Рудольф Мануков

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков

Мануков Рудольф Кимович.

(октябрь 2016)

1

От автора.
Изучая историю ВИА, я страюсь максимально расширить круг своего общения, чтобы глубже понять причины тех или иных событий, происходивших когда-то. История ВИА неразрывно связана с Всесоюзным Радио, и я давно хотел пообщаться с людьми, делавшими эту историю. До этого момента у меня было две таких попытки. По разным, не зависящим от меня причинам, они не реализовались. Это была третья попытка и, благодаря помощи Глеба Мая, она стала успешной.
Рудольф Кимович Мануков работал музыкальным редактором на радиостанции "Юность" и кроме того он автор одного их хитов ВИА "Веселые ребята" песни "Вишня". История создания последней за долгие годы обросла множеством мифов, поэтому узнать о ней из первых рук было для меня одним из стимулов к этому общению.
Что из этого получилось читайте ниже.


Р.К. Мануков:
Уважаемый Валерий Николаевич!
Я думаю, читателю было бы интересно и полезно узнать, кто я, и что я представляю из себя как человек, композитор и, наконец, поэт. А потом уже, из всей моей почти 80-ти летней жизни выбрать интересующий вас отрезок моей работы на радио, где я занимался редакторской и организаторской работой. На радиостанции «Юность» я проработал 12 лет, начиная с 1964 по 1976 годы.
Это совершенно короткий отрезок моей творческой биографии, поэтому хотелось бы, чтобы читатель ознакомился сперва с моей полной творческой биографией, которую мы вместе составили с моим помощником Юрием Яциной, ведь самые зрелые и молодые годы, начиная с 1976 года и конец 20-го века были «съедены», мягко говоря, перипетиями политической неурядицы в советское время.
Мне «припечатали» ярлык «врага народа», тем самым поставили крест на моей карьере, если не жизни. За 20 с лишним лет молчания, народ, который любил мои произведения, в частности песни, напрочь забыл моё имя и несколько моих знаменитых песен того времени. Поэтому ещё раз прошу прежде дать возможность читателю ознакомиться со всей моей творческой и жизненной биографией, тем самым вспомнить меня как композитора.


ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ.

Мануков Рудольф Кимович родился 23 октября 1937 года в г. Баку. Благодаря своей матери Розе Алмоян-Мануковой, учившейся в консерватории и обладавшей от природы красивым сочным сопрано, маленький Рудик в пятилетнем возрасте начал заниматься у выдающегося педагога того времени Егоровой Лидии Николаевны. Она была одним из авторов первого в СССР учебника «Школа игры на фортепиано», соавтором которой была Сирович Р.И. - педагог известной пианистки Беллы Давидович.
Будущий композитор с детских лет проявил себя как пианист-виртуоз. Учился в Центральной Музыкальной Школе при Бакинской Консерватории, окончив её на «отлично» по классу фортепиано преподавателя Лилии Гофшон, ученицы профессора Генриха Густавовича Нейгауза. Будучи учеником старших классов, он исполнял сложные программы самому Г.Г. Нейгаузу перед приездом в столицу. После 1-го курса Бакинской консерватории, не получив документов из ректората консерватории, уехал в Москву.
В 1956 году по рекомендации профессора Александра Борисовича Гольденвейзера, которому исполнил серьёзную программу, в том числе Фантазию «Скиталец» Шуберта, восемнадцатилетний Мануков Р.К. был принят в Московскую консерваторию в класс профессора Мержанова В.К. (фортепиано). Это был исключительный случай, когда молодому музыканту разрешили сдавать экзамены без предоставления документов.
Р. Мануков- студент 1-го курса фортепианного факультета Московской консерватории.

