Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Получаю удовольствие от классической музыки.

(март 2017)
3

Изюмченко, Гранов, Цирес, Смирнов, Казанчев, Сорокин, Коновалов.

-Как вы попали в ансамбль «Голубые гитары»?

Мне позвонил Владимир Колобов, директор ансамбля, и пригласил. До сих пор не знаю, кто ему посоветовал и почему он позвонил.

-Вас прослушивали?

Да, в зале Центрального Дома Туриста. Гранов послушал меня и сказал, что меня берут. Но они должны были ехать в Индию и Непал, а меня оформить не успевали. Я отработал еще несколько недель у Киселева и по приезду ансамбля из Индии и Непала перешел в «Голубые гитары».

-Вы пришли под проект «Телешоу»?

Практически, да. Гранов тогда решил изменить концепцию и ставить спектакль «Телешоу». Соответственно он стал приглашать новых музыкантов.

-В чем состояла концепция спектакля «Телешоу»?

Пародии на телепередачи того времени. Театрализованное представление, которое ставили режиссер и балетмейстер из Театра Оперетты. Были заказаны в мастерских Большого Театра соответствующие костюмы. Леон Измаилов писал тексты, как для песен, так и для обвязок.

-Песни, которые входили в пластинку «Телешоу», все были в представлении?

Все и плюс еще пара-тройка. Не вошел в пластинку мой номер – инструментальная композиция на музыку Баха. Причем, пробовали на «Мелодии» записать этот номер, но как-то не пошло, и Гранов решил отказаться от записи композиции на пластинку.
"Телешоу".
Сергей Цирес и Олег Сорокин.

-Что помните про солиста Дмитрия Коновалова?

Он из Омска. Хороший певец. Довольно много записал для альбома «Телешоу». Мы с ним дружили, и даже после того, как мы оба покинули «Голубые гитары», еще долго переписывались. До меня доходили слухи, что вроде бы он погиб.

-Вы пересекались с известным гитаристом Иваном Смирновым?

Конечно. Мы с ним целый год или больше играли в две гитары. На альбоме «Телешоу» мы тоже с ним записывались.

-Он классический гитарист?

Не сказал бы. Скорее, я – классический гитарист. А Ваня пальцами тогда не играл, только медиатором. Можно сказать, что он роковый гитарист.

-Алексей Пузырев долго работал с вами в «Голубых гитарах»?

-Год-полтора. Где-то 1983-1984 годы. Он тоже работал над пластинкой «Телешоу». Леша внес очень большой вклад в плане аранжировок.

-Во время выступлений он играл на гитаре?

И на клавишных играл, и на гитаре. Но на гитаре - редко.

-Пузырев рассказывал, что он вышел из автобуса и ушел из ансамбля?

Я этого не помню. Но знаю, что таким образом ушел из ансамбля саксофонист Коняев.
Румыния.
Сорокин, Тверитинов (звукорежиссер), Пузырев и Смирнов.

-Давайте поговорим о ваших коллегах. Когда вы пришли в «Голубые гитары» кто играл на ударных инструментах?

Поначалу играл Юрий Финк. Потом он ушел и ему на смену пришел Владимир Новиков. Затем работал Василий Изюмченко. Кстати, он живет в Бостоне, и мы здесь иногда видимся. Мне до него часов пять ехать. И в самом конце моей работы в ансамбле на ударных играл Николай Образумов.

-Основным клавишником был Олег Сорокин?

Да, клавишником и аранжировщиком, а его супруга Тамара, насколько я помню, больше танцевала, чем пела в вокальной группе.

-Духовики оставались в коллективе?

В самом начале моего пребывания работал трубач Михаил Мелик-Дадаев. А после него духовых не было.

-Вы сказали, что духовых практически не было...

Поначалу, кроме трубача, еще был саксофонист Виктор Коняев. Мне он напоминал Славу Рувинского из «Чаривних». Как внешне, так и тем, что играл на саксофоне и мог играть на клавишных. И еще Виктор запомнился своим независимым характером. Мог легко послать Гранова на три буквы, когда выпивал (смеется).
Где-то в одно время со мной пришел бас-гитарист и певец Алексей Казанчев (он пришел из ВИА «Акварели»). И Володя Куклин, с которым мы очень дружили и жили в одних номерах. Сорокиных, Казанчева, Куклина Гранов приглашал с прицелом на «Телешоу».

-Владимир Куклин до сих пор работает в «Поющих сердцах» и несет основную вокальную нагрузку.

Да, я знаю. Видел в Интернете. Володя – воспитанник Миры Коробковой в Гнесинке. У него очень хорошая вокальная подготовка. Он работал в разных коллективах. Кстати, мог и на бас-гитаре, и на гитаре сыграть. Володя здорово двигался и заводил зал. И вообще замечательный человек, всегда на позитиве.

