Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Фирма "Мелодия" Михаила Шаброва... и не только.

октябрь 2022

6

Лапин.

Конечно же, говоря о ТВ в своей книге М.Шабров не мог не оттоптаться и по руководителю ТВ Сергею Георгиевичу Лапину.
Вообще, довольно странно, что Шабров в этой книге обходит стороной своих коллег по фирме "Мелодия", где проработал 20 лет, зато много говорит о сотрудниках ГосТелеРадио, где никогда не работал.
Шабров:

Эта Система, а не кто-нибудь другой, поставила на долгие шестнадцать лет во главе Гостелерадио СССР своего верного человека Сергея Георгиевича Лапина. Вот уж от кого натерпелся Добрынин, а не от худсоветов.
Будем объективны. Сергей Георгиевич был человеком высокообразованным. В его квартире было не много мебели, зато она была от пола до потолка заставлена книгами, пластинками и нотными изданиями, которые он не только увлеченно и целенаправленно собирал, но и читал и слушал. Вкусов Сергей Георгиевич придерживался консервативных, поэтому из музыки он признавал исключительно классику и оперетту. Кстати, времена Лапина были золотыми для артистов оперетты на телевидении.
... Популярную музыку, эстраду Лапин терпел постольку-поскольку. Будь его воля, наверное, вообще запретил бы, потому что считал и то и другое искусством низким и, в основной своей массе, пошлым, а значит, с точки зрения человека, свято верившего в коммунистические идеалы, если не вредным, то бесполезным. Ведь для Лапина радио и телевидение были не только самым мощным средством пропаганды идей марксизма-ленинизма, но и средством культурного воспитания населения (в то время, кто помнит, на радио и телевидении в эфир выходило много учебных и общеобразовательных программ). Поэтому в лапинском понимании задач, стоящих перед средствами массовой информации, которыми партия ему доверила руководить, места популярной музыке и эстраде практически не находилось. Его коробило, когда он слышал рядом фамилии Шопена и Шаинского, про Добрынина я уже и не говорю.


Это все обычный набор претензий творческой интеллигенции к Лапину. Ничего из этого набора фактами не подтверждается, поскольку большая часть "сочинителей" с Лапиным знакомы не были, поэтому пользовались только чужими рассказами, слухами и буйством своей фантазии.
Утверждать, что на советском ТВ "места популярной музыке и эстраде практически не находилось" может только человек никогда не имевший телевизора. Тем более, что несколькими предложениями выше тот же Шабров пишет, что "популярную музыку, эстраду Лапин терпел постольку-поскольку". То есть, на ТВ она все-таки была, и телевизор у Шаброва по-видимому тоже был.
Так же из приведенного отрывка следует, что Лапина от Добрынина "коробило". При этом в книге есть и такое:

-...как выяснилось потом, сам Сергей Георгиевич в общем сочувствовал Добрынину, как и многим другим авторам, чьи взаимоотношения с телевидением и радио складывались трудно или совсем не складывались. Ему чисто по-человечески было жаль Добрынина. Он понимал, что творится в душе композитора, песни которого раз за разом изымались из телепрограмм или вовсе не допускались. И делалось это почти исключительно по его, Сергея Георгиевича, прямому или косвенному указанию. Но ничего изменить он не мог, поскольку был и остается убежден, что песни Добрынина, в своем большинстве, не отвечают задачам коммунистического воспитания молодежи.

Самое удивительное здесь то, что у Добрынина было довольно много песен патриотических, гражданских. Им был написан целый цикл таких песен "Комсомол-моя судьба". К этим песнями нельзя было придраться, и, тем не менее, они все равно не попадали в эфир ТВ. При том, что некоторые из них написаны в середине 70-х.
Газета "Московский комсомолец" январь 1985.

Газета "Советская культура" 05.07.1977.

Конечно же, дело тут не в Лапине и не в тематике песен. Просто у Добрынина не получалось установить необходимые отношения с редактурой ТВ. Этому не помогло даже то, что в 1985 году Добрынин стал лауреатом премии Московского комсомола. При этом на тот момент ему было 39 лет, а по регламенту этой награды возраст лауреате не должен превышать 35 лет.
К примеру Д.Тухманов получил её в возрасте 32 лет (1972).

Но в конце концов и эту преграду Добрынин преодолел. Ему удалось познакомится с Ольгой Молчановой редактором телепередачи "Шире круг". Сама она позже рассказывала:

-Слава был достаточно настойчив и даже бесцеремонен, когда хотел понравиться. Красивый, обаятельный, сразу всех покорял. И Аню, и меня. Дело прошлое — у нас с ним даже роман был.

Не удивительно, что дебют на ТВ лично у Добрынина состоялся в программе "Шире круг". При том, что и после этого он продолжил искать подходы к другим редакторам ТВ. Ольга Молчанова рассказывала:

-...Лапин сказал мне тогда: «Я слышал, Добрынин бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем редакторам деньги раздает. Вам он тоже платит?» Я говорю: «Сергей Георгиевич, я от Добрынина денег не получала. Да и не такой он щедрый, чтобы деньги раздавать. Он даже скуповат. Думаю, что это сплетни про портфель».

В общем нет ничего удивительного в том, что про Лапина Шабров нафантазировал, видимо, с помощью В.Добрынина. Что неудивительно, поскольку ни тот ни другой с Лапиным никогда не общались.
На этом чтение книги М.Шаброва я закончу.