Олег Иванов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Тогда были определенные правила игры.

(июнь 2013)

4. Сегодняшний день.

4


-В реестрах РАО есть несколько любопытных названий Ваших песен. Например, «Любви мало» на стихи Павлинова?

Я такой песни не знаю. Скорее всего, это «Горький мед» так назвали.

-А что за песня на стихи Леонидова «На просторе»?

Это «Песня, моя песня».

-«Геологи»?

Первое название песни, ставшей известной под названием «На чем стоит любовь», «Песня геологов».

-Вы не пробовали издавать Ваши песни с оригинальными текстами?

Какой смысл? Песни уже состоялись, их знает народ именно в таком виде. Другое дело, сделать проект - песни на стихи Кольцова или Бернса. Тогда можно будет включить туда и те тексты.

-Вы видели почти все ансамбли в разных составах, работали со многими из них. Кто из музыкантов произвел на Вас самое большое впечатление?

Леонид Бергер. Впечатление было ошеломляющим! На мой взгляд это лучший вокалист из всех ВИА. И, конечно, Владимир Мулявин. У него был поистине трагический дар.

-«Песняры» исполняли Ваши песни?

Конечно. Первой песней была «Печеная картошка». Я ее сначала показал «Сябрам», но Толя Ярмоленко совершенно на нее не отреагировал. И я отдал песню Володе Мулявину. Надо сказать, что огромную роль в судьбе это песни сыграла жена Мулявина – Светлана Пенкина. Она ей очень понравилась.
Позже «Песняры» исполнили «Тридцать тысяч дней» (пел Валера Дейнека). Еще песню «Путь» ( пел сам Мулявин)., «Голубое и зеленое» (пел Валера Дейнека).

-В 70-е годы часто выходили пластинки с культовыми песнями – альбомы Тухманова, миньоны «Цветов» и т.д.. Что на Вас произвело впечатление?

Безусловно, «Звездочка моя ясная» ансамбля «Цветы». Гениальная песня!
«Алешкина любовь» «Веселых ребят».
Но самое первое и неизгладимое – «Поющие гитары» песня Юрия Антонова. Когда я услышал «Для меня нет тебя прекрасней», то испытал шок. Это что-то невероятное, немыслимое, запредельное.
Да и потом все его песни. Во-первых, по количеству. Больше кто-нибудь написал? А по качеству? Ни одной проходной.

-Вот только с 1988 года ни одной новой песни…

Господь распределяет по-разному. Один всю жизнь пишет, другой может написать одну песню и всё. Кто-то пишет только в молодости, кто-то в старости. У Юрия Михайловича распределилось таким образом. Он очень многое что успел.

-Антонов говорит, что у него написано много новых песен, но они не выйдут, пока существуют пираты…

Это его позиция, которую просто следует уважать.

-Какое впечатление на Вас произвел альбом «По волне моей памяти»?

Я видел, как людям нравился этот альбом и нравится до сих пор, но мое отношение довольно прохладное. Поэзия совершенно не зацепила, и эта работа показалась мне умозрительной. Какой-то искусственной. Это был эксперимент, но неожиданно получивший колоссальный успех. Понятно, что был голод на такого рода музыку, а Тухманов собрал лучших вокалистов и инструменталистов.

Олег Иванов и Давид Тухманов.

-К концу 80-х жанр ВИА стал постепенно умирать?

Появились «Ласковый май», «Мираж», но дело даже не в них. Появились рок-группы – «Кино», «Наутилус», «Алиса»… Общественный интерес переключился на них. Многие ВИА покинули личности и ушли в сольное плавание. Возьмите, «Веселые ребята», Глызин, Буйнов ушли. С «Песнярами» другая история, правда, немного позже. Очень сильные музыканты ушли от Мулявина. Я имею в виду, «Белорусские песняры». А потом и та трагедия с самим Владимиром Георгиевичем. Все-таки, с «Песняры» с Мулявин и без это две большие разницы.
Пожалуй, единственный коллектив, который не распадался и продолжал работать, записывать новые песни, это «Сябры». Ведь возрожденные ансамбли исполняют только старый репертуар.

-Скажите, Олег, вечер, который показали по ТВ в 1992 году это был Ваш первый такой вечер?

Нет. В конце 80-х был мой творческий вечер-встреча во Дворце Культуры в совхозе «Московский». Его снимала Главная редакция народного творчества и этот концерт был показан по ТВ. Но на этом вечере я сам исполнял свои песни, отвечал на вопросы.
А вечер, о котором Вы упомянули, состоялся в мае 1991 года в ГКЦЗ «Россия» и назывался «Путь». Выступали Лещенко, Захаров, Гнатюк, Белянин, «Песняры», «Сябры». Даже не один вечер, три за два дня. Это был один из первых вечеров, посвященных композитору. По ТВ один из этих концертов показали уже в 1992 году.

