Георгий Симонян.
Владимир Васильев-между Питером и Москвой.
(апрель 2010 г.)
1
Владимир Васильев.
Фото С. Соловьева
|
Я родился 9 сентября 1950 года в Ленинграде, на Васильевском острове. Вот такое совпадение! Мама окончила физический факультет Ленинградского университета, папа был преподавателем политэкономии в Ленинградском финансово-экономическом институте. Родители развелись в начале 50-х годов и меня воспитывала мама. Мама же меня отдала «поиграть на пианино», как тогда говорили. Я стал заниматься с преподавателем по фортепиано.
У самого тяга была или это воля родителей?
Конечно, воля родителей. Но тяга к пению была всегда, видимо, по наследству. Папа у меня в свободное время был лирико-драматическим тенором, солистом Ленинградского хора студентов Сандлера. Очень знаменитый был хор в 40-50-е годы. Да и мама хорошо пела. В памяти отразилась первая песня, которую я спел года в два или в три:
«Шагай вперед мой караван, огни мерцают сквозь туман…»
А в музыкальную школу я пошел в 61-ом году, но по классу трубы. Так как на фортепиано было идти уже поздно, я был для фортепиано «старый», то предложили позаниматься по классу трубы. В музыкальной школе преподавали и общий курс фортепиано, и сольфеджио, и хор, в котором я был солистом. У нас был лучший хор среди ленинградских музыкальных школ. Руководила нами известный преподаватель консерватории Кудрявцева. Помню, пел такие слова:
«Чайки крыльями машут, высоко им лететь…»
Трубу преподавал Константин Афанасьевич Пархоменко, он был большим другом знаменитого на весь мир трубача Вениамина Марголина. Марголин обладал самым мощным звуком на трубе и был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, так как мог исполнить довольно сложное произведение – «Поэму экстаза» Скрябина. Учился я хорошо, преподаватели были довольны и меня очень любили.
Кроме того, я учился в математической школе № 30 и еще занимался водно-моторным спортом. Мне нравился запах бензина, нравилось гонять на скутерах. Это происходило в яхт-клубе Ленинградской Военно-морской базы, который располагался в 100 метрах от моего дома. Там, где сейчас находится ЛенЭкспо. Гоняли на Малой Неве, рядом с Каменным островом.
Ничего себе нагрузка!
Это еще не все. Два раза в неделю я ходил заниматься в автошколу. В течении нескольких лет я изучал устройство автомобиля, правила движения и т.д. И в 13 лет я уже получил первые права – юношеские. Глупостями заниматься было некогда
Но потом все померкло перед музыкой, которую я услышал по приемнику моей тети. Этот приемник назывался «Нева», внутри все было немецкое и поэтому качество приема было хорошее. Ламповый, с зелеными глазками, такой здоровый аппарат. Очень хорошо ловил разные радиостанции. Услышал я тогда в первый раз Битлз, Била Хейли, Чака Берри, Уильямса Коновера, разнообразный джаз…
Какие еще исполнители покорили?
Поль Робсон нравился с песней «16 тонн», Пол Анка с «Only you». А композицию Билла Хейли «Rock around clock» мог слушать по 50 раз в день. Она была записана у меня на «костях». Кроме того, тогда в кинотеатре «Кинематограф» крутили фильм «Серенада солнечной долины». Я много раз смотрел и с удовольствием подбирал на фоно основной лейтмотив фильма.
Ну, а уж шейки и песни Битлз меня и моих друзей добили окончательно. Мы были в шоке! И очень захотелось начать все это играть…
И какие были дальнейшие шаги подростков?
Дело в том, что мой приемник великолепно воспроизводил звук бас-гитары. И мне это так понравилось, что я решил изготовить бас-гитару тем или иным способом и играть только на этом инструменте. Что-то было магическое в звучании бас-гитары!
Кстати, я считаю, что самые известные партии бас-гитары в жанре ВИА это игра Юрия Иваненко в песне
«Нет тебя прекрасней» и партия Игоря Контюкова в песне «У берез и сосен». Больше и не вспомнить…Позже появился Валя Лезов – великолепный бас-гитарист. Кстати, мы познакомились, когда я в «Цветах» работал. Валя тогда работал в группе «Слайды» Зорина. Он попросил меня поиграть на моем инструменте. Валя по специализации – баянист, окончил Ярославское училище
Скажите, Вы на обычной гитаре умеете играть?
Саккомпанировать смогу любую песню, но как Зинчук, конечно, не сыграю Мне и клавиши очень нравятся. И на барабанах могу элементарно исполнить
А что касается вокала…
Спустя много лет я могу сказать совершенно точно, что одним из самых важных моментов с точки зрения голосовой выразительности является умение человека раскрепоститься до такой степени, чтобы он не стеснялся орать в микрофон. Грубо, просто орать. Другое дело, что этот крик, это голосовое напряжение становится осмысленным тогда, когда подключается голова. Почему нам так нравится Deep Purple, Led Zeppelin, Ковердэйл, Гиллан, Плант, все эти роковидные певцы? Они поют душераздирающим голосом, но голова при этом присутствует. А нас ведь этому никто не учил…
А Вы считаете, что этих роковидных певцов, как Вы выразились, кто-то этому учил?
