Лейся песня

Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


ВИА "Лейся, песня".
Украденные гастроли.

(январь 2014, февраль 2018).

5

А теперь перейдем к заключительным событиям нашей печальной повести о ВИА "Лейся, песня".
Виталий Кретов (Кретюк).

В 1985 году Виталий Кретов (Кретюк) попадает под следствие за спекуляцию иконами. Оставшийся без руководителя ансамбль снимают с гастролей и сажают на репетиционный период. Временным руководителем становится Дмитрий Закон, хотя в тот момент он уже был директором группы "Диалог" в той же филармонии.
"Диалог" переманил с Украины в Кемеровскую филармонию ещё Ю.Л. Юровский сразу после фестиваля "Весенние ритмы.Тбилиси-80". Для этого он сразу дал музыкантам несколько квартир. Ансамбль очень быстро полюбили в Кемерово. Каждый год он давал концерты в филармонии или на фестивале «Зори Кузбасса». Постепенно именно "Диалог" стал формировать основную часть доходов Кемеровской филармонии. В то время, как доходы от деятельности ВИА "Лейся, песня" сокращались. Соответственно и отношение руководства в обоим коллективам менялось. Уже было понятно, за кем будущее.

Но продолжим исследовать события в новой интерпретации Википедии.
С чем мы пока можем согласиться?
В 1985 году ВИА "Лейся, песня" пытался сдать свою программу худсовету Кемеровской филармонии и это ему не удалось. Дальше по версии Википедии и ей сочувствующих, ансамбль был закрыт. То есть, прекратил своё существование, как творческий коллектив с таким названием".
Почему это произошло?
В словах некоторых музыкантов мы найдем намеки на некоторую "прозападную идеологию" группы и "приверженность рок-н-роллу". То ли второе вытекало из первого, то ли наоборот.
Но почему филармония терпела целый год "прозападную идеологию" ВИА "Лейся, песня" прежде чем закрыть коллектив?
Надеялась его перевоспитать?
Смешно.
Перевоспитать людей в таком возрасте нельзя. Хотя решить эту проблему было довольно легко. Носителями любой идеологии в коллективе являются люди. Если тебе не нравится их идеология, выгони их и набери других. При этом не надо выгонять всех. Поскольку жизнь любого коллектива определяют его лидеры, то достаточно будет убрать только их. Однако ничего этого не делалось. Филармония молча терпела и ждала.
Чего ждала?
Почему ждала?
Да потому, что в Кемерово понимали, что причины неготовности программы не в её содержании, а в её фактическом отсутствии. С уходом Кретюка началась такая чехарда с музыкантами, что делать её было просто не с кем.
Строго говоря, филармония не сидела сложа руки. Она всячески пыталась решить эту проблему и помочь коллективу.
В 1985 году Сергей Беликов уходит из ВИА "Самоцветы" и раздумывает над продолжением своей карьеры. В этот момент к нему обращаются из Кемеровской филармонии:
-В момент ухода из "Самоцветов" у меня были различные варианты: " Веселые ребята", с кем, собственно говоря, я в итоге и съездил в несколько поездок, "Автограф" и, лежащая в этот момент "на боку", "Лейся, песня". Руководство Кемеровской филармонии предлагало "красную строку" при совместной работе с последним коллективом...
В итоге, всё взвесив, Беликов на этот вариант не согласился. Но в филармонии продолжали искать варианты, надеясь, что вот -вот всё образуется, и некогда "кассовый" коллектив опять начнет "заколачивать деньгу" на пару с "Диалогом".
Начиная с 1984 года, группа "Диалог" в той же Кемеровской филармонии была с идеологической точки зрения намного более прозападным ансамблем со своим собственным монументальным концертным репертуаром и мощным сценическим его воплощением, а-ля "Пинк Флойд". Техническая команда "Диалога" состояла из 20 человек, и была в то время, самая "навороченная" в СССР. При этом никаких проблем со сдачей таких программ "Диалог" не имел. Более того, его холили и лелеяли, как курицу, несущую золотые яйца.

