Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Наталья Косминская:
-Девушкой я была искренней и немного наивной.

(июнь 2012)
1

Наталия Сергеевна Косминская

Музыка вошла в мою жизнь с момента знакомства моих родителей, которые встретились на танцевальной площадке в г. Тюмени, где тогда жила и училась в Пединституте моя мама, а отец там проходил военную службу. Свою молодую жену отец перевез к себе на Родину, в г. Курск, где я и родилась. Домом управляла моя бабушка, этакая «Васса Железнова», которая сразу невзлюбила свою невестку, какую-то «москальку»!
Мой дед, родом из дворянского польского рода, в 20-е годы, молодым адвокатом приехал из Варшавы помогать строить новую советскую Россию. Проезжая Украину, увидел и безумно влюбился в юную цыганочку и, как гласит семейная легенда, украл ее из табора и женился, за что был лишен наследства. Плодом их любви стало рождение моего отца.
Моя мама не выдержала "гнета" свекрови и родители расстались, когда мне не было и года. Позже мама вышла замуж за военного и мы оказались на Дальнем Востоке. В военных гарнизонах была прекрасная художественная самодеятельность, где выступали не только взрослые, но и дети. На Новогоднем концерте в 4 года выступила и я, исполнив удалую русскую песню «Эй, ямщик, гони-ка к Яру!» и трагичный романс «Гори-гори, моя звезда»….
Публика была в восторге и мне подарили красивый бордовый бант. А я «заболела» сценой. Уже ни один концерт без меня не обходился. Мы меняли гарнизоны, исколесив пол-России, но везде я выходила на сцену. Когда мне исполнилось 10 лет, мы переехали к маминой бабушке в г.Тюмень, где я стала учиться в музыкальной школе.
В Тюмени родился прекрасный певец Юрий Гуляев. Его родня жила по соседству с нами. И однажды, когда Юрий Гуляев приехал в отпуск к своим родителям, я поняла, что ДОЛЖНА увидеть «живого» артиста. Рано утром, завязав в волосы красивый бант, я залезла по бревнам к краю забора, за которым был двор Гуляевых и стала ждать. Вскоре увидела вышедшего из дома очень красивого, молодого мужчину. Он улыбнулся солнышку, потянулся и собрался вернуться в дом…. И тут , неожиданно для себя, низким голосом, я вдруг громко запела:
-Ты постой, постоо-о-ой, красавица моя-я-я……
Из-за маленького моего роста, меня не было видно, только мой бантик торчал над забором. Артист подхватил эту песню, а я с перепугу свалилась с бревен вниз! На вопрос:
-Бантик! Ты живая?!
Ответила:
- Жива… Товарищ артист Гуляев! Буду ли я артисткой?????
Юрий Александрович сказал, что такая смелая девочка обязательно станет певицей. Но для этого нужно много трудиться! Получается, благословил… .
Мне очень дорог город Тюмень еще и тем, что именно там, в 15-летнем возрасте, я пришла в Эстрадный оркестр Тюменских нефтяников «Ровесники», основу которого составляли студенты местного музучилища и Уральской консерватории.

-В качестве кого Вы пришли в оркестр?

В качестве певицы. Сначала я пела в вокальном квартете.

-Учились где-нибудь?

Училась пению именно в Оркестре. У нас были талантливые руководители, проводившие с нами потрясающие репетиции, где мы учились СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ музыку. Подбирали репертуар, вырабатывая нам музыкальный вкус. Достаточно сказать, что в репертуаре Оркестра были произведения из репертуара Луи Амстронга, Эллы Фицжеральд, Стива Уандера, Дюка Элингтона и, конечно же, популярная советская эстрада.

Наталия Косминская
-Как попали в оркестр?

