Тухманов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Арк. ПЕТРОВ,
музыковед

В ПОИСКАХ ИСПОЛНИТЕЛЯ .

(Новая встреча с Д. Тухмановым)
(журнал "Клуб и художественная самодеятельность" №24 - 1981 год.)

Композитор Давид Тухманов, лауреат премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Дружбы народов, удостоенный этой награды за активное участие в подготовке Олимпийских Игр,— один из самых известных наших авторов, работающих в современной советской песне, причем почти во всех ее жанрах, исключая разве что детский (хотя и здесь у него есть песня «Дадим шар земной детям»).
Амплитуда его песен начинается с лирико-патриотической, гражданской, военной тематики («Я люблю тебя, Россия», «День Победы», «Родина моя»), спортивных («Олимпиада-80») и заканчивается молодежными песнями в современных эстрадных ритмах. Причем и здесь у него наблюдается широкая дифференциация — есть песни «отдыха и хорошего настроения» и есть вещи трудные, порой экспериментальные по музыкальному языку и поэтическим образам. Их уже и песней не назовешь, скорее композициями для голоса и инструментального, ансамбля. К числу таких работ, созданных Тухмановым летом 1981 года, принадлежит и композиция, помещенная на второй вкладной пластинке этого номера. Она носит не совсем обычное для песни название — «За миллион лет до нашей эры», написана на стихи поэтессы Вероники Тушновой и исполнена рок-группой «Москва». Коллектив этот создан недавно, играют и поют в нем совсем еще молодые люди. И это очень интересно — маститый композитор не побоялся отдать свои последние произведения неизвестному составу, поверил в него, подружился с молодыми музыкантами. В свою очередь участники группы «Москва» с огромной отдачей работали над серией этих песен Тухманова. Думается, они покажутся очень интересными слушателям. Прежде всего, это серьезная музыка, требующая внимательного и пристального вслушивания. Музыка динамичная, острая, насыщенная удивительными электронными звучаниями, то космическй -отстраненными, «колокольными», то ритмически- акцентированными, напористыми. Пожалуй, наиболее привычный ее элемент—мелодика. Достаточно услышать несколько тактов, чтобы ощутить интонации, чем-то напоминающие прежние работы композитора («По волне...», «Памяти гитариста»). Но оркестровый звуконаряд (жесткие, электронно - «металлические» тембры, сложная паутина ритмов), вообще дух, атмосфера этих новых композиций совсем иные, чем прежде. Новые вещи очень экспрессивны — они с первой ноты захватывают слушателя и не отпускают до конца. Здесь нет эпизодов, на которых можно перевести Дух, песни как бы плотно спрессованы, «насыщены информацией», в них нет «лирических пустот». Совершенно иную, чем прежде, трактовку получают ударные инструменты— барабаны становятся ведущими в аккомпанементе, их пульс—сердцем музыки. ..
Если три последних года Тухманов писал в основном легкие, прозрачные танцевальные вещи с незамысловатыми текстами, оркестрованные в манере «диско», то сейчас он перешел к более резкой, острой музыкальной стилистике. И, для того чтобы точно донести ее до слушателей, потребовались новые исполнители.
Мы знаем, что, как правило, композиторы предпочитают иметь дело с опытными профессионалами. Но у Тухманова часто бывает по-другому: он не боится сотрудничать с новичками, даже с самодеятельными исполнителями. Для него чрезвычайно существенно свое, оригинальное прочтение песни, новая артистическая индивидуальность. Он постоянно ищет новых певцов, музыкантов. Они могут оказаться москвичами, а могут быть из Прибалтики, Сибири, с Урала. Это какой-то уникальный пример постоянной работы с молодежью. Порой даже начинает казаться, что при Тухманове существует творческая мастерская по подготовке или «доводке» талантливых голосов. Даже не занимаясь специальными подсчетами, можно констатировать, что в течение последнего десятилетия большинство своих песен Тухманов «выпускает в свет» в исполнении новичков, артистов «без имени». Другое дело, что потом многие из них становятся известными музыкантами, приобретают популярность, в чем, видимо, немалая заслуга композитора. Именно в его «мастерской» они учатся правильно работать с текстом песни, умело использовать микрофон, постигают многие секреты звукозаписи и т. д.
