Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

...проблема в том, что не стало шлягеров.

(октябрь 2013)

4

-Вы работали и с ансамблем «Пламя»?

С Сережей Березиным мы знакомы очень давно, но как-то так получалось, что «Пламя» долго ничего моего не пел. Но потом взяли «Помогите кенгуру».

-Эта песня писалась не для «Бим-Бома»?

Нет-нет. У Березина хорошие отношения с автором стихов этой песни с Ларисой Рубальской. Она и посоветовала ему…
Я присутствовал на записи и более того, в песне даже есть мой голос. Кричу там:
- Помогите!

-А как Вам исполнение Алексея Кондакова, к сожаленью, уже покойного?

Я не знал, что Леша умер. Очень жаль. А исполнил он очень хорошо.
Фактически эта песня стала визитной карточкой Алексея Кондакова. Его по ней узнавали…
Да, тогда не было информации. Кто знал Дроздова, Левкина? Ансамбль пел и больше никакой информации.
А если взять «Веселых ребят». Кто знал, что поет Бергер или Лерман? Единицы! Уже позже, благодаря ТВ были раскручены фронтмены «Веселых ребят» Глызин и Буйнов.

-И одну Вашу песню записал ансамбль «Акварели»?

Алик Тартаковский был неплохим пианистом. Но ансамбль «Акварели» он создал уже в приличном возрасте. Набрал молодняк и был доволен тем, что концерты и гастроли есть, все работает. Пил, конечно, он много. Но первый тост у него всегда был за «Битлз». Спрашивали его:
- Почему?
А он отвечал:
- Такую штуку башлевую придумали!
Когда-то «Акварели» записали одну мою песню на стихи Наума Олева «Теория». Она вышла на маленькой пластинке. А на большую пластинку она не попала.

-Почему?

В ней были слова – «теория без практики мертва». На худсовете сказали, что неприлично вставлять ленинские слова в простенькую песенку. На что я им заметил, что это не ленинские слова. Я не помню точно чьи, но Ленин их вставил эпиграфом к «Апрельским тезисам» На что мне заявили:
- Ах, так! Тем более…

-Как Вы считаете, почему некоторые ВИА были сверхпопулярными, а некоторые так и остались ансамблями второго эшелона?

Начнем с того, что в каждой филармонии был вокально-инструментальный ансамбль, а то и несколько. Это давало огромную прибыль. Магическое выражение «ВИА» было очень притягательным для публики. На ВИА ходили охотней, чем на певца или певицу.
Далее, личность руководителя. Такие люди как Паша Слободкин и Рома Болотный имели безупречный нюх на шлягеры. Немыслимое количество шлягеров исполнили эти ансамбли. «Самоцветы» шли немного другим путем, но тоже огромную роль играла личность руководителя - Юрия Маликова, который четко придерживался своих принципов.

-Давайте поговорим о песне «Междугородний разговор». Вы писали ее на Анциферову?

Нет, сначала мы с Мишей Каневским просто сочинили песню. И как-то, не помню как, мы оказались в гостях у Белоусова и Анциферовой. Я показал эту песню. Тане очень понравилась. И они с Володей предложили исполнителя. Певец, работает в ресторане, играет на бас-гитаре. Из Харькова, как и они. Зовут Владимир Мозенков. Я послушал как он поет – очень красивый тембр. Фонограмму я записывал в Останкино, «левым» образом. Тогда сложно было со студиями. Но получилось хорошо. Я там использовал ритм-машину, ну и пригласил гитариста и бас-гитариста. Таня и Володя спели – мне все очень нравилось.
Понес запись на ТВ, а там говорят:
- Нам не нужны эти кабацкие певцы!
Имея в виду Мозенкова.

-А кто именно это говорил?

Заместитель главного редактора Главной музыкальной редакции. Мы тогда жили в гражданском браке с Наташей Высоцкой. Она была известным музыкальным редактором на ТВ. Наташа редко мне помогала, чтобы не было кривотолков, но в данном случае пыталась мне чем-то помочь. Бесполезно.
Тогда Таня Анциферова сама нашла другого исполнителя – Александра Серова. Записывали без меня. И, честно говоря, мне не понравилось как Серов исполнил. Мозенков там был гораздо интереснее.
Мне позвонил Максим Дунаевский, с которым мы тоже учились в «Мерзляковке», поздравил с этой песней и сказал, что эта должна быть международным шлягером.

-Вы с ним тоже учились?

В одно время, но он учился на курс старше. И знали мы его как Максима Пашкова.

-Вы еще что-то записывали с Татьяной Анциферовой?

Да, Таня записала мою песню на стихи Усманова «Оглянись на детство», аранжировку сделал ее муж Володя Белоусов.

-Кто Вам нравится из современных исполнителей?

Мне всегда нравился Валера Леонтьев.

-Он исполнял Ваши песни?

Да, у него на пластинке вышла моя песня «Верблюды». В концертах он пел «Старые афиши». У Валеры великолепная манера пения. Мне всегда нравилась эта манера. Лолита нравится. Она умеет и знает как. И еще мне нравится Григорий Лепс. Бешенная экспрессия, энергетика, надрыв. Главное, человек понимает о чем поет.
Но сейчас проблема в том, что не стало шлягеров. Чтобы народ пел. Мотивчики какие-то не яркие, мелодии не запоминающиеся, изюминки нет.

-У Вас был период работы в Камерном еврейском театре?

Этот театр создал Юрий Шерлинг. Принадлежал театр к Биробиджанской филармонии, но базировался в Москве. Вообще удивительно, что при Советской власти разрешили создание такого театра. Я работал в театре уже при Аркадии Певзнере - был главным дирижером. Написал музыку к нескольким спектаклям.

-И еще Вы работали у Винокура?

С Володей мы знакомы очень давно. Он пригласил меня музруком к себе в театр пародий. Года три я там проработал. Придумывал номера, записывал музыку.

-Сколько всего сольных пластинок у Вас вышло?

Одна. На фирме «Мелодия» вышла пластинка под названием «На Канарских островах». Правда, несколько лет назад я выпустил CD со своими песнями. Назвал скромно – «Лучшие песни Теодора Ефимова»(смеется).

-Знаю, что Вы болельщик?

«Спартак» – любимая команда с детства! Футбольный. Хоккеем я интересовался, но меньше. В моем детстве по телевизору футбол не показывали и я ходил на стадион. Хотя я и болел за «Спартак», но мне очень нравилась игра Эдуарда Стрельцова. Очень хорошо его помню на поле.

-Сами не играли?

Нет. Только болел. А играл я всегда в шахматы, у меня даже был третий разряд.

-Вашу песню «Спартак» исполнял «Бим-Бом»?

Да.

-Все разделяли Ваше пристрастие?

Валера Левушкин точно. Он тоже болеет за «Спартак». Эту песню мы написали с Игорем Шафераном. Лет пять ждали, что «Спартак» станет чемпионом, а он все никак. И я решил немного переделать музыку, чуть-чуть осовременить. И как только переделал, «Спартак» сразу стал чемпионом в 1987 году. С трудом пробили студию, записали, и в программе «Взгляд» она прозвучала в честь победы в чемпионате.

Аида Ведищева и Теодор Ефимов.

-Что у Вас с сегодняшним днем?

Приглашают – выступаю. Пою всегда вживую. Под рояль или под минусовку. Пишу очень много камерной музыки, которую я продолжаю любить…