Просто пришла на прослушивание. Правда, набор был уже закончен. Но я настояла, чтобы меня прослушали . Очень громко и почему-то с танцем исполнила «Кони-звери», закончив песню возгласом: - Э-э-эх!!! Руководство вздрогнуло и предложило мне место в…. квартете, работа в котором стала для меня хорошей школой.
У нас в оркестре работали очень талантливые люди. Например, наш музыкальный руководитель, Владимир Зинченко. Он окончил музыкальное училище по классу баяна. Какие он аранжировки делал! Какие писал партитуры! Все держал в голове, партию любого инструмента.
Прекрасные саксофонисты Стас Кроваткин, Валерий Тузов, Александр Борисов, тромбонист Владимир Водолазов могли бы украсить своим искусством любую столичную сцену. Отдельно хочу вспомнить певицу Людмилу Портнову. Она бы могла быть Королевой шансона! Но...у каждого своя судьба.
Два раза в год, зимой и летом, мы выезжали на гастроли по Тюменскому Северу, давая концерты на отдаленных стройках, у оленеводов, на буровых. По линии Комсомола столичные артисты тоже приезжали на Север. Там мы встречались с Иосифом Кобзоном, Поладом Бюль-Бюль Оглы, Людмилой Лядовой, Александрой Пахмутовой и другими. Но они работали чаще индивидуально, а тут мы - целый оркестр! Садились на баржи и плыли... И сцены из досок были... В общем, все как в песнях. Там эти песни рождались, которые мы с удовольствием разучивали и пели. Я к тому времени уже стала солисткой этого прекрасного коллектива, но понимала, что нужно серьезно учиться и поступила в Институт культуры на режиссерский факультет.

-Первые заграничные гастроли случились в какую страну?

В Болгарию. Помню, что я пела песню – « Моя стръна - моя България». Потом были Вьетнам, Лаос и т.д. Эти поездки шли через Международную молодежную организацию «Спутник».

-Что Вы пели сольно?

Мой вкус формировали новые пластинки, радио, ТВ и, конечно, наш музыкальный руководитель.

-Из репертуара Кристалинской что-то пели?

Конечно! Например, «Девчонки танцуют на палубе», «Два берега», но мне все же были ближе яркие, драматические песни. Например, «Огромное небо» в исполнении Эдиты Пьехи, «Арлекино» Аллы Пугачевой, «Лебединая верность» и, конечно, «Баллада о матери» Евгения Мартынова, благодаря которым я занимала первые места на всех местных конкурсах песни!

-Что было дальше?

Моя близкая подружка работала в горкоме ВЛКСМ. А им пришла разнарядка выделить участника на конкурс Советской песни в Ригу. Она долго ломала голову, пока ей муж не подсказал, что ее подруга, то есть я, певица и комсомолка. И я, таким образом, попадаю на конкурс песни «Рига-76».
Наталия Косминская на конкурсе «Рига-76».

Председателем жюри был Раймонд Паулс, среди участников – Наташа Нурмухамедова, Катя Суржикова, Виталий Псарев, Виктор Руденко, Айя Кукуле, Роза Рымбаева… С Розой и Айей мы тогда очень подружились. Очень хотелось бы с ними встретиться снова!
После этого конкурса, лауреаты и дипломанты, поехали на гастроли с оркестром Юрия Силантьева по республикам СССР. Первое отделение наших концертов заканчивала Мария Пахоменко, а второе – Лев Лещенко. Они оба были в жюри конкурса, а потом вместе с нами поехали на гастроли. Они многим нам помогали, когда после концертов общались. И советом, и делом… Юрий Васильевич Силантьев на память подарил нам свои пластинки с дарственными надписями, Мне он написал:
- Дорогая Наташа! Сохраните свое лирико-драматическое дарование. Оно у Вас несомненно есть!
После месяца гастролей я вернулась в Тюмень. Меня стали приглашать на радио, на ТВ…
А все Лауреаты конкурса имели право на отделение, а также возможность иметь ставку 10 рублей 50 копеек. Я пришла к художественному руководителю нашего оркестра Льву Исааковичу Либерману и говорю:
- Я стала Профессиональной артисткой! Мне теперь надо целое отделение петь!
А он в ответ:
- Как пела три песни, так и будешь петь!
Мне было очень обидно, но позже я поняла, что это было сделано из педагогических соображений.
Хотя…
Продолжение