Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Мне все нравилось...

(июнь 2017)
1

Сергей Глухарев.

Я родился и вырос в Москве, если не считать пяти лет жизни в ГДР, где работал мой отец. В Москву мы вернулись, когда мне было девять лет. В связи с этим я немного опоздал с поступлением в музыкальную школу по классу фортепиано. Мама, которая сама прекрасно играла на фортепиано, хотела записать меня на скрипку, но педагоги, посмотрев на мои крупные руки, предложили инструмент побольше – виолончель. Я окончил музыкальную школу №1 имени Прокофьева по классу виолончели. Из интервью моего друга Сережи Циреса я узнал, что именно в этой школе преподавала его мама. Музыку как таковую я любил, но, честно говоря, учиться играть на виолончели мне жутко не нравилось.
В семье был разговор о музыкальном училище, но я сказал твердое «нет». После школы я поступил в технический ВУЗ, в МИРЭА. Вечернее отделение этого института я и окончил, получив диплом инженера-радиотехника.
Лет в четырнадцать я стал осваивать гитару. Семиструнную. Мне было легко, так как рука у меня была уже поставлена, гармонию я знал. А потом я услышал Битлз и понял, что их музыка мне очень нравится. Тогда я уже стал играть на шестиструнке. Параллельно я брал частные уроки вокала. Пел я всегда неплохо, но надо было как-то «систематизировать» это дело, то есть выровнять голос.

-Были ли еще музыкальные увлечения, кроме Битлз?

Конечно. Мне многие нравились. Но Битлз – это переломный момент. Из отечественных музыкантов мне очень нравился ранний Антонов и «Поющие гитары». Можно сказать, что я был фанатом «Поющих гитар», не пропускал ни одного концерта в Москве.
Когда пришла пора служить в армии, то я уже прилично пел. И меня взяли в ансамбль МВД. В нем служили выпускники музыкальных училищ, консерваторий. Хормейстером был молоденький лейтенант Виктор Елисеев, ныне генерал и руководитель этого же ансамбля.
Виктор Елисеев.

-Где базировался ансамбль?

На Преображенке. Я в нем прослужил год и первый мой выход на сцену состоялся именно во время службы. Это сыграло определяющую роль во всей моей дальнейшей жизни.
В ансамбле был инструментальный состав и певцы. Моим преимуществом было то, что я знал и хорошо исполнял эстрадный репертуар. Я пел как советские песни, так и западный репертуар. Например, песни Энгельберта Хампердинка.

-Что пели из советской эстрады?

Однажды Елисеев пришел не репетицию и сказал, что только что, то ли на Мосфильме, то ли в ДЗЗ, пересекся с Вениамином Баснером. Елисеев услышал одну из его песен на записи и попросил у Баснера клавир. И принес нам на репетицию. Виктор Петрович сам напел ее и сказал, что мы ее обработаем, и петь будет Сергей, то есть я. Это была песня «Березовый сок».
С этой песней и песней «Темная ночь» мы снялись в программе «Товарищ песня» на ТВ. В обеих солировал я. Эта программа вышла на ТВ весной, а фильм «Мировой парень», в котором прозвучала эта песня в исполнении «Песняров», вышел на большой экран только осенью.
После этой передачи нас еще несколько раз приглашали на ТВ с песней «Березовый сок». И перед одной из передач на сцену вынесли огромный поднос с письмами трудящихся с просьбами повторить наше исполнение. Мне кажется, там было несколько сотен писем.

-Песня действительно красивая…

Очень красивая. И аранжировка неплохая. Мы ее сделали немного по-другому, нежели «Песняры». И именно после появления на ТВ, да и вообще после работы в ансамбле МВД, я понял, что могу выступать на сцене. И это может быть моей профессией. Мне предлагали остаться на сверхсрочную и продолжать работать в ансамбле. Но я отказался. И мне даже показалось, что Елисеев немного обиделся. Кстати, когда я сейчас вижу выступления этого ансамбля, то вижу несколько знакомых лиц, которые работают с тех пор. Больше сорока лет!

-Вместе с вами служил кто-то из известных в будущем?

Илья Словесник играл на гитаре в ансамбле, иногда пел. И еще тогда служил известный ныне степист Володя Кирсанов.

-Он тогда танцевал степ?

Нет. Тогда он делал пантомиму, танцевал что-то в современных ритмах.

-Понятно. Куда вы пошли после демобилизации?