-Вы не застали в составе «Голубых» Игоря Крутого?

Застал. Некоторое время, думаю, где-то год, мы работали вместе, хорошо общались. Он потом ушел музыкальным руководителем в коллектив к Валентине Толкуновой.
Белград.
Певица Лера, Радо (из югославского ансамбля), Сергей Цирес, Юрий Финк.
Сидит Игорь Крутой.

-Из старого состава оставались вокалисты?

Виктор Рафаэлов работал. Выходил сольно исполнять пару песен в концерте. Вячеслав Кузин тоже работал, у него был высокий хороший голос. Но оба они покинули коллектив в первый год моей работы.
Еще работал Сергей Глухарев. Вспоминается, что он много занимался вокалом. А вот, что пел – не помню.

-Грецышин выходил иногда барабанить?

Нет, он занимался исключительно администрированием.
Еще из старых оставался Владимир Колобов. Но с ним вскоре случилось несчастье. Мы вернулись с гастролей из Казахстана, из Павлодара. Попрощались, а на следующий день узнали, что он приехал домой, лег спать и умер. У нас был шок! В свое время Колобов был одним из самых ярких артистов ансамбля «Голубые гитары».

-Как так получилось, что в 1982 году в состав влились музыканты, ушедшие из группы Стаса Намина («Цветов»)?

А для Гранова такой ход характерен. Вспомните «Скифов» в начале 70-х. Игорь Яковлевич любил приглашать готовые составы. Они даже двух рабочих с собой привели.

-С одним из них (музыкантов) вы уже были знакомы?

С Сашей Слизуновым - по художественной самодеятельности.

-Они легко влились в коллектив или держались обособленно?

Конечно, они держались вместе. Но никаких сложностей в общении с ними не было.

-У них был неформальный лидер?

Никто особенно не выделялся. Каждый занимался своим делом. Саруханов больше пел и был любимцем публики, особенно девушек. А если надо было сделать аранжировку, то здесь равных не было Слизунову. В общем, все было довольно ровно и обычно.

-А как тогда строился концерт? Они работали отделение?

Отделением они точно не выступали. С блоком своих песен – да. «Звездочку» и «Богатырскую силу» точно не пели. Помню, что пели «После дождя». Красиво ее делали. Саруханов исполнял свои песни.

-Долго они с вами работали?

Месяцев девять – десять. Потом они все ушли и организовали группу «Круг».

-После ухода этих музыкантов, Гранову пришлось добирать в состав новых музыкантов?

Появился только Юра Крашевский. Великолепный клавишник и вокалист. Он ранее работал с Мирой Коробковой как аккомпаниатор. Шикарно пел композицию из Джино Ванелли. Правда, проработал он недолго.

-Текучка в вашу бытность была очень сильная?

Очень большая.

Глебом Маем вы знакомы?

Конечно. Он пришел в «Голубые гитары» в качестве музыкального идеолога, если можно так выразиться. Они поддерживали очень хорошие отношения с Алексеем Милославским, с которым они в дуэте и пришли в «Голубые гитары».

-Май не был музыкальным руководителем?

Таких полномочий никому Гранов не делегировал. На этот пост могли одновременно претендовать до трех человек. Аранжировки писали Май, Милославский, Пузырев и Сорокин. В ансамбль приходили разные амбициозные музыканты. Каждый рассчитывал играть определенную роль, определять жанр и репертуар. Глеб Май очень амбициозный человек и тоже претендовал на это. С этим же, видимо, пришли ребята из «Цветов». Но жизнь расставляла все на свои места.

-Во время вашей работы в «Голубых гитарах» появился Александр Выгузов, впоследствии ставший Малининым?

Да.

-Из «Голубых» он ушел в «Метроном»?

Кажется, да. Дело в том, что через некоторое время он приходил к нам прослушиваться снова. Мы что-то записывали на «Мелодии» и был перерыв. Вот во время этого перерыва он и подходил к Гранову и что-то пел. Но вернуться не сложилось. Как я понял, его взял Стас Намин.

-Вы принимали участие во многих записях?

Если считать пластинки, то помимо альбома «Телешоу», мы записали миньон с песнями «Я тебе пригожусь», «На острове Буяне»…

-Кто солировал в песне «На острове Буяне»?

Куклин пел запев, а припев – группой. Аранжировка была Сорокина.

-«Я тебе пригожусь» была записана по-новому?

Это абсолютно новая аранжировка. Я не помню, кто записал на пластинку, но в концертах ее исполнял Юра Крашевский.

-А Павел Бабаков уже не работал?

Он появлялся только на зарубежные поездки. Без него никак нельзя было. Ведь он вводил в ступор многих женщин за рубежом. Выпускник Гнесинки, о котором выпускники этого института говорили, что он мог петь в Большом театре.

-Насколько я понимаю, в прежних коллективах за рубеж вы не выезжали?

