Владимир Калмыков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Трубач и "Песня".

(март 2023)
3

-Часто ли вы давали концерты в Кемерово?

Обычно перед каждым Новым годом. С утра мы ехали по шахтам. Один-два концерта. А вечером возвращались в Кемерово и давали концерт в филармонии.

-Каким образом появилась в ансамбле новая солистка Марина Школьник?

Осенью 1977 года по рекомендации руководителя филармонии к нам пришла Марина Школьник. Она родом из Кемерова. Марина сразу вписалась в состав, и проработала в «Лейся, песня» много лет.
Одновременно с ней в ансамбль влился Владимир Ефименко. Он пришел из ансамбля «Шестеро молодых». Мы гастролировали в Краснодарском крае и в тот день отдыхали на пляже. Володя пел на пляже под гитару. Миша услышал и тут же пригласил его к нам. Володя тоже моментально вписался. Голоса Володи и Влада просто сливались, когда они пели в унисон.

-Как появился солист Борис Платонов?

На гастролях в Новосибирске к нам за кулисы зашел знакомый, местный бас-гитарист. Он и предложил прослушать одного молодого парня. Борю прослушали и взяли. У него очень высокий голос, такой и нужен был тогда. С его появлением у нас образовалась сильнейшая вокальная группа – Андрианов, Ефименко, Школьник и Платонов.

-Как появились в ансамбле тромбонист Анатолий Мешаев и трубач Виктор Горбунов?

Они вместе ранее работали в ленинградской «Лире». И вместе перешли в «Надежду». В 1978 году у нас с «Надеждой» Михаила Плоткина был совместный большой тур по городам Сибири. Михаилу Захаровичу понравился этот дуэт духовиков, и он их пригласил в «Лейся, песня». Они тут же согласились и очень быстро решили все вопросы по переходу. По их прибытии мы сразу поехали на «Мелодию» записали песню (к сожаленью, не помню, какую именно). И сели на репетиционный период для подготовки к конкурсу в Сочи. Специально для этого конкурса Вячеслав Добрынин на стихи Леонида Дербенёва написал для нас песню «Родная земля».

Вячеслав Добрынин с клавиром песни "Родная земля".

-В тот период ансамбль «Лейся, песня» перебрался из Кемеровской в Тульскую филармонию. Вам сообщили причину?

Нет, только факт – переходим в Тульскую филармонию. И всё. И это потом нам аукнулось на конкурсе.

-Что произошло на Втором Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни «Сочи-78»?

Мы приехали на конкурс, выступили на первом туре. И тут началось. Дело в том, что новый руководитель Кемеровской филармонии Юровский стал нам ставить палки в колеса. Якобы ансамбль не выполнил каких-то обязательств по гастролям, что название остается за Кемеровской филармонией, и мы выступаем фактически без названия. Его поддержала Александра Николаевна Пахмутова. И нас вполне могли снять с участия в конкурсе. Но свое веское слово сказал Иосиф Давыдович Кобзон. Спасибо ему! Также на нашу защиту встал руководитель Тульской филармонии Михайловский. В результате решили, что мы продолжим выступать, а после конкурса будем закрывать все обязательства.

-И вы заняли первое место?

Супер первое! Особый успех был при исполнении акапельно в 12 голосов «Ой, мороз, мороз». А когда мы исполнили песню «Родная земля», Алла Пугачева, сидевшая в ложе, встала и стоя нам аплодировала.
Запомнилось, что все ансамбли должны были исполнить одну обязательную песню «Что такое мы» Флярковского. Ее нам уже выдали на конкурсе, песня патриотическая. Времени и репетиционных помещений было мало, а ее надо было как-то аранжировать и отрепетировать. Приходилось ночами репетировать – среди коллективов были очереди на репетиции. В итоге мы ее исполнили довольно прилично, но по-своему.
Помимо названных песен мы исполняли на конкурсе ещё три: «Лейся, песня на просторе», «Есть на Севере хороший городок» и «Трава зеленая, еще не скошена». Последняя это песня Туликова, ее пела Марина Школьник. Выходила с заплетенными косичками и выглядело очень трогательно.

-Помните, кто занял места за вами?

Кажется, ВИА «Фантазия» и ВИА “Молодые голоса» из Тамбова. А среди солистов победила Лариса Долина.

(Среди ВИА на конкурсе второе место заняли: "Фантазия" и "Метроном", "Молодые голоса" стали третьими. Среди солистов Л.Долина заняла второе место.- прим. редактора)

-После конкурса с вами продолжили разбираться по обязательствам?

Нет. Видимо, наша победа всех впечатлили. В этот же день, после оглашения результатов мы поехали на гастроли с Иосифом Давыдовичем Кобзоном, не заезжая домой.