Я немного поработал инженером в Останкино на ТВ, но постоянно пытался что-то предпринять. Пытался устроиться работать в «Современник» Анатолия Кролла. Спел на прослушивании что-то из Хампердинка, но Кролл сказал:
- Хампердинк мне не нужен! (смеется)
Надо сказать, что я тогда дружил с Сергеем, Наташей и Верой Капустиными, которые работали в «Магистрали» Антонова, в «Современнике» Кролла. И однажды Наташа предложила пойти вместе с ней на прослушивание в вокально-инструментальный ансамбль «Голубые гитары».
Зачем Наташа туда пошла я так и не понял. Ей это совсем не было нужно. Игорь Яковлевич Гранов послушал меня и предложил поехать в пару поездок в виде испытательного срока. Причем, я исполнил две песни собственного сочинения, и Гранов предложил их исполнять в концерте. И плюс к тому, я пел в вокальной группе.

-Что за песни?

Одна из них – «Старая мельница». В 90-е я записал ее в новой обработке. Вторая песня стерлась из памяти.

-Наташа Капустина не прошла прослушивание?

Она просто пошла потусоваться. Хотя она что-то спела и общалась с Грановым. Но ей было это неинтересно.

-Гранову так понравились песни вашего сочинения?

Это был 1975 год. Тогда такое было возможно (смеется). После того, как мы съездили во Владимир, в Горький и еще куда-то, Гранов сообщил, что считает, что мне нужно еще позаниматься вокалом. А через какое-то время можно снова прийти на прослушивание. Да я и сам это понимал, что мне рановато.

-Сергей Капустин не ходил на прослушивание?

Нет, ему это совсем не надо было. Да к тому же они собирались уезжать на Запад.

-Они уезжали частями. Сначала Сергей с Наташей, а Вера гораздо позже уехала?

Вера мне очень нравилась. И пела она замечательно. До своего отъезда она какое-то время работала в варьете ресторана «Арбат». А я тогда работал напротив, в кинотеатре «Октябрь». Внизу там тогда размещался ресторан, где я и пел. И я бегал ее слушать в «Арбат». Там же мы виделись и в последний раз, после чего она уехала на Запад следом за своими родственниками.
Вы слышали альбом группы Black Russian 1980 года? Великолепный альбом! Почти все композиции написала Наташа. Удивительно талантливый человек. А как исполнила! Потрясающий голос. Конечно, надо отдать должное ее брату – очень красивые аранжировки. И роль Сергея как организующего и вдохновляющего начала велика. Считаю, что прелесть этого альбома еще и в том, что в нем еще много русского щемящего надрыва. Он как бы еще не совсем американский, хотя и спет по-английски. До сих пор я с удовольствием слушаю их. И очень жаль, что не последовало продолжения.
Кстати, Наташа играла как актриса в нескольких фильмах. «Полиция Майами» и еще в каких-то. Неплохо, очень неплохо. Очень талантливая Наташа.

-Капустины общались со многими музыкантами того времени. Вы тоже со многими общались? Кто запомнился?

Я бывал у них дома, но особо не пересекался с кем-то. Иногда я контактировал с Сергеем Горбачевым, с которым они работали в самодеятельности и у Антонова. Сергей - замечательный, очень порядочный человек. И как музыкант очень интересный. Я с интересом наблюдал за его работой у Надежды Бабкиной. Часто пересекались на каких-то мероприятиях.

-По поводу участия Капустиных в альбоме Тухманова «По волне моей памяти» не говорили с ними?

Когда я услышал этот диск, они уже уехали. А до этого мы на эту тему не общались.
Кстати, с одним из участников этого проекта Тухманова, с Мехрдадом Бади, я пересекся относительно недавно в клубе “Петрович». Клуб находится на Мясницкой, недалеко от места моего проживания. Там я иногда работаю. И однажды в этом клубе оказался Бади. Он был с компанией, но вышел на сцену и что-то спел. Когда до меня дошло кто это такой, то я был весьма удивлен. Немного пообщались, было очень приятно.

-Как вы думаете, если бы он не уехал, сложилась бы его карьера здесь?

Трудно сказать. Ведь тогда было советское время. Вряд ли он смог бы пробиться. Если только в перестройку. Но все это только предположения.

-Вернемся в 70-е. Что было дальше в вашей судьбе?

А я к тому времени окончил Гнесинское училище по классу вокала.

-Эстрадное отделение?

Нет, академическое. Причем я поступил сразу на третий курс. Учли мое высшее образование, армию и вообще мой уровень подготовки. Я досдал несколько предметов и пошел на третий курс.
Продолжение