Лейся песня

Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


ВИА "Лейся, песня".
Украденные гастроли.

(январь 2014, февраль 2018).

4

Когда я готовил этот материал в январе 2014 года, то в Википедии о событиях 1984 года было написано так:
В 1984 году за несдачу программы (на основании приказа Министерства Культуры РСФСР № 361 от 25.07.84 «О мерах по упорядочению деятельности в вокально-инструментальных ансамблях, повышению идейно-художественного уровня их репертуара») ВИА был закрыт. Попытка восстановить коллектив, предпринятая бас-гитаристом Леонидом Смилянским, в 1986 году окончилась неудачей.

После появления материала на нашем сайте этот абзац претерпел изменения и сегодня выглядит так:
В 1985 году за несдачу программы (на основании приказа Министерства Культуры РСФСР № 361 от 25.07.84 «О мерах по упорядочению деятельности в вокально-инструментальных ансамблях, повышению идейно-художественного уровня их репертуара») ВИА был расформирован[6]. По другой версии, деятельность ВИА была приостановлена приказом руководства Кемеровской филармонии[7].
Ссылка [7] - это, как раз ссылка на мою статью 2014 года.

А теперь рассмотрим дальнейшие события.

Сначала поговорим о приказе № 361 от 25.07.84.
Довольно долго считалось, что существование ВИА "Лейся, песня" прекратилось в 1984 году в следствии вышеупомянутого приказа. В этом была, хотя бы, какая-то формальная логика. Головная организация издала приказ, по которому подчиненное подразделение было ликвидировано.
Совсем недавно я общался с Д.Законом на эту тему и он мне написал:
-Официальный приказ о расформировании ЛП был выпущен 25.07.1984 года МинКультом РФ.
А вы уверены, что такой приказ был? Вы его видели?
-Лично, нет, но в инете, по-моему, что-то видел. Но не уверен.


По новой версии тех событий из Википедии уже явно следует, что Минкульт РСФСР в 1984 году издал приказ, который создал для ВИА "Лейся, песня" какие-то трудности, которые он не смог преодалеть и в 1985 году был расформирован.
Занимаясь довольно давно историей ВИА мне никогда не приходилось встречать реальных случаев расформирования ВИА приказом Министерства культуры. Читать об этом приходилось (рассматриваемый случай, как раз из таких), но реальных подтверждений очевидцев с описанием самого механизма этого действия, не встречал никогда.
Почему?
А потому, что в штате Министерств культуры не было ни одного ВИА. Они входили штатно в территориальные концертные организации. Которые, в свою очередь штатно входили в территориальные Управления культуры, а уж те только входили в региональные Министерства культуры. А эти Министерства культуры организационно входили в состав Министерства культуры СССР.
Тогдашняя вертикаль власти не предполагала наказание кого-либо через голову его прямого начальника.
Вот, например, я работаю на заводе "Амурсталь", который входит в состав Министерства черной металлургии. Если возникнет причина меня уволить, то уволен я буду не приказом Министра черной металлургии (даже, если он этого сильно захочет), а приказом директора завода "Амурсталь"- моего непосредственного начальника.
В рассматриваемом нами случае все тоже самое: ВИА "Лейся, песня" работал в Кемеровской филармонии и подчинялся непосредственно ее директору, а уже сама филармония подчинялась Минкульту РСФСР.
Таким образом, если бы, ансамбль закрыли, то только приказом директора Кемеровской филармонии В. Д. Литвинова.
При этом какие-то действия, подталкивающие Владимира Давыдовича к этому, могли исходить и от Минкульта РСФСР.

В качестве примера приведу рассказ Игоря Капитанникова о расформировании ВИО "Рапсодия":
-Мы сдали программу и поехали на гастроли. И на БАМ ездили, и по Сибири. И конечно очень много по Подмосковью.
И вдруг пришел приказ от руководства областной филармонии о роспуске оркестра. Мы ничего не могли понять. Заслуженный оркестр, который получил звание от Министерства культуры, вдруг распускает местная филармония. Поводом было то, что якобы много народу и нерентабельно...
В итоге оркестр был расформирован...


Недоумение Игоря по этому поводу объяснимо, он просто не знал механизма принятия решений в подобном случае. А он был именно таким: судьбу любого творческого коллектива решал его непосредственный работодатель.
Однако, вернемся к ВИА "Лейся, песня".

