Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Получаю удовольствие от классической музыки.

(март 2017)
2

ВИА "Добры молодцы" в Сочи.
Смирнова, Киселев, Евдокимов, Костюченко, Власенко, Цирес, Голутвин, Барышников, Зотов, Каплинский.

-Как и когда вы попали в «Добры молодцы»?

Мне позвонил мой старый приятель Саша Данилович. Сказал, что у них в «Добрых молодцах» грядут перемены и требуется гитарист. Вообще-то, я эстрадой не очень увлекался. Меня привлекал рок. Но я подумал и рассудил так:все-таки, базироваться будем в Москве, у меня мама одна в Москве, почаще буду с ней. Да и работать где-то надо. В общем, я решил идти в «Добры молодцы», и в январе 1977 года оформился в Росконцерт.
Поехали мы в первую поездку в Горький, без репетиций. Там уже репетировали. Я пришел на место гитариста Сергея Петрова, выпускника Мерзляковского училища.
Некоторое время мы поработали с Алексеем Глызиным. Он довольно быстро ушел из коллектива и, не помню как, но его сценические брюки достались мне. А у него размер был на пару меньше моего. И наша пожилая костюмерша по кличке «Густочка» расставляла эти брюки, чтобы я в них смог влезть.

-Скажите, Глызин был гитаристом и вокалистом?

Скорее, вокалистом. Гитару он, конечно, брал, но ведущим гитаристом я бы его не назвал. Кстати, Глызин записал в качестве вокалиста песню «Аленушка».
Из тех, кто остался запомнился Саша Евдокимов. Он периодически играл на бас-гитаре и пел. Год или полтора мы с ним проработали.

-Когда вы пришли в коллектив, кто еще играл на бас-гитаре?

Андрей Костюченко. К нему у Киселева было очень хорошее отношение. Он хотел сделать из Андрея фронтмена. Молоденький блондинчик, который пел ангельским срывающимся тенорком. У девушек это должно было вызывать определенные ощущения. Андрей очень хороший парень, помню, что он откуда-то из Подмосковья.

-Как они «делили» бас-гитару с Евдокимовым?

Больше играл Костюченко, а Саша больше пел. Да и было известно, что Евдокимов собирался уходить, хотя он сам ничего не рассказывал. Например, про записи с Тухмановым . Мы узнали об этой записи, когда уже вышла пластинка. Саша был из Твери, и я знаю из Интернета, что он и сейчас там живет. Он много поработал в ресторанах. Знаю, что он внутренне не терпел Киселева, но не давал этому выплеснуться. Саша был довольно сдержан.
Потом работал басистом москвич Михаил Мельниченко. Работал месяц или чуть больше.

-Неформальным лидером коллектива был Роман Власенко?

Рома был, скорее, хранителем легенд и традиций. Понимаете, у Киселева не было такого авторитета. Но должен же кто-то быть в коллективе авторитетом. Вот Рома и был таким.

Вадимом Голутвиным вы пересеклись?

Он пришел при мне и ушел при мне. Кажется, работал один сезон. Мы даже жили в одном номере на гастролях в Грозном, в Кызыле.

-Скажите, вы оба лидер-гитаристы. Как распределялись обязанности в игре на концерте?

У нас с Вадиком были разные стили, но мы взаимодополняли друг друга. Кто-то из нас играл аккомпанирующую часть, кто-то соло, и наоборот. Иногда играли соло в терцию или в интервал. Я много перенял у Вадима, и, очень надеюсь, что и он у меня.
ВИА "Добры молодцы" в Сочи.
Пономарев, Правдин, Цирес, Голутвин.

-Вы застали младшего брата Киселева?

Я с ним не работал, но он приходил к нам на репетиции.

-Вы знаете, что он записал в качестве вокалиста все песни к фильму «Розыгрыш»?

Да, конечно. Я участвовал в записи альбома с песнями из «Розыгрыша». Но в паре песен звучит еще гитара Сережи Петрова.

-В «Добрых молодцах» работала и супруга Киселева?

Он женился уже после моего прихода в ансамбль. На певице Марине Смирновой. Она стала нашей солисткой. Моя супруга с ней дружила. Марина была дочерью ленинградского актера Владислава Стржельчика. Прожили они недолго – год или полтора. Потом Киселев женился снова на довольно симпатичной девушке не из мира музыки.

-На альбоме песен Флярковского из «Розыгрыша» почти все сольные партии спел Костромин. О нем очень хорошее мнение у тех, кто с ним работал?

Шикарный певец! И диапазон, и тембр. У тех, у кого высокий голос, скажем так, уязвимы. Не выспался – проблемы с голосом. Перелеты тоже могли повлиять. А у этого – ничего. Всю ночь мог гулять, не спать, а выходит на сцену и никаких последствий для голоса.

