Валерий Колпаков.
Виктор Дорохин: от пионерского барабана в Президенты.
(октябрь 2006)
2
Джазовая тусовка.
На Раменском приборостроительном заводе.
|
У нас образовался новый состав типа диксиленда, но конечно, никаким диксилендом он не был. Это уже был не чисто духовой оркестр, а оркестр с признаками эстрады. К нам пришел Стас и стал играть на аккордеоне. Он же приносил разные музыкальные композиции, и мы, как могли, пытались их играть.
Мне дали тогда и большой барабан. Хотя я играть на нем не умел, но что-то стал пытаться делать. Мне также дали небольшую установку домой, и я начал дома заниматься. Эти наши попытки двигаться в новом направлении сказались. Наш оркестр становился все более популярным. И вместо 3 дней мы стали уже играть 5 дней. А это уже были другие деньги.
Когда я работал в духовом оркестре, была такая система марок. Допустим, в оркестре играют 15 человек. У каждого из них свой рейтинг. Начинающий получал 3 марки, а руководитель получал 15 марок. И когда мы получали какую-то сумму, то она делилась пропорционально этим маркам. Я получал тогда 3 марки.
В новом оркестре мой рейтинг уже сильно вырос. Стас получал больше всех, а я был на втором месте. Это был где-то 1960 год .
А раз у нас был уже оркестр, то нас стали приглашать на разные мероприятия, не только на танцы. В Раменском был большой завод, где было около 30 цехов. И каждый год они проводили смотры художественной самодеятельности. Причем, готовились к этому очень тщательно. После проведения каждого такого смотра был всегда банкет с танцами. И вот 30 дней в году мы были заняты только на танцевальных вечерах завода. Мы уже получали очень приличные деньги. Это дало возможность приглашать для работы в нашем оркестре лучших музыкантов из Москвы.
Вскоре я стал руководителем оркестра и начал искать новых музыкантов, которые могли бы усилить наш состав.
Мне кто-то сказал, что в Москве есть биржа музыкантов. Она находилась около ресторана "Метрополь". Туда с четырех до шести часов приходили разные музыканты и формировались бригады для различных мероприятий (халтур). Тариф по этим делам был от 5 до 10 рублей в день. Туда же приходили и джазмены, со многими из них я там и познакомился: с Виталием Клейнотом, Андреем Товмасяном, Валерой Пономаревым и Виктором Мисаиловым.
Я собрал из них очень сильную команду. И когда в один прекрасный момент ко мне из Москвы приехал оркестр из одних москвичей, в котором только я один был из Раменского, то это вызвало небывалый интерес публики. А Товмасян мне тогда сказал:
-Дорохин, за 10 рублей я готов играть даже в туалете.
Деньги, как известно, не пахнут,-как сказал когда-то византийский император Константин в ответ на критику нового налога на общественные туалеты. А Товмасян был лучший трубач в стране в то время.
Я сам, как барабанщик, тоже сильно прибавил. У нас в то время была школа игры на барабанах Купинского. Она основывалась на том, что музыкант должен играть только руками, а все остальное не при чем. Так все и играли. И я в том числе.
Это было до тех пор пока ко мне в руки не попала американская школа игры на барабанах Джимми Чэпмэна, которая была основана на независимом владении руками и ногами. Это была пухлая книга на английском языке со всеми нотами. И к ней прилагалась кассета или даже две. Это очень важный момент был для меня, ноты я еще тогда не знал.
Если брать вот этот мой начальный рейтинг среди 20 раменских барабанщиков, то он замыкал таблицу. Во-первых: я был самым молодым из всех. Я начал играть на танцах еще, будучи школьником. Во-вторых: я позже всех начал заниматься. Когда у меня появилась это школа, то она перевернула мое представление об игре на барабанах. Я стал учиться играть так, чтобы ноги и руки работали отдельно друг от друга (полиритмия). И за полгода я обогнал всех остальных наших барабанщиков. Они даже не могли понять, как я играю. Таким образом, мой рейтинг стал самым высоким в городе. После этого я стал уже больше обращать внимание на технику.
В это время у меня сложился очень сильный состав: Клейнот, Товмасян, Данилин, басисты были разные и я на барабанах. Постепенно я охватил многие танцверанды по Казанской дороге. Я уже знал все точки, кто там директор, как с ним созвониться и как договориться. Иногда бывало так, что в один день надо было выступать в нескольких местах и мне приходилось состав дублировать. Тогда я купил себе первый магнитофон "Астра". Клейнот мне записал около 100 пластинок музыки, а я ему за это подарил фисгармонию. Эти записи фактически меня и сформировали, как джазового музыканта. Они дали мне почувствовать вкус этой музыки, и я уже сознательно окунулся в джаз. Меня привлекало в нем возможность импровизации, креативность самовыражения, возможности солировать, показывая все свое мастерство и оригинальное мышление. Но при этом меня все время тянуло и к танцевальной музыке. Я всю жизнь метался между джазом и танцевальной музыкой.
Виктор Дорохин.
|
-А Вы можете назвать свои любимые пластинки?
Попробую.
- Ella Fitzgerald and Louis Armstrong
- Art Blakey and The Jazz Messengers "Moanin"
- Clifford Brown and Max Roach
- Miles Davis "King of Blue"
- John Coltrane "A Love Supreme"
- Sonny Rollins "Saxophone Colossus"
- Oscar Peterson and Dizzy Gillespie
- Chick Corea "My Spanish Heart"
- Herbie Hancock "Secreats"
- Keith Jarret "Standards"
- Chase "Pureusic"
- Mahavishnu Orchestra "Apocalypse"
- Jimi Hendrix "Woodstock"
- Weather Report "Black Market"
- The Brecker Brothers
- Blood, Sweat & Tears "More Than Ever"
- Tower of Power "In The Slot"
- Chicago "Night & Day"
- Earth, Wind & Fire "Jm"
- Gino Vannelli "A Pauper in Parads"
- Lee Ritenour "Captain Fingers"
- Billy Gobham "A Funky Thide of Sings"