Предположим, что было так, как изложено в сегодняшней редакции. То есть, сначала приказ Минкульта РСФСР в 1984 году, а потом в 1985 году расформирование.
А что же тогда было в том приказе страшного, что привело в итоге к "смерти" легендарного коллектива?
Из того же абзаца в Википедии, легко можно предположить, что Приказ № 361 обязывал ВИА "Лейся, песня" пересдать концертную программу. Почти год группа пыталась эту программу сдать, в итоге не сдала и была расформирована приказом по Кемеровской филармонии.
Так это было или нет рассмотрим позже, а пока вернемся к Приказу № 361, поскольку, основываясь на трактовках обеих версий Википедии, в основе событий лежит именно он.

Так что это был за Приказ № 361?
Вопрос, конечно, интересный...
Поиск в Интернете дал следующие результаты.

Вот машинописная копия документа с разыскиваемыми нами данными, но почему-то названном УКАЗОМ. Отнесем это на совесть ( скорее незнание) тех, кто это перепечатывал, поскольку в СССР, в соответствии с Конституцией СССР, УКАЗЫ. издавали Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик.
Если предположить, что этот документ был перепечатан с реального приказа, то возникают два вопроса:
-Чей это приказ?
-При чем тут "Лейся, песня"?
Дальнейшие поиски дали вот такой чудо-документ:
Постановление Управления культуры г.Москвы от 28 сентября 1984 г.
(Приказ №361 от 25.07.1984)
В целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологии и повышения идейно-художественного уровня репертуара самодеятельных ВИА, рок-групп и дискотек, организации действенного контроля за содержанием и качеством работы этих коллективов, рекомендуем ЗАПРЕТИТЬ проигрывание в г.Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей творчество следующих групп и исполнителей:
1. Немецко-польская агрессия
2. Немецко-американская дружба
3. Райнгольд*
4. Центральный комитет
5. Отсутствие цвета
6. КГБ
7. Кремль и хороший народ
8. Злата Прага
9. 1948
10. Белый кремль
11. Черные русские
12. Россия
13. Кожаные комиссары
14. Петроградское ревю
15. Блю Ойстер Калт
16. Рамонес
17. Диагноз-403
18. Хольгер Биге
19. Вероника Фишер
20. Фигура
21. Кисс
22. Эрих Ланг
23. Пропаганда
24. Ди пресс
25. Сплифф
26. Нина Хаген
27. Б-52
28. Стикс
29. Меднесс
30. Секс Пистолз
31. Клэш
32. Стренглерз
33. Крокус
34. Айрон Мейден
35. Джудас Прист
36. АС-ДС
37. Спаркс
38. Блек Саббат
39. УФО
40. Элис Купер
41. ХУ
42. Скорпионз
43. Чингиз Хан
44. Пинк Флойд (альбом 1983 г.)
45. Токин Хэдс
46. Серрон
47. Ла Бионда
48. Джуниор Энглиш
49. Кенед Хит
50. Ван Хален
51. Язу
52. 10 СИ-СИ
53. Блонди и Дебора Харри
54. Хулио Иглесиас
55. Пати Смит
56. Элвис Костелло
57. Бэд менерз
58. М.Джексон
59. Дюран-Дюран
60. Род Стюарт
61. Ганимед
62. Хот "АС"
63. Милк энд Хани
64. Чарри Лейн
65. Крафтверк
66. Калче Клаб
67. Назарет
68. Депеш мод
69. Вилладж Пипл
70. Студжис
71. Бойз
72. Санта Эсмеральда
73. Мьюник Мэшин ]
74. Ориджинелз
75. Пэссенджерз
Учитывая тот факт, что в последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных ВИА и рок-групп, а также факты радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считаем необходимым запретить проигрывание в г.Москве магнитофонных записей самодеятельных ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускается искаженное отражение советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения:
1. Альянс (Москва)
2. Гулливер (Москва)
3. Браво (Москва)
4. Мухомор (Москва)
5. Примус (Москва)
6. Центр (Москва)
7. Зигзаг (Москва)
8. Хрустальный шар (Ленинград)
9. ДК (Москва)
10. Альфа (Москва)
11. Парад (Ленинград)
12. Люцифер (Ленинград)
13. Автоматические удовлетворители (Ленинград)
14. Теннис (Москва)
15. Аквариум (Ленинград)
16. Дилижанс (Ленинград)
17. Юрий Морозов (Ленинград)
18. Пикник (Ленинград)
19. Корд (Череповец)
20. Наутилус (Москва)
21. Наутилус (Свердловск)
22. Зимний сад (Киев)
23. Фолиант (Свердловск)
24. Кросс (Москва)
25. Уличная канализация (Ленинград)
26. Свинья (Ленинград)
27. Мухи (Ленинград)
28. Зона отдыха (Москва)
29. Мануфактура (Ленинград)
30. Акцент (Ленинград)
31. Мифы (Ленинград)
32. Рыба (Ленинград)
33. Алле! (Ленинград)
34. ДДТ (Уфа)
35. Гонг (Новгород)
36. Метро (Свердловск)
37. Кино (Ленинград)
38. Гнездо (Москва)
39. Урфин Джюс (Свердловск)
Необходимо отметить, что приведенные сведения быстро устаревают, ибо большинство западных ансамблей находятся в постоянной зависимости от политической конъюнктуры и способны коренным образом изменить свои идейные позиции в угоду рыночному спросу и социальным заказам западных политиканов, поэтому считать данный список исчерпывающим не представляется возможным, как и вообще составить подобный на продолжительный период. В связи с этим рекомендуется заинтересованным организациям регулярно знакомиться с публикациями "Мелоди Мэйкер", "Нью Мьюзикл Экспресс", "Биллборд" и другими музыкальными изданиями стран запада, а также прослушивать рекламные тиражи зарубежных фирм грамзаписи, представляемые ими ВФГ "Мелодия".