В 1959-м году кафедра композиции Московской консерватории рекомендовала его в класс композиции профессора Анатолия Николаевича Александрова.
В 1960-м году Мануков Р.К. расстался с Мержановым В.К. и перешел в класс знаменитого пианиста Владимира Владимировича Софроницкого, у которого и окончил Московскую консерваторию в 1961 году.
Полный курс по сочинению успешно завершил уже в Ереванской консерватории имени Комитаса в 1974 году. Государственный симфонический оркестр и хоровая капелла Армении исполнили дипломную работу молодого композитора - кантату «Четыре мысли об Отчизне». Стихи на армянском языке помог написать Арно Бабаджанян, который в тот период оказал неоценимую поддержку в жизни Р.К. Манукова.
После 1961 года работал в качестве педагога и концертмейстера в различных музыкальных учреждениях: училищах, школах, филармониях. На радиостанции «Юность» в период с 1964 по 1976 годы был музыкальным редактором, а с 1972 по 1976 годы – старшим музыкальным редактором.
Первые юношеские сочинения композитором не отмечены опусами. Это пьесы для скрипки, фортепиано, первые романсы и песни, юношеский струнный квартет и другие. Из крупных и камерных сочинений отмечены опусами следующие:
1. Оратория «Письма живым» в 13-ти частях для солистов, чтеца, хора и симфонического оркестра, исполненная солистами Большого театра и Большого хора Радио. Дирижер Максим Шостакович. (Первоначально эта партитура задумывалась как документальная опера.) Существует фондовая запись на Радио.
2. Две кантаты: «Магнитострой» и «Клятва сыновей» (исполнение 1967 и 1968 годов), дирижер Юрий Силантьев. Существует фондовая запись.
3. Армянская кантата в 4-х частях. Солистка Лусинэ Закарян, 1974 г., (Ереванская филармония). Дирижер Давид Ханджян. В Москве существует разовая запись двух частей кантаты «Храм Рипсимэ» и «Торос Рослин», солистка Рузанна Лисициан, симфонический оркестр Радио, дирижер Фуад Мансуров.
4. Струнный квартет памяти Арама Ильича Хачатуряна, первое исполнение в 1984 г., Большой зал Союза композиторов в Москве, исполнители – струнный квартет СК.
5. Вокальный цикл на стихи поэта Александра Блока «Мир обновления» в 8-ми частях, первое исполнение на фестивале «Московская осень» в 1983 г., Большой зал Союза композиторов.
6. «Ереванская тетрадь» - Пять полифонических пьес для фортепиано (1974 г.) и «Две черные тучки» («Ерку сэв амп») на стихи Ованеса Туманяна, исполнители – Ольга Иванова (фортепиано) и Рузанна Аветисян-Манукова (вокал).
7. Романсы, баллады и песни на стихи Александра Прокофьева («Раскрывается сердце», «Поэма о солдатах», «Никому о нем не говорим», «Вишня») - 70-ые годы.
8. Дивертисмент для струнного квартета на темы еврейских песен (2005 г., исполнители – струнный квартет «Елена»).
9. Вокальный цикл «Четыре стихотворения» Николая Рубцова. Исполнители - солист Большого театра Михаил Крутиков (бас), партия фортепиано - автор Рудольф Мануков (Большой зал Союза композиторов, цикл «Камерные вечера», руководимые композитором Эдисоном Денисовым, 1985г.)
10. Камерный концерт для симфонического оркестра. Партитура 1977г. (не издана).
11. «Отче наш» на стихи «Молитвы Христовой» (1989 г.) и «Новая молитва» (2013 г.) для смешанного хора. Первое исполнение - 2013 год, юбилейный концерт к 75-ти летию композитора, исполнитель хоровой ансамбль «Благая Весть», рук. Аветисян Е.А..
12. «Мини-рондо» для скрипки, бас-кларнета и фортепиано, посвященное композитору Эдисону Денисову. Впервые исполнено на фестивале «Московская осень» в ноябре 2012 года, исполнители: Оксана Пономарёва (скрипка), Александр Филатов (бас-кларнет) и Надежда Яныгина (фортепиано).

Мануков Р.К. - композитор, автор произведений различных жанров и музыки к нескольким кинофильмам и мультфильмам, является лауреатом Международного (1-я премия) и нескольких Всесоюзных конкурсов Песни в Софии и Москве. Им написаны около ста песен, романсов, баллад, сочинения для хора, камерно-инструментальные произведения.
До 1978 года многие сочинения композитора были изданы в различных издательствах России. Среди них песни, исполненные знаменитой Людмилой Зыкиной и впоследствии признанные народными: «У мосточка, возле броду», «Я верну тебе колечко».
В середине 70-десятых годов широко исполнялись популярные песни композитора «Ясные светлые глаза» и «Вишня», которые на грампластинках фирмы «Мелодия» вышли в свет более чем 10-ти миллионным тиражом. Первые исполнители – ВИА «Весёлые ребята», солисты Алла Пугачева и Анатолий Алёшин.
В 1980 году композитору Манукову Р.К. была инкриминирована антисоветская деятельность, «политическая несовместимость», фактически политическая статья, которая привела к исключению из Союза композиторов СССР. Пропаганда творчества, а также любая работа была ему запрещена. Видно, кому-то был выгоден «запрет на профессию»... Но, так называемая «перестройка», помогла композитору получить преподавательскую работу.
С октября 1986 года Мануков Р.К. ведет активную педагогическую работу (ДШИ им. Д.Д. Шостаковича), совмещая её с творческой деятельностью. Только в конце 1997 года композитор был восстановлен в членах Союза композиторов России.
В 2006 году исполнилось 50 лет творческой деятельности композитора, который многие годы своей жизни посвятил культурно-просветительской и педагогической работе. Мануков Р.К. является преподавателем высшей категории. Последнее место работы - преподаватель по классу фортепиано и композиции Музыкальной школы имени И.С. Козловского в Крылатском.
Вместе с дочерью Марианной - пианисткой и преподавателем по классу специального фортепиано, Мануков Р.К., начиная с 1993 года, стал выпускать систематизированные по жанрам сборники - пособия по фортепиано для детей под названием «Лестница познания фортепиано», получившие не только всероссийскую известность. С 1995 года эти пособия, наряду с оригинальными сочинениями композитора, получили «copyright» (охрану авторских прав) Библиотеки Конгресса США. Сочинения Манукова Р.К. охраняются также и Российским Авторским Обществом (?!?).
Теперь, уже благодаря своим дочерям: пианистке Марианне Мануковой и певице и артистке Рузанне Аветисян-Мануковой - члену Союза Театральных Деятелей, которые в последние годы выступают в качестве первых исполнителей камерных вокально-инструментальных сочинений отца, композитор постепенно наполняется новыми творческими силами.