-Еще с вами тогда работал солист Анатолий Пономарев?

По кличке – Беда. Эта кличка привязалась к нему из-за исполняемой им песни «Галина». Там есть слова про беду. Он так проникновенно исполнял эту песню, и особенно эти слова, что они к нему и приклеились.

-Что помните о духовиках?

Сначала работал тромбонист Владимир Азаров. Потом появился Правдин с оригинальной кличкой – Тромбон (смеется). Ему на смену пришел Владимир Крылов, он с консерваторским образованием.
Трубач Дима Зотов. Живет под Москвой, мы иногда общаемся по Интернету. Очень интересный, творческий парень. У него всегда было множество интересов.
Саксофонист Владимир Каплинский. Неплохой саксофонист, работал в разных коллективах.

-Когда вы пришли в ансамбль, клавишником был Виталий Барышников?

Меня потрясло года три-четыре назад известие, что он умер в Австралии. Виталий – замечательный пианист с джазовым уклоном. Он не совсем вписывался в наш жанр. Было понятно, что он у нас не надолго. Сначала он перешел в «Поющие сердца», а потом с другими музыкантами они организовали группу «Эрмитаж». Вот это было его.
ВИА "Добры молодцы" во Владивостоке (1977) .
Костромин, Цирес, Данилович, Власенко, Барышников и Евокимов.

-Клавишник Сергей Жаров пришел на смену Барышникову?

Да, Серега своеобразный парень. Выпить любил. Мы все любили, но он особенно. Правда, до концерта никто не пил. А вот после и в дни переездов это было. При этом Сергей прекрасный пианист и хороший парень.

-А на смену Жарову пришел Александр Клевицкий?

Александр – замечательный пианист и аранжировщик. Одно время мы жили по соседству на Нижегородской улице. И даже дружили семьями.

-Вы знаете, что Клевицкий сейчас дирижер и руководитель оркестра Гостелерадио имени Силантьева?

Я в курсе. Надо сказать, что этот оркестр всегда был одним из самых лучших в России.

-В вашу бытность в «Добрых молодцах» довольно часто менялись ударники? Даниловича выгнали за пьянство?

Он любил выпить, но его не выгоняли за пьянство. По крайней мере, при мне.

-Его сменил Лисенков?

Володя Лисенков мой хороший друг. Он из Краснодара. Но между Даниловичем и Лисенковым несколько месяцев работал Борис Богрычев.

-На смену Лисенкову пришел Николай Соколов?

Да, и работал довольно долго.

-А Соколова сменил Сергей Федин?

При мне Федин не работал в ансамбле. Но я его отлично знал – он двоюродный брат Даниловича. Сергей тоже учился в Гнесинке, часто бывал на репетициях «Добрых молодцев» на «Бауманской» (в Академии химзащиты). И когда спустя годы я приехал в Москву и стал искать Сашу Даниловича, то именно Сергей мне сообщил, что Саша умер за несколько месяцев до моего звонка.

-Вы мне говорили, что общаетесь в социальных сетях с одним из солистов ансамбля Билялем Туаршевым. Чем он тогда был характерен?

Мы его называли Борисом. Красавец, кавказец. На женщин производил неизгладимое впечатление. И голос был очень мощный. Он же поступал в консерваторию на вокальное отделение. Как он нам рассказывал, на экзамене дал петуха. И в сердцах убежал из аудитории. Председатель комиссии кричит:
- Догоните его!
Его догнали, но Борис как гордый кавказец уже не вернулся на экзамен.

-Чем запомнился вокалист Владимир Салов?

У него был интересный голос, с небольшой хрипотцой. Он сейчас живет в Калининграде.

-Не припомните такого вокалиста и гитариста Николая Румянцева?

Помню. Он неплохо пел, имел симпатичный тембр, вообще яркий парень. Но проработал с нами недолго, несколько месяцев. В 2003 году, когда я впервые за долгие годы приехал в Россию, то стал обзванивать старых знакомых. Набрал номер Миши Чувилкина. Его жена сообщила, что Миша умер. В процессе разговора выяснилось, что Марина (так звали жену Миши) тоже работала в нашем жанре, в «Акварелях». И что ее первый муж – Николай Румянцев, тот самый, который работал недолго в «Добрых молодцах».

-При вас появился Андрей Кирисов, который стал лидером «Добрых молодцев» на долгие годы?

Да. Андрей очень хороший парень, серьезный. «Добры молодцы» стали делом всей его жизни. Но тогда чувствовалось, что ему не хватало музыкального образования. Помню, что Андрей стал исполнять народную песню «Ой, да не вечер», аранжировку которой делал я.

-Вы пересеклись с Валерием Редько?