Человек, который это сохранил (Всеволод Баронин) утверждает, что это "является копией документа, распространявшегося через Отделы культуры РК КПСС и РК ВЛКСМ г. Москвы в сентябре - октябре 1984 г. ".
Итак, перед нами "Постановление Управления культуры г.Москвы".
Постановление -это подзаконный нормативно-правовой акт, принимаемый органом исполнительной власти на основе другого ранее вышедшего документа. В нашем случае, это "Приказ №361".
И хотя здесь непонятно, кто выпустил сам приказ (вполне может быть, что и Минкульт РСФСР), для нас это уже совершенно не важно, поскольку из Постановления становится ясна суть самого этого Приказа.
В общих чертах ее можно сформировать, в части нас касающей, так: запретить проигрывание в г.Москве (РСФСР?) магнитофонных записей советских САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ВИА и рок-групп.
Обращаю внимание- САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ, а не ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, коим был ансамбль "Лейся, песня".
И это очевидно и понятно. Ибо регулированием деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВИА занимались те организации, в штате которых эти ВИА находились (Москонцерт, Ленконцерт, областные и республиканские филармонии и т.д.).
Исходя из всего вышеперечисленного, могу дать исчерпывающий ответ на вопрос:
-Какое отношение "Приказ №361 от 25.07.1984" имеет к запрету ВИА "Лейся, песня"?
Ответ:
-Никакого!

Так, с приказом-указом мы разобрались: к "тяжелой участи" ВИА "Лейся, песня" он отношение не имеет.
А что имеет?

У меня есть ещё одно предположение по этому приказу.
Его дата 25.07.84 очень похожа на дату 26.07.83, когда в газете "Советская культура" появился ответ Минкульта РСФСР, где, как раз, сообщается о том, что издан приказ, по которому "руководители концертных организаций обязаны провести до 1 сентября просмотр и прослушивание ВИА своих филармоний с позиций высоких идейно-эстетических требований...". Что по сути являлось требованием о пересдачи концертных программ всех ВИА РСФСР. Публикация в газете говорила об уже изданном приказе, поэтому его дата вполне могла быть 25.07.83. Так что тут всё (почти) совпадает, а суть приказа очень похожа на дальнейшее развитие событий. Только относятся эти события не к 1984 году, а к 1983.
Если авторы истории с Приказом №361 от 25.07.1984 имели ввиду его, но просто ошиблись годом, то и в этом случае никаких трагических последствий для "Лейся, песня" он не имел. Поскольку, как я уже писал раньше, ВСЕ ПОСЛЕДСТВИЯ этого приказа ВИА "Лейся, песня" УСПЕШНО преодолел.

Кстати, по версии ленинградской газеты "Смена" ВИА "Лейся, песня" в конце 1984 года готовил новый диск под условным названием "Аэробика".
Окончание