Опять вернемся к ВИА "Лейся, песня".
Несдача программы никогда не влекла закрытия (уничтожения) ВИА, а всего лишь невозможность его гастрольной деятельности. При этом ансамбль продолжает существовать: он может набирать новых музыкантов, увольнять старых, репетировать и готовить программу для сдачи худсовету.
Более того, ансамбль может существовать в рамках своей концертной организации, вообще без единого человека. Существовать на бумаге, как вакантная штатная единица. Как в любой обычной организации всегда были незанятые рабочего места (должности), на которые мог быть принят новый работник.

Интересный случай на эту тему рассказал мне Олег Кичигин (басист ансамбля В.Ободзинского и "Лейся, песня-2" п/у В.Селезнева):
... когда мы собрались в филармонию, то сделали несколько записей. Я нашел Дорна, а он в тот момент был зам. директора театра Станиславского.
-Михал Сергеевич, я пришел с вами посоветоваться. Мы хотим устроиться в филармонию, вы нам ничего не можете порекомендовать?
-...Вот тебе телефон директора Липецкой филармонии Крюкова Александр Никитича, скажешь что от меня. И что будет в силах директора филармонии сделать для вашего коллектива, все он сделает.
Я к нему заехал. Он как про это услышал и говорит:
-...Приезжайте... У меня есть фонды оставшиеся от прежнего коллектива "Российские ребята". Начинать можете хоть завтра.
-Ну какие мы российские ребята? Мы скорее чикагские ребята...
-Вы можете называться, как угодно, но тогда под это название мне потребуются пробить фонды, штатное расписание и прочее. А на это потребуется время. А если хотите начать сразу, то берите это название и начинайте.
И мы решили пока согласиться на это название.


Тут надо отметить еще один важный момент: основной заработок музыканты получали с гастрольной деятельности. А на "репетиционном периоде" заработки были очень небольшими. Чем дольше у ансамбля нет гастролей, тем сложнее, по понятным причинам, удерживать музыкантов.
Вынужденный уход руководителя спровоцировал уход еще одной группы музыкантов-старожилов. Руководитель по совместительству Д.Закон не мог эфективно руководить успешно гастролирующим "Диалогом" и сидящим на месте ВИА "Лейся, песня". По сути, у ансамбля не было руководителя, способного навести внутренний порядок и серьезно наладить творческий процесс.
По этой причине все попытки сдать программу для возобновления гастрольной деятельности не давали результата.
Опять стал вопрос, кому руководить? Неопределенность и внутренние дрязги надоели руководству филармонии, и новым руководителем был назначен Л. Смилянский. Это привело к тому, что ещё одна группа музыкантов покинула ВИА "Лейся, песня". Дмитрий Закон, передав бразды правления Смилянскому, так же окончательно покинул ансамбль, и с облегчением сосредоточился только на "Диалоге".
Л.Смилянский.

Для возобновления гастрольной деятельности надо было подготовить и сдать концертную программу. Но прежде всего для этого нужно было найти новых музыкантов. Этим и стал заниматься Л.Смилянский. Однако, без особого успеха. ВИА жанр очевидно терял популярность и привлечь в него хороших музыкантов было трудно.
Нет нужных музыкантов- нельзя делать новую программу. Эта ситуация очень сильно удлиняла репетиционный период. Музыканты сидели без денег, семьи бунтовали, люди покидали группу. Всё приходилось опять начинать с начала.
Весной 1986 года программа, наконец, подготовлена. Для укрепления состава Смилянский берет вокалиста Евгения Бабая, барабанщика Сергея Криницына, и в мае 1986 года "Лейся, песня" после долгого перерыва едет на гастроли по Кемеровской области. Гастроли проходят трудно.
В июне 1986 года ансамбль снова садиться делать новую программу. Её постановкой занимается известный московский режиссер М.Розовский. Он же писал и тексты новых песен, музыку к которым создавал Л.Смилянский. Получилась интересная театрализованная программа. Состав пополнился новыми музыкантами, включая вокальную группу. В августе новую программу сдали филармонии, а затем и "Росконцерту". Дальше началась стабильная, но уже не очень денежная гастрольная работа. Люди продолжали уходить.