Попросим Давида Федоровича прокомментировать это обстоятельство.
— То, что я часто обращаюсь к помощи новых музыкантов, объясняется просто: мои песни очень разноплановы. Например, в написанной почти десять лет назад «Джоконде» наряду с привычными эстрадными эпизодами был кусок, являвшийся, что ли, реминисценцией итальянской оперы, островком бельканто в окружении бита... Надо было найти такого исполнителя, который на кульминации песни смог бы переключиться с эстрадной манеры на классическую... «Джоконду» спел Александр Градский, тогда еще начинавший свою карьеру, это была его первая запись на фирме «Мелодия»...
Длительного поиска новых свежих голосов потребовала и работа над альбомом «По волне моей памяти». Я приезжал на репетиции различных вокально-инструментальных ансамблей, оркестров, слушал, прикидывал, кто мне может подойти. Попросил о помощи всех своих друзей — композиторов, музыкантов, которые тоже искали для меня певцов... Напомню, что на этой пластинке записаны шесть солистов — Сергей Беликов, певший тогда в «Араксе», Мехрдад Бади из «Арсенала», Владислав Андрианов из ВИА «Лейся, песня!», Людмила Барыкина и Игорь Иванов из «Надежды» и Александр Барыкин из «Самоцветов»... Некоторых из них я хорошо уже знал прежде.
— Давид Федорович, на пластинке «По волне моей памяти» выступал также инструментальный ансамбль, в котором вы играли на клавишных...
— Я пианист (хотя большим виртуозом себя не считаю) и не видел повода, почему бы мне самому не исполнить партии рояля и различных электронных клавишных инструментов. Кстати, с синтезаторами всегда много возни, на репетициях приходится долго искать определенные тембры. Даже если бы я пригласил другого пианиста, мне все равно пришлось бы сидеть рядом с ним, постоянно выверяя положение микшеров, потенциометров...
— Но ведь получилось, что вы тогда создали свою рок-группу...
— Пришлось это сделать по необходимости, потому что не мог найти подходящий ансамбль, свободный на все время наших записей (пластинка писалась несколько месяцев). Но время существования этой группы было ограничено периодом работы над диском «По волне моей памяти»... Хотя, надо признаться, мы тогда неплохо сыгрались...
— И вот сейчас новый ансамбль «Москва». И вы опять исполняете в нем партию синтезаторов...
— Ну, вряд ли стоит преувеличивать мою роль, партия клавишных представляется мне достаточно скромной. Ансамбль делает сейчас первые шаги. Пока он исполняет только мою музыку, но я надеюсь, что он будет существовать и дальше, вне зависимости от нашей совместной деятельности. Ансамбль этот очень заинтересовал меня своими техническими возможностями. Ребята — настоящие виртуозы, хорошо читают с листа. Если же в каком-то эпизоде надо сымпровизировать, сыграть «ад либитум», делают это легко и интересно.
Мы и раньше неплохо знали друг друга, а гитариста Алексея Белова я уже приглашал на запись своей новой песни «Беседы с Отечеством», так что моя идея собрать группу для записи нескольких новых композиций и их желание объединиться просто совпали. Музыкальный руководитель «Москвы» — 23-летний Алексей Белов. Это человек с очень своеобразным музыкальным мышлением. Он играл уже во многих эстрадно-танцевальных ансамблях, но лишь в этой новой группе получил возможность особенно ярко реализовать себя, свои возможности.
Второй участник группы — певец и гитарист Николай Носков — обладает голосом широкого диапазона с крепкими «верхами». В нем есть глубина и искренность. Очень интересен барабанщик Дмитрий Серебряков. Несмотря на молодость — ему немногим более двадцати лет,— это настоящий профессионал, шутя справляющийся с любым сложным размером, самой запутанной фактурой.
На клавишных играю я. Но, мне думается, это менее существенная часть ансамбля. В звучании доминируют барабаны, гитара и голос певца-солиста Николая Носкова.
— А что вы планируете на ближайшее будущее!
— Записи новых композиций, одна из них — на стихи Семена Кирсанова, замечательного поэта, к творчеству которого я обращаюсь уже не первый раз... Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Начало, на мой взгляд, достаточно интересное.
На второй стороне второй пластинки вы услышите композицию Д. Тухманова на стихи В. Тушновой «Миллион лет до нашей эры». Исполняет рок-группа «Москва».