-С началом 90-х все изменилось. Как Вам жилось, работалось?

90-е катком прошли по творческим людям."Сябры" со мной уже почти не работали. Большинство песен в их репертуаре составляли песни Лученка и Сацуры. Они стали больше работать на белорусский рынок, развивать свое национальное песенное искусство. Этот вакуум заполнила Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Позднее появились Юлиан и Анастасия.
Также в 90-е мы много работали с Ренатом Ибрагимовым. Я написал для него целый цикл восточных песен. Хорошо поработали с моим земляком Михаилом Евдокимовым, до его прихода в политику. По его просьбе я написал цикл «Мой край» об Алтае. Последние семь песен, которые он записал перед уходом в губернаторство, это мои песни. Хочу отметить работу с группой «Икс-миссия» во времена их расцвета. Они сняли клип на мою песню «Осень». По-моему, неплохо получилось.

-В 1994 году Вы стали членом международного союза эстрадных деятелей. Расскажите, что это за союз?

Этот союз тогда возглавлял великий чеченский танцор Махмуд Эсамбаев. Заместителем у него был Петр Михайлович Шаболтай, на тот момент директор и художественный руководитель ГЦКЗ «Россия». Петр Михайлович меня и привел. Я этим горжусь. Союз проводит благотворительную деятельность, организовывает фестивали.

-Кто союз возглавляет сейчас?

Шаболтай, ныне он директор Государственного Кремлевского Дворца.

-Далее Вы стали председателем фестиваля «Мы – Россия! Мы – едины!»?

Это фестиваль фестивалей. В России проходит очень много фестивалей на региональном уровне. Например, в Уральском Федеральном Округе проводится фестиваль «С песней по жизни». Это фестиваль молодых эстрадных исполнителей. Один из лучших фестивалей в России. Также проводятся фестивали в других регионах. Мы собираем лучших и делаем гала-концерты в Москве или в Питере. Вот такая идея.

-Вы еще и член авторского совета РАО?

Да, но это общественная работа.

-Что с сегодняшним днем?

Продолжаю писать. Две мои песни («Бесконечная любовь» и «Осенние свадьбы») во всех своих концертах поет Александр Серов. Сейчас он готовит еще одну мою песню «Разведены мосты». Очень удачно записала мою песню «Листопад» Тамара Гвердцители. Намечается у меня работа с Евгением Кунгуровым ( участник телеконкурса «Голос»).
Была попытка работы с New-Самоцветами. Они спели мою песню «Рядовой», сделали ремейк «Песня, моя песня» в двух вариантах (один с Маршалом). Но не получилось. Видимо, время такое, что сложно написать песню, которая сразу становится популярной. Ведь песню, помимо композитора, поэта и исполнителя создает народ. Раньше так и было.
Недавно смотрел документальный фильм, посвященный песне «Вставай, страна огромная». Вот великая песня! От ее исполнения до сих пор идет дрожь, священная дрожь. Ее подхватил народ и поет до сих пор. А сейчас – картины становятся обоями, а песни – музыкальным фоном. Все труднее обнаружить священный трепет от музыкального произведения. Да и поэтов не стало. Из великих остались Добронравов, Резник, да Поперечный.

Николай Добронравов, Олег Иванов и Анатолий Поперечный.

-Вам довелось поработать с Дербеневым?

Я несколько раз был у него дома, но… Понимаете, Леонид Петрович был в общении очень своеобразным человеком. Мы что-то попробовали, но я его не понял. Одну мою песню («Путь») Слободкин предложил переделать Дербеневу. Дербенев написал текст, но она попала в безвременье. Она и сейчас существует, лежит у него. Может быть, Павел Яковлевич и решит, что с ней сделать.…. Во всяком случае, песня Слободкину нравится.

-У Вас довольно много песен написано на стихи Владимира Степанова?

Это профессиональный поэт, один из самых авторитетных детских поэтов. Тиражи его книг превосходят тиражи Михалкова, Барто и Маршака вместе взятых. Например, песню «Вышел месяц», которую записали «Самоцветы», я нашел в его сборнике стихов, но знаком с этим поэтом я не был.
А спустя годы, где-то в конце 80-х, я познакомился с его полным тезкой, тоже поэтом Владимиром Степановым. С ним мы написали очень много песен, таких как «Подполковник» для «Сябров», «Королева золотого песка» и многие другие для Анастасии.

-Знаю, что Вы очень увлекаетесь футболом. За какую команду болеете?

За сборную России. Раньше болел за барнаульские команды. «Урожай», потом «Динамо». А когда переехал в Москву, то стал болеть за хороший футбол. Меня привлекают команды, которые показывают в какой-то момент времени яркую игру. За них и болею, потом предпочтения меняются. Но всегда болею за сборную России.