Георгий Симонян
Джазовая музыка... была ближе.
(декабрь 2016)
2
-И вы возвращаетесь в «Чаривни гитары»?
Да, но уже не музыкальным руководителем, а просто клавишником. У Бориса уже был новый коллектив, где кроме Димы Рыбака я никого не знал.
И практически сразу после моего прихода в ансамбль, мы записываем на «Мелодии» две пластинки. Одну с песнями Алексея Экимяна на украинском языке, а вторую с
песнями разных композиторов. Там были песни «Добрый дождик», «Ганка», «Десятый класс» и «Вместе с гитарой».
-Пластинки были записаны одновременно?
Кажется, да.
-Кто делал аранжировки этих песен?
Почти все сделал Сергей Евстратов. Моя аранжировка – только «Любиш чи не любиш»» с украинской пластинки. Сказать по правде мне очень не нравилась аранжировка
песни «Вместе с гитарой». Я считал, что ее нельзя петь в таком темпе, но переубедить ребят и Борю Волгина не смог.
-Волгин не занимался аранжировками?
Нет, но он писал стихи к песням.
ВИА "Чаривни гитары":
Сергей Евстратов, Сергей Цирес, Дмитрий Рыбак, Леонард Арсланьян, Ирина Нижегородцева, Борис Ольшанский, Руслан Беликов, Виктор Павленко, конферансье.
|
-На фотографии состав, который записал эти пластинки?
Да, но только ударные записывал Десятов, который очень недолго проработал. И на фото отсутствует Яша Кулишевский, который записал вокал в двух композициях на пластинке с песнями Экимяна.
-Кулишевский потом долго работал в ансамбле «Синяя птица». Какие функции у него были в «Чаривних гитарах»?
В «Чаривних» он конферировал, играл сценки, пел.
-У него довольно сильный был голос?
Да, голос сильный. Скорее приятный.
-Кулишевский из Киева?
Да, но долго жил в Душанбе. Он с восторгом рассказывал об этом городе.
-Евстратов был вторым клавишником. Он откуда?
Сергей – киевлянин. Как и барабанщик Борис Ольшанский.
-Гитарист Сергей Цирес тоже с Украины?
Нет, он москвич с Арбата. А из Киева был саксофонист Валентин Ильенко. Он позже долго работал в «Карнавале» с Барыкиным.
-Как получилось, что все четыре песни на одной пластинке в качестве вокалиста записал Леонард Арсланьян?
Он был основным солистом ансамбля. И ничего удивительного в том, что именно он записал.
Кроме него в концертах пели Ирина Нижегородцева и Дмитрий Рыбак.
-Пели ли в концертах песни, которые записали на пластинки?
Да, пели. Я помню, что песня «Десятый класс» была очень популярна в середине 70-х. У этих авторов (композитора Бориса Монастырского и поэта Юрия Рыбчинского) была еще песня «Девятый класс». На пластинку ее записал ансамбль «Верные друзья». Но мы ее тоже пели в концертах.
-Многие композиторы приходили на репетиции, приносили песни?
Одним из первых появился Вячеслав Добрынин. Приносил целые пачки песен. Но мы как-то его песни почти не исполняли. Волгин выбирал и, наверное, ему не приглянулось большинство песен. Разумеется, приходил Алексей Экимян. Мы с ним много работали. Украинский композитор Поклад с нами много работал. Шаинский тоже приходил.
-Чем был характерен ансамбль «Чаривни гитары» во время вашего пребывания там?
Это был ансамбль солистов, мощных вокалистов. Конечно, мы пели на несколько голосов, но наши песни были в большей степени индивидуальными.
-Часто ли «Чаривни гитары» выступали в Москве? Какие это были концерты?
Не часто, но
доводилось выступать в Москве. Даже во Дворце спорта «Лужники» выступали, но это были сборные программы. Больше отделения не работали. Сольных концертов в Москве мы не давали.
-Скажите, киевские музыканты во главе с Горобцом, и Петриненко влились в коллектив еще при вас?
Нет, сразу после моего ухода. Состав ансамбля практически полностью поменялся.
А у меня в какой-то момент накопилась усталость, плюс надо было быть в Москве, чтобы наконец закончить учебу в музыкальном училище. Я опять осел в МОМА, в ресторане в здании Аэровокзала.
-А как вы оказались в «Голубых гитарах»?
В «Голубые гитары» я был приглашен благодаря звукорежиссеру Юрию Крючкову и трубачу Михаилу Мелик-Дадаеву. Крючков тогда вернулся в «Голубые гитары» из «Чаривних». Ситуация была аналогичная предыдущим. Пришли в ресторан и пригласили работать в ансамбль. Это было в 1978 году, под самый новый 1979 год.