-Получается, что в течение почти трех лет у вас был стабильный состав?

Да. В этот период, я имею в виду период руководства Миши, мы жили как одна семья. Все праздники, дни рождения отмечали вместе. 11 апреля 1979 года я женился. Весь ансамбль был на моей свадьбе, и мы устроили такой концерт, что все повара и официанты ресторана сбежались слушать. Кстати, потом моя супруга Наталья работала костюмером в коллективе.

-Были ли такие песни в репертуаре, которые очень нравились или совсем не нравились?

Мне все песни ансамбля «Лейся, песня» нравились. Не было плохих.

-Хочу спросить о концертных костюмах. Весь 1977 год вы выступали в черных костюмах с бабочками. А потом у вас появились космические комбинезоны?

У Макса Капитановского была красная куртка с продольными черными полосками на рукавах. Очень симпатичная, всем нравилась. И решили пошить концертные костюмы по подобию такой куртки, но вместе с брюками. Получилось немного по-космически. Это полностью дизайн Максима, даже металлические бляшки на ремнях с надписью имени нашего коллектива «ЛЕЙСЯ ПЕСНЯ», и металлические планки на куртках, всё это Максима задумка.
Слева направо стоят: Юрий Иванов (гитара, вокал), Владимир Ефименко (вокал), Владислав Андрианов (вокал), худрук Михаил Шуфутинский, Анатолий Мешаев (тромбон, вокал), Владимир Калмыков (труба, вокал), Марина Школьник (вокал), Виктор Горбунов (труба);
слева направо сидят: Юрий Захаров (гитара), Борис Платонов (вокал); Максим Капитановский (ударные инструменты), Валентин Мастиков (саксофон-флейта).
Фото с официального сайта ВИА.

-Почти все концерты проходили при аншлагах?

Дворцы спорта, стадионы – битком! Бывало, что после концерта народ не расходился, ждал нас, своих кумиров. А поскольку было темно, то народ стал делать факелы из газет и жечь их. Впечатляюще выглядело! А однажды в Калинине (ныне – Тверь) мы должны были выступать в цирке. Но аппаратура в дороге задержалась, концерт не начинался. И народ просто разнес двери этого цирка.

-С кем-то из коллег по другим ансамблям пересекались?

Мне очень нравилось исполнение Сергеем Дроздовым из «Синей птицы» песни «Возьми свои слова обратно».
Однажды мы были на гастролях в Тамбове вместе с «Синей птицей». Это было в самом конце 70-х. И к нам в гостиницу пришел Сергей. Очень теплоп ообщались. С Владом Андриановым они много общих тем обнаружили. К примеру, что тот и другой весь вокал всегда записывали с первого дубля. Таланты!
Время было позднее, Сергею надо было уезжать. Он говорит:
- За мной сейчас приедут!
Мы:
-Такси?
Сергей:
- У меня тесть зам главы ГАИ Тамбовской области.
И мы слышим под окнами вой сирены и останавливается машина. Так он и поехал на ней к супруге. С сиреной (смеется).
Михаил Шуфутинский.

-Вы заранее знали об отъезде Михаила Шуфутинского?

Не сказал бы. Все произошло как-то быстро. Миша объявил, что заранее уходит, чтобы не подводить нас. И представил нам нового художественного руководителя Виталия Кретюка, псевдоним – Кретов. Он ранее работал в «Самоцветах» и в аккомпанирующем составе Иосифа Кобзона.

-Я слышал, что, вроде бы, хотели назначить руководителем Влада Андрианова?

Да. Были две кандидатуры: Андрианов и Капитановский. Шуфутинский размышлял над ними. Но по предложению Добрынина назначили Кретюка. Все-таки, у него был опыт руководства.

-В культурной программе Олимпиады-80 вы работали уже без Шуфутинского?

Да, уже без Миши.
Если подытожить, то в период с 1976 по 1980 год у нас сформировался стабильный состав, «золотой состав» ВИА «Лейся, песня», в который входили - Юрий Захаров (гитара, вокал), Владимир Калмыков (труба, вокал), Владислав Андрианов (вокал), Владимир Ефименко (вокал, гитара), Марина Школьник (вокал), Борис Платонов (вокал), Максим Капитановский (ударные инструменты), Юрий Иванов (гитара, вокал), Анатолий Мешаев (тромбон, вокал), Валентин Мастиков (саксофон-флейта), Виктор Горбунов (труба).
На мой взгляд, цель Михаила Шуфутинского заключалась в том, чтобы у «Лейся, песня» была мощная вокальная группа, серьёзного уровня медная группа и инструментальная, включая барабанщика. В результате – большое количество песен-хитов и пластинок, растиражированные многомиллионными экземплярами.
Продолжение