Композитор Мануков Р.К. является также автором поэтических сборников:
1. «Русский Альбом» - избранные песни, романсы и стихи, изд-во «Крипто-Логос», 1994 г.;
2. Альбом лирических стихов (не издан);
3. Книга стихов об Иисусе Христе в 24-х главах - «Спасение в Любви» (1985-1986 годы) (оригинал-макет подготовлен в 2000-ом году, сигнальный номер вышел в 2016 г.);
4. Либретто в стихах оперы-балета «Ричард и Мария» (2003 г.) (не издано, либретто находится в Библиотеке Конгресса США).

Из произведений, написанных в 2007 году, можно выделить, помимо нескольких песен, вокальный цикл для баса и сопрано на стихи Марины Цветаевой (8 частей-посвящений Анне Ахматовой, Александру Блоку, Борису Пастернаку и др.), вокальный цикл на стихи Саши Черного «Детский остров» из 5-ти песен (новая редакция). В 2009 году написал на стихи Риммы Казаковой песню «Любить Россию нелегко».
Наиболее известными исполнителями песен и романсов композитора являются:
• Людмила Зыкина - «У мосточка, возле броду», «Русское поле», «Отпылала осень», «Любовь моя первая»;
• Муслим Магомаев - «Моя Ассоль», «Звезды не умеют разговаривать»;
• Алла Пугачёва с ансамблем «Весёлые ребята» - «Вишня», «Ясные светлые глаза»;
• София Ротару - «Сомнения»;
• Елена Камбурова - «Возвращение колечка», «Ночью на станции ветер...»;
• Жанна Бичевская - «Белая лебёдушка», и многие другие…

За создание музыки и стихов Гимна Божественной Монархии «Святая Русь - Земля родная!» в 2015 году Р.К. Мануков был награждён Золотой медалью «За Веру и подвижничество».

Председатель Союза композиторов г. Москвы О.Б.Галахов вручает Р.К.Манукову Золотую медаль Московского Союза композиторов

Несколько характеристик, данных в разные годы композитору Рудольфу Манукову, выдающимися деятелями искусств:

Арам Ильич Хачатурян:
«Рудольф Мануков обладает несомненными творческими данными. При систематической учебе теории композиции, он мог бы стать активно пишущим и действующим композитором.
Если бы тов. Р. Мануков поступил бы в Московскую государственную консерваторию, или в Институт им. Гнесиных по классу композиции, я взял бы его в свой класс».
5 мая 1964 г.

Борис Андреевич Мокроусов:
(на прослушивании новых песен в Союзе композиторов Москвы):
«Что Вы можете сказать о Манукове?» - Б.М. Терентьев (Председатель Союза)
«Могу сказать одной фразой: Мануков - даровитый композитор». - Б.А. Мокроусов
(конец 60-х годов)
Аркадий Исаакович Райкин:
(на титульном листе своей книги, дарственная надпись)
«Талантливому Рудольфу в знак благодарности за чудесную музыку».
25/ХП-71г.
Галина Мищевская:
Музыкальный обозреватель p/с «Юность»
«...наиболее притягательным для него (Р.К. Манукова) является жанр песни.
...важная особенность - ее оригинальность, самобытность».
На грампластинке фирмы «Мелодия» - 1975 год.

Дарственный автограф поэта Михаила Львова:
Дорогому Рудольфу Манукову с благодарностью за чудо!
«Много в мире слов и звуков,
Сочетаний чудных их –
Мне слова «Рудольф Мануков»
В списке самых дорогих!»
28/ХП-72г.