Я ведь впервые увидел выступление «Голубых гитар» еще учась в МВТУ. Это был самый первый состав ансамбля. И что интересно, «Голубые гитары» не произвели тогда впечатления. Дело в том, что за три дня до них в МВТУ выступала команда, которая пела Битлз один в один. Вот это выступление произвело впечатление и вызвало ажиотаж у студентов. Тем не менее, я оказываюсь именно в «Голубых».
Тогда же случилась довольно деликатная ситуация. После
последнего в году концерта Игорь Яковлевич Гранов собрал весь коллектив и поблагодарил за работу. Почти у всех закончились трудовые соглашения и со многими эти соглашения не были продлены. Из трех солисток – Роксаны Бабаян, Натальи Шеманковой и Натальи Киреевой, осталась только одна – Киреева. Остались также солисты Вячеслав Кузин, Павел Бабаков,
Игорь Офицеров и Виктор Рафаэлов.
-Вы пришли на чье-то место?
Брат Игоря Гранова Юрий решил закончить выходить на сцену и пересел за пульт. Все-таки уже тогда он был в солидном возрасте.
-Вас ввели в мюзикл «Красная шапочка»?
Да, мы тогда постоянно играли этот мюзикл. Но у нас была и параллельная программа. Она была предназначена для заграничных поездок.
-Это где Бабаков пел русские народные песни?
Да, но мы играли и фирменные композиции. Очень здорово себя показывал себя в них наш саксофонист Виктор Коняев, мой хороший товарищ.
-До «Голубых гитар» вы не ездили за границу?
Нет. Первая моя поездка была в Польшу.
-Часто ездили?
Где-то раз в год.
ВИА "Голубые Гитары" в Бирме 1980г.:
Руслан Беликов слева от Игоря Гранова в клетчатой рубашке.
|
-Вы сказали, что попали в «Голубые гитары» благодаря Крючкову. Чем он запомнился?
Юра Крючков был звукорежиссером, отлично знал всю программу. И когда однажды на гастролях заболел и потерял голос Игорь Офицеров, то Гранов решил выпустить Юру на сцену. Он спел весь мюзикл просто великолепно.
-Помните, кто играл на бас-гитаре тогда?
Стас Ариевич. Но он быстро ушел, и на бас-гитару перевели клавишника Игоря Борисова.
-А кто играл на гитаре?
Какое-то время мы работали с
Алексеем Милославским и с Владимиром Большаковым. Последний живет и занимается джазом в Германии. Он уже два раза приезжал в Москву и я с ним виделся.
-На ударных?
Юра Финк.
-Вы знаете его судьбу?
Знаю. Но, честно говоря, ничего не понятно. Юра – исключительно талантливый человек. Он параллельно с работой в «Голубых гитарах» учился в техническом ВУЗе. Мы часто на гастролях жили с ним в одном номере. И Юра мне показывал кучу авторских свидетельств на разные изобретения. Мне почему-то запомнился патент на разработку роторного двигателя. Юра сам по себе вспыльчивый, но очень честный. Скорее всего, то, что с ним случилось, это большая подстава.
-Когда известный ныне композитор и продюсер Игорь Крутой появился в «Голубых гитарах»?
В 1980 году.
-Он попал в «Голубые гитары» благодаря Игорю Офицерову?
Скорее, благодаря Игорю Борисову. Они вместе работали в ансамбле «Поющие юнги».
-Сергей Цирес, с которым вы работали в «Чаривних гитарах», долго работал и в «Голубых». Вы с ним пересеклись уже в «Голубых гитарах»?
Нет, Сергей пришел в «Голубые гитары» уже после моего ухода.
-Знаете судьбы музыкантов, с которыми работали?
Знаю, что Раф Аюпов долго работал в Тульской филармонии. Имел право на отделение. А потом… В магазине недалеко от моей дачи разговорился с
одной пожилой женщиной. Узнав о том, что я музыкант, она сказала, что ее муж, который ушел из жизни три года назад, тоже был музыкантом и
работал в «Голубых гитарах». Это была вдова Рафа Аюпова. Оказывается, что много лет наши дачи были рядом, но мы ни разу с Рафаэлем не
пересеклись.
Стас Борисов долго работал музыкантом в ресторанах Москвы. Последним местом его работы в 90-е было одно бандитское заведение недалеко от
«Динамо». Вырвавшись оттуда играл на блок-флейте в парках и на улицах, неплохо зарабатывал.
Дмитрий Рыбак живет в Москве. Он работал в АРСе Игоря Крутого, потом создал свою компанию. Дмитрий был директором Стаса Михайлова до
определенного времени.
Сергей Цирес живет в США.
Ирина Нижегородцева живет в Москве. Она - известный электронщик и певица этого стиля. Очень хорошо выглядит.