Конечно. Мы даже жили на гастролях в одном номере. К сожаленью, эта трагедия с его братом… Я уже не работал в «Добрых молодцах» тогда. Это было летом. Шок! Вы знаете, что в «Добрых молодцах» была такая же трагедия – утонул рабочий сцены, совсем молодой парень.

Афиша ВИА "Добры молодцы".

-На афише есть фамилия Пугаев?

Алексей Пугаев – вокалист, работал совсем недолго. Кажется из Твери. Что пел – не помню. Только в бэках. В общем, не особо запомнился.

-Носенко?

Звукооператор.

-Петраков?

Это начинающий и многообещающий конферансье, лауреат конкурса. Он очень рано умер. Кажется, ему не было 30-ти. Помню, что с Правдиным, они, кажется, были соседями.

-А кто из конферансье больше всех запомнился?

Сергей Комин. Он выходец из КВНа. Позже занимал высокий пост в Росконцерте.

-Весь период работы вы числились в Росконцерте?

Да, я жил на Арбате, а Росконцерт был на улице Кирова. Но там я появлялся только раз в год, чтобы получить отпускные. Очереди были большие.
Кстати, в «Добрых молодцах» меня нет на фото с пластинок. Помню, мне звонят ребята, чтобы я приехал на съемку. А у меня только сын родился, мы ночами не спали. И я не поехал. А оказалось, что это съемка на пластинку.

-Как строился концерт «Добрых молодцев»?

Я начинал на гитаре из-за кулис вступление к песне «О добрых молодцах и красных девицах». Открывался занавес. Вокальная группа начинала исполнение. И покатило. Был период, когда в первом отделении играли сюиту из «Розыгрыша». Во втором отделении обязательно исполняли «Белую фату»

-На кого выпадала основная вокальная нагрузка?

Когда пришел Володя Костромин, то на него. Он и сольно пел и в вокальной группе. Парень не ставил себя выше всех. Другой бы сказал, что я много сольных номеров исполняю, и не буду петь в группе, но Володя безотказный человек.

-На концертах не пели западный репертуар? Зв исключением песни «Золотой рассвет», разумеется.

На английском точно не пели. На итальянском, кажется, было что-то единичное в исполнении Ромы Власенко. Но он больше пел из восточноевропейского репертуара - поляков, югославов. Вот это точно было.

-Скажите, Сергей, на концертах представляли музыкантов «Добрых молодцев»?

Да, в конце концерта называли всех ребят.

-Во время работы в «Добрых молодцах» не вспоминали об Александре Лермане?

Вспоминали. Роман Власенко рассказывал. К сожаленью, я сам не был знаком с Лерманом. Но такой факт. Я живу в США в ста километрах от того места, где жил Лерман. Но это я узнал после его смерти. Если бы я знал раньше, то конечно бы связался с ним.

-Вы пересекались в работе с Ободзинским? Вам нравился он как певец?

С Ободзинским мы работали в одной программе. Запомнились гастроли по Киргизии, во Фрунзе. Он заходил к нам на репетиции, присматривался. Было видно, что ему нравится, как я играю на гитаре. Наш пианист Сергей Жаров, который работал в «Верных друзьях» с Ободзинским, много рассказывал о Валерии. На одном из последних концертов Ободзинского в ЦДКЖ, перед его исчезновением, я был. Уже чувствовалось, что Валера не тот. Вымучивал из себя пение. А вообще, Ободзинский – шикарный певец, он мне очень нравился.

-Как вы считаете, каким был уровень музыкантов в «Добрых молодцах»?

Высоким был уровень у многих музыкантов. Взять того же Барышникова. Или Голутвина. Очень высокий уровень! А Евдокимов или Глызин? Тоже очень яркие артисты.

-Почему тогда ансамбль «Добры молодцы» не вошел в число топовых? Даже в десятку самых-самых не вошел…

Думаю, что руководитель ансамбля Анатолий Киселев был тормозом в этом плане. Он твердой рукой навязывал свое мнение, которое не всегда было правильным. Он ставил на свою карьеру, используя связи. Например, с Флярковским или Фельцманом. Если маститый композитор предлагал песню, то Киселев не смотрел на качество произведения. Лишь бы записать и получить бонус у члена Союза композиторов.

-Какие песни «Добрых молодцев» вы можете назвать, которые остались в истории?

Та же «Галина», песни из фильма «Розыгрыш», «Трудная любовь». Песня « О добрых молодцах и красных девицах» тоже. Такая духоподъемная песня. Эти песни и на концертах здорово проходили.

-Вам нравилась песня Киселева «Трудная любовь»?

Очень красивая песня! Ее великолепно исполнял Саша Евдокимов. Такие фиоритуры выдавал.

ВИА "Добры молодцы" во Владивостоке (1977) .
Сергей Цирес.

Продолжение