Да, впервые это случилось в «Голубых». Первой была поездка в Югославию. Две недели мы работали в Белграде. А второй поездкой было наше участие в фестивале музыки в ГДР в 1981 году. Причем фестиваль проходил не в самом Берлине, а в городке Герлице. Фестиваль назывался «Rund», что в переводе означает – Круг. В нем участвовали и группы из Скандинавии. Фестиваль проходил в конце года и всего несколько дней. Помнится, что во время фестиваля мы лихо отметили день рожденья Паши Бабакова (3 декабря). А после фестиваля из коллектива как раз ушел Игорь Крутой.
ГДР передача "Рунд".
Сорокин, Куклин, Новиков и Цирес.

-Не помните, что вы исполняли на фестивале?

«Родина моя, моя отрада» Гранова точно пели. Кажется, «Дастархан» тоже Гранова. Больше не помню.

-Я еще не спросил про одного музыканта – Игоря Борисова?

Да, он работал в мое время. Игорь обладал очень приятным, с хрипотцой, голосом. Когда я пришел в коллектив, то работала солисткой Валерия Семина. Такая щупленькая, хрупкая. Они сошлись и поженились. И Валерия быстро уволилась из ансамбля. Года два назад мы с Игорем общались во время моего приезда в Москву. А совсем недавно я узнал, что Игорь умер.
После ухода Валерии, к нам пришла солисткой Ирина Уварова. Ее мужем был Александр Жигарев, он работал на телевидении и писал тексты к песням. Мы даже что-то из его песен пели.

-Сергей, в концертах исполнялась песня Гранова «Дождь осенний»?

Да, поначалу исполняли. Ее пел Игорь Борисов.

-А вы знаете, что эту песню фактически раскрутил в середине 90-х Сергей Пенкин?

Нет, я этого не знал. До появления Интернета я жил в США довольно оторванной жизнью. Информации из России мало было. А вообще меня удивляло, что Гранов не уделял этой красивой песне должного внимания. В конце концов, снял ее из репертуара.

-На одной из фотографий присутствует еще один довольно известный солист – Василий Ротарь?

Очень крепкий, хороший певец. Тенор. Вася родом из Молдавии, учился в Гнесинском училище у Миры Коробковой. Он также работал в ансамбле «Оризонт». Сейчас Василий живет в Москве, преподает вокал. Мы с ним периодически общаемся по скайпу.
-В 1984 году в ансамбле появился еще один солист – Игорь Браславский?

Да, Игорек – яркий солист. Много пел, здорово двигался на сцене.

-Совсем недавно обнаружил, что в «Голубых гитарах» работал один из мужей Ирины Аллегровой – Владимир Блехер?

Да, был такой. В общем, обыкновенный пианист и клавишник.

-Писали, что он тогда угодил в тюрьму за валютные операции?

Не удивляюсь этому. Он был довольно деловым человеком в том смысле, что искал способы быстрого обогащения.

-В последний год вашей работы пришли супруги Соколовы – Сергей и Елена?

Сергей – клавишник, Елена – певица, которая потом проявила себя в роке. Недавно с удивлением узнал, что Сергей был начальником службы безопасности у Бориса Березовского. Помню, что он боксом занимался. Но, чтобы так поменять в корне профессию…

-В последний же год вашей работы работал и известный гитарист Сергей Кудишин?

Очень интересный парень. Одаренный. Много занимался на гитаре. Правда, его стиль – ближе к металлу - не мое, но его талант невозможно было не заметить. Как жаль, что у него все так плохо закончилось.

-О Кудишине многие музыканты говорят в превосходных тонах. Что запомнилось за время вашей работы в «Голубых гитарах», скажем так, из немузыкальной жизни?

Запомнилось то, что Игорь Яковлевич Гранов был ярым приверженцем здорового образа жизни. А однажды в Сибири он весь коллектив повел к местному шаману. Он нас водил и к травникам и к костоправам. Кроме того, он много читал литературы по нетрадиционным методам лечения и обладал способностями биоэнергетического лечения. На моих глазах он мог снять головную боль руками. Например, у Ирины Уваровой.
Ему очень подходит термин – импресарио. Создатель ансамбля, настоящий руководитель, директор, администратор, организатор. Деловой человек, умел наладить необходимые связи и при этом осуществлять многочисленные идеи, которые всегда доводил до логического конца. Мог пойти на определенный компромисс, если это было необходимо.

-Гранов всегда выходил на сцену в конце концерта?

Почти всегда. Садился за рояль, что-то наигрывал в заключительных песнях. Потом представлял коллектив. Тогда за этим следили. Приходили проверяющие из местных органов, считали всех выходивших на сцену. Это касалось и руководителей. Ведомость отсылалась куда положено. В этих делах тогда было много нюансов.
Будапешт.
Владимир Куклин и Сергей Цирес.


Окончание