В 1987 году уходят Сергей Криницын и басист Александр Попов. На прослушивание в ДК "Каучук" приходит Александр Филаткин и его берут на бас-гитару.
Я спрашивал Александра Филаткина об этом:
-Мне позвонил мой старый приятель Сергей Архипов, это был конец 1986 года, и сказал, что в ВИА Лейся песня требуется бас-гитарист. С этого все и началось.
После прослушивания в д\к "Каучук" мы сели на репетиционный период и по прошествии нескольких недель усиленных репетиций выехали на маршрут. Программа тогда состояла из 10-ти минутного попурри на старые "лейсяпесневские" хиты и новые песни, которые в немалом количестве выдавал "на гора" Смилянский Леня. Концертов, по сегодняшним меркам было немало - в среднем по 20 в месяц и мы получая фиксированные филармонические ставки в общем-то не горевали.
Хочу отметить, что в это время, по всей видимости, из ВИА, мы гастролировали в единственном числе... Не видел нигде ни одной афиши кого-либо еще. Эра ВИА была на исходе... Старые песни мало кого интересовали... Все хотели перемен, и они не заставили себя ждать. Со всех форточек, рынков звучали "ласковые маи", "кино", "миражи" и т.п. По ТВ свободно(!) показывали "Скорпионс", "Модерн токинг", бесконечный итальянский шансон... ВИА со всем этим тягаться не могли. Л.Смилянскому, при его коммуникабельности нужно было "перестраиваться", что и делала вся страна. А мы ехали по накатанному: две фуры аппаратуры, разборная сцена, свет, лазер, 16 человек народу.
На тот момент в группе работали: К.Погосов, Е.Бабай, Д.Домин, И.Аникеев, А.Седиков, И.Миронов, В.Огданец, С.Голубев, А.Филаткин, В.Пацанюк, А.Горенко, и др. Было это все неповоротливо, устаревшее и не особо нужно, как нам казалось, самой Кемеровской филармонии. Тот самый ветер востребованности и ностальгической тоски по старым "виашным" песням еще не подул и люди в коллективе не выдерживали, стали уходить, приходили новые, опять репетиции, опять все по старой колее.

Плакат сделан во время месячного тура по Крыму в 1988г.
Шоу-группа "Лейся, песня":
На фото слева направо: Е.Бабай, Миша Смилянский ( сын Лени), Э.Пукилло (барабаны);
ближний план: А. Седиков, с ним рядом И.Аникеев (клавиши);
за ними: в очках ?(саксофон), А.Губанцев (гитара);
по центру дальний - Д.Домин, А.Гудзенко, К.Погосов (клавиши);
ближний план: Л.Смилянский, А.Филаткин (бас-гитара), И.Миронов.

В 1988 году в ансамбле созрел очередной раскол. Вот как об этом говорил Евгений Бабай:
-В коллективе назревает заговор: половина за Смилянского, половина против. Те, кто недоволен его руководством, пишут на него телегу в филармонию. Но в филармонии меняется директор приходит бывший зам. Могилевский. Он полностью за Леню и Смилянский выгоняет полколлектива...
Приходят новые люди...Так мы продолжаем работать до 1989 года. В этом году идет спад спроса на ВИА на старые названия. Началась эпоха "Ласковых маев","Миражей" и прочего диско-стиля. Смилянский задумывает создать шоу-группу "Голливуд". От него стали потихоньку уходить люди. Ушел ... и я.


По другой версии Смилянский хотел сделать новую программу под названием "Шоу-Голливуд", а название ансамбля не менять. Однако, как бы там не задумывалось, но в том же году Смилянский эмигрировал в Израиль.

Л.Смилянский.

На этом можно поставить точку в истории ВИА "Лейся, песня".

Оглядываясь назад, на весь 15-летний период жизни этого коллектива (1974-1989), обратил внимание на интересную закономерность. Каждый следующий период с новым руководителем по эффективности уступал предыдущему.
1974-1976 -Валерий Селезнев и Михаил Плоткин (1975).
Почти все записанные песни популярны до сих пор.
1976-1980 -Михаил Шуфутинский.
Много записано и стало популярным, но многое и забыто.
1980-1985 -Виталий Кретюк.
Записано немного. Известной стала только одна ("Обручальное кольцо").
1985-1989 -Леонид Смилянский.
Записана одна, но ничего в памяти народной не осталось .