат грампластинки:
0-300 мм (гигант),
1-250 мм (гранд),
2-175 мм(миньон).
Далее следует пятизначный порядковый номер записи, отделенный от предыдущих обозначений тире. На зеркале каждой стороны грампластинки указывается тот же индекс, что и на этикетке, с добавлением после номера записи через дробную черту- номер станка, на котором выполнена механическая запись на лаковый диск и после тире- номер варианта перезаписи фонограммы (второй и третий варианты перезаписи выполняются при повторных тиражах грампластинки).
Это очень важный момент. По нему мы можем определить, выпускался ли повторный тираж любой ГП. Правда, для достоверности результата нужно иметь достаточно большое кол-во экз. одной ГП и желательно из разных мест.
Если заглянуть в любой каталог грампластинки , выпущенный после 1980 года, то увидим, что все номера сторон грампластинки имеют еще 3 цифры. Этот дополнительный код позволяет обрабатывать на ЭВМ заказы торгующий организаций.
На этикетках и конвертах грампластинки со стереозаписью, выпущенных до 1977года, имеются буквенные обозначения "СМ" или "С". Обозначение "СМ" имеют грампластинки , записанные на лаковый диск с ограничением вертикальной составляющей стереосигнала. Их можно проигрывать на стереоаппаратуре ( с незначительной потерей стереоэффекта) и на старых монофонических проигрывателях со звукоснимателем, которые обладают ограниченной вертикальной гибкостью и поэтому не способны следовать по канавке с глубинной стереозаписью. На грампластинки с индексом "С" вертикальная составляющая не ограничивается. И сейчас используя матрицы, изготовленные в те годы, грампластинки выпускаются с обозначения "СМ".
На пластинках, изготовленных по лицензии , указывается название фирмы на языке оригинала и страна.
Авторское право на звукозапись для грампластинки, предназначенных на экспорт, указывает знак "Р".
С 1980 года на оборотной стороне конверта обязательно указывается время звучания каждого произведения, фамилии звукорежиссера, редактора, автора фото, художника-оформителя, год записи фонограммы.
Внизу оборотной стороны стоят: знак авторского права, знак охраняющий полиграфическое оформление конверта, наименование фирмы и ГОД ПЕРВОГО ВЫПУСКА КОНВЕРТА ( а не год выпуска ГП).
Например:
С "Мелодия", 1980
Номер каждой ГП устанавливается в порядке возрастания, причем для моно- и стереозаписей исчисление различно. К началу 1984 года выпущено более 22 тыс наименований монофонических пластинок и более 10 тыс стереофонических. Ниже приведены номера первых сторон ГП, выпущенных в начале соответствующего года.
Первые стереозаписи нумеровались в одном ряду с монофоническими, раздельная нумерация началась с номера 101 в 1961 году.

Год
Номера первых сторон
Моно
Номера первых сторон
Стерео
Год
Номера первых сторон
Моно
Номера первых сторон
Стерео
1961
9956
101
1973
33489
3755
1962
10927
235
1974
35207
4593
1963
12246
473
1975
36849
5507
1964
13149
793
1976
38413
6607
1965
14939
911
1977
39551
8267
1966
16093
1161
1978
40507
9901
1967
19069
1411
1979
41387
11593
1968
21253
1629
1980
42279
13333
1969
24023
1663
1981
43015
15231
1970
27047
1865
1982
43923
17003
1971
29491
2417
1983
44813
18983
1972
31565
3057
1984
45687
20719

К сожалению, ничего не могу сказать о номерной хронологии гибких пластинок.

Лицензии.