Если их и не учили, то у них было ощущение свободы. Их никто не останавливал, не было рамок. Свободное общество! Вседозволенность, но в самом хорошем понимании этого слова.
Согласен… но, вернемся к началу 60-х.
Начали делать сами себе гитары. Выпиливали ножовкой или лобзиком корпус из фанеры…
А ведь 64-ый и 65-ый годы – это начало битловской эры, точнее, наступление Битлз по всем фронтам. У нас возникло дикое желание научиться так играть. Хотя, я еще по инерции занимался по классу трубы, но раздвоение личности становилось очень серьезным. К тому же очень хотелось пофорсить перед девчонками (смеется).
В общем, лобзики, первые гитары…
У нас на Васильевском была общегородская свалка. Мы часто туда наведывались. Находили струны, вырывали из старых роялей. Разматывали старые силовые трансформаторы, наматывали в несколько слоев эту медную проволоку на струны от рояля. Ставили на гитару, гитара тут же ломалась. Спрашивали у старших товарищей, те нам объясняли, что и как делать. Доставали звукосниматели за 9 рублей. В общем, как-то выкручивались.
А как же Ленинградская фабрика музыкальных инструментов? Ничего не выпускала?
Выпускала семиструнки. Но из того, что могло бы пригодиться бас-гитаристу, они выпускали струны для бас-балалайки. Вот их мы тоже очень активно использовали.
Это все Вы проделывали со школьными друзьями?
Да, конечно. Я учился в математической школе номер 30 и именно там с друзьями мы создали свой первый ансамбль.
Кто-нибудь из школьных друзей «вышел в люди»?
Нет, пожалуй. Никто не стал известным музыкантом.
Владимир Васильев (окт. 1973).
|
После окончания школы я поступил в Политехнический институт на факультет Энергомашиностроения по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Мне это было близко, так как я занимался водно-моторным спортом. То есть, по окончании института я должен был стать специалистом по двигателям внутреннего сгорания, холодильным и компрессорным машинам, а поскольку с третьего курса мы проходили военную кафедру, то военная специальность у меня была – ракетчик. Никаких длинных волос, никаких причесок. Все строго, по уставу!
Кстати, до поступления в институт, когда меня приписывали к военкомату, то поскольку я играл на трубе и у меня были хорошие легкие, да и по комплекции я был худощавым, меня приписали на атомную подводную лодку на Северный Морской Флот.
Какой репертуар был у вас в школьном ансамбле?
«Джамайка» Робертино Лоретти, Билл Хейли, наши – юный Магомаев, Кобзон, «Черный кот» Тамары Миансаровой. Помните, в «Кавказской пленнице» Никулин пел: – «Е-е-е, хали-гали»? Вот всё это пели.
Играли на школьных вечерах, на танцах, играли в пригороде – в Буграх, в Всеволожске… В этих местах многие группы играли, точнее, не группы, а тогда называлось всё это - «ансамбли». Ансамбль «Авангард», ансамбль «Лесные братья»…
Кроме того мы пели Битлз, Роллинг Стоунз, Манкиз, Холлиз… Наш школьный ансамбль тогда назывался «Тени».
Незабываемая картина. В 66-ом году в Ленинграде одним из лучших ансамблей считался «Белые стрелы». Они часто выступали в Макаровском Морском училище и в конце выступления пели «Satisfaction» Роллинг Стоунз. И полторы тысячи курсантов в форме, в сапогах и с девушками отрывались по полной в танце под эту композицию. Надо было видеть выражение лиц их преподавателей! Это была коронка курсантов.
Потом в последнем классе школы и на первых курсах института я играл в ансамбле «Близнецы». Репертуар был, в основном, битловский. Очень любили исполнять их лирику. Из русских песен пели, не поверите, «Виновата ли я». Очень неплохо получалось, на ура проходило. Из медленных исполняли «Черная роза – эмблема печали». В качестве белого танца, и «Колокола (Вот ты опять сегодня не пришла…)» Вот такой репертуар.
А как попали в «Лиру»?
Было такое кафе «Ровесник» (в народе – «Серая лошадь»). В нем проводились конкурсы самодеятельных ансамблей. В жюри были известные музыканты, в том числе и Анатолий Васильев – создатель «Поющих гитар». Кстати, именно там, на конкурсе, в 68-ом году выступали «Лесные братья» с Сашей Федоровым. И Васильев после этого конкурса пригласил его в «Поющие гитары».
Так вот в этих конкурсах участвовал и ансамбль «Лира». Я их видел раньше, у нас, когда они в Политехническом выступали. Мне они очень нравились. По вокалу они были лучшим ансамблем в Ленинграде. У них было многоголосье. У других коллективов пели один-два солиста, а здесь все пятеро.
Репертуар был англоязычный?
Помимо англоязычных были и свои песни на русском. По образованию Юра Семенов, Дима Одинов и Володя Петров были баянистами. Они окончили музыкальное училище Мусоргского по классу баяна.
В ноябре 1969-го года в армию призвали их бас-гитариста Юру Семенова. Он прослушался в ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа, его взяли и он стал играть в оркестре на домре. А оставшиеся ребята бросили клич на замещение бас-гитариста. Поющего. Я пришел на прослушивание к ним в ДК им.Молотова ( в народе – «Молоток») и меня взяли в коллектив.