Издание ГП зарубежных исполнителей в СССР на лицензионной основе началось в 1973 году, когда наша страна присоединилась к Женевской всемирной конвенции об авторском праве.
Тиражи лицензионных ГП, устанавливались комиссией по отбору и закупке лицензионных записей, созданной при "МЕЛОДИИ", на основе договоров, заключаемых внешнеторговым посредником "МЕЛОДИИ" В/О "Международная книга"- с зарубежными фирмами грамзаписи. Отобранные записи рассматриваются специальной комиссией, так называемым Советом по лицензиям. В Совет входят композиторы, музыковеды, исполнители, работники Минкульта, фирмы "МЕЛОДИЯ", московские филофонисты.
Закупку лицензий фирма "МЕЛОДИЯ" осуществляет через В/О "Международная книга". За это время в СССР распространено примерно 450 наименований грампластинки. Это записи симфонической, оперной, камерной музыки, эстрады и джаза.
Они осуществляют прослушивание образцов, получаемых непосредственно от инофирм или заказываемых через В/О "Международная книга" как монопольного представителя продукции "МЕЛОДИИ" за рубежом. Образцы могут быть запрошены у любой фирмы по каталогам. Эта же комиссия определяет тираж издания. Как правило, условиями этих договоров продиктовано то обстоятельство, что лицензионные ГП выпускаются "МЕЛОДИЕЙ" весьма небольшими тиражами и без права выпуска повторных тиражей. В любом случае тираж изначально ограничивается и не в коей мере не зависит от заявок торгующих организаций нашей страны. Этим объясняется и отсутствие лицензионных грампластинки в каталоге Апрелевской базы посылторга и ограниченное их поступление в магазины розничной торговли.
"...Ежегодно подписываются контракты на 30 и более названий общим тиражом более 1млн экз. Закупаются лицензии прежде всего у тех фирм, которые в свою очередь, активно работают в своих странах с советскими записями... "(1982 г.) Несложный подсчет позволяет определить примерный тираж одного лицензионного диска. Это чуть больше 33 тыс.штук. В среднем меньше, чем по 1 шт. в каждую торговую точку.
Каковы критерии отбора и у кого покупаются лицензии? Первоначально основную долю в импорте лицензий составляли записи классического репертуара. Только во второй половине 80-х годов положение стало меняться, увеличился выпуск ГП с записями джаза, поп и рок музыки. Но классика, все равно, составляла не менее половины всех лицензионных записей.
Управление "МЕЛОДИИ" и худсовет пришли к правильному выводу, что следует закупать меньше лицензий, но лучше. Это означало, что теперь будут отдаваться предпочтения самым модным, интересным в творческом отношении записям или неувядающим шедеврам прошлого, таким, как записи ансамбля "Битлз". Не будут делаться попытки объять необъятное, когда приобреталось всего понемногу. И здесь мы подходим к главному. Поскольку поначалу импорт ГП и лицензий из капстран задумывался, как средство стимуляции нашего экспорта и предполагалось осуществлять его только у фирм, с которыми у советской стороны имелись хорошие долговременные отношения по экспорту, то и средства на это выделялись как на операции вспомогательного характера, то есть весьма и весьма незначительные.
"... Сейчас пришло время, сохранив за импортом лицензий известную функцию поддержки экспорта, все же выделить его в отдельную сферу деятельности. А для этого необходимо существенно увеличить выделяемые на эти цели средства. Это тем более оправдано, что коммерческая эффективность операций по импорту лицензий высока. Средства возвращаются практически мгновенно. Само собой разумеется, что , как и прежде, будут приниматься в расчет идеологическая направленность пластинок, отсутствие в них порнографических текстов и пропаганды неприемлемых для нас сторон буржуазного образа жизни. Будет отдаваться предпочтение прогрессивным исполнителям. Расширится закупка лицензионных пластинок в братских странах социализма..." (1987 г.)
Вот, наконец-то, мы и добрались до того места, где вполне ясно присутствует идеология. Но считать, что она значительно влияла на всю деятельность фирмы "Мелодия" будет неправильно. Думаю, что значительно больше, чем идеология, на работу "Мелодии" влияли вполне капиталистические товарно-денежные отношения. Хотя открыто это никто не признавал и уж тем более не афишировал.

Статья была написана в 1987 году, а в 2003 незначительно дополнена.
Сайт управляется системой uCoz