Александр Нефедов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Очень стеснительный из "Самоцветов".

(июнь 2014 г.)
3

3. "Самоцветы".

-Как Вы оказались в ансамбле «Самоцветы»?

Я тогда учился на третьем курсе музыкального училища им. Ипполитова-Иванова, и надо сказать, что учиться было трудновато. По той причине, что гастроли ансамбля «Поют гитары» были очень длинными и изматывающими. А окончить училище было необходимо – это и ставки в том числе. Хотел уйти в какой-нибудь ресторан, подустал, хотелось оседлой жизни.
И однажды мы приехали на съемки на ТВ. У меня был знакомый в первой тон-студии Саша Серегин. Мы с ним часто общались и я ему намекнул, что если будут варианты, то я готов перейти в другой коллектив.
И через какое-то время мне звонит Юрий Федорович Маликов, говорит, что от Серегина, и что готов посмотреть меня. А у нас тогда были сольные концерты в Москве, в кинотеатре «Новороссийск», и я пригласил Юрия Федоровича. Пришли Юрий Федорович и Володя Пресняков. Посмотрели, и Юрий Федорович пригласил меня в «Самоцветы».
В «Самоцветах» тогда не было длинных гастролей, максимум – неделя. А так – три-четыре дня. Правда, однажды на две недели поехали в Италию.

-В «Самоцветы» Вы пришли на чье-то место? Кто-то уходил?

Был такой вокалист Андрей Рыбаков. Но сказать, что именно на его место, нельзя. Мы еще несколько месяцев с ним работали, сдружились. Только потом он ушел.

-Он был чистый вокалист, а Вы все-таки играли на гитаре.

Только в некоторых песнях. А процентов 80 песен я выходил как вокалист.

-Вам что-то доверили сразу петь?

Первой песней была «Может под Иркутском, может под Смоленском, только точно где тебе я не скажу, Над моей палаткой звездный ливень в небе зачарованно смотрю…». Да и то в группе.

ВИА "Самоцветы:
А. Нефедов и А. Брондман.
-Репертуар Валентина Дьяконова из первого состава перешел к Вам?

«Школьный бал» я пел, «Чернобровую дивчину»…

-Где была база «Самоцветов»?

На улице 25-летия Октября (сейчас – Никольская), клуб фабрики «Красная швея». Очень удобное место было. Но потом нас попросили, и мы оказались на «Войковской» на фабрике Петра Алексеева. Очень неудобно было добираться. А потом на набережной, недалеко от метро «Новокузнецкой».

-На гастроли сразу поехали?

Да, в Калининград. Я еще не работал на сцене, но поехал. «Самоцветы» тогда репетировали в процессе гастролей новую программу. В связи с этим с нами поехал танцовщик. Он ставил движение на сцене.

-А заграницу когда поехали?

В 81 году в ГДР, по линии дружбы.

ВИА "Самоцветы:
1 ряд: С.Кузнецов и А.Миансаров.
2 ряд:А.Брондман, А.Нефедов, С.Беликов, А.Кондаков, В.Полонский.
3 ряд:Е.Кобзева, В.Пресняков, В.Беседин, Е.Курбаков, С.Горбачев и Ю.Маликов.

-Давайте вспомним состав «Самоцветов» осени 80-го года?

Гитара – Олег Погожев, бас-гитара – Сергей Горбачев, ударные – Володя Полонский, клавишные – Андрей Миансаров, труба – Валерий Беседин, саксофон – Владимир Пресняков, вокалисты – Лена Преснякова, Саша Брондман, Андрей Рыбаков, Женя Курбаков, Леша Кондаков, конферансье – Сергей Кузнецов.
В 81 году пришел Олег Слепцов. Пришел как шоумэн, танцор. Но постепенно стали его вводить в песни. Что-то про мамонта он поначалу пел (смеется). Где-то в это же время вернулся в коллектив Сергей Беликов.

-Какая разница в ощущениях по сравнению со временем работы в «Поют гитары»?

Разница была во всем. Начиная с оплаты и заканчивая съемками, гостиницами, аппаратурой и т.д. А уж когда через пару лет «Самоцветы» получили аппарат «Dynacord», то уже был просто запредельный уровень по тем временам.

-В 82 году вышел альбом «Прогноз погоды». Вы не пели там сольно?

В записи участвовал, но сольно ничего не пел.

Диск (C60-18949)-"Прогноз погоды". Записан в 1982 г.
В.Полонский, А.Нефедов, Е. Курбаков, Е.Кобзева, А.Кондаков, О.Погожев, Ю.Маликов.

-Альбом, практически, имени Сергея Беликова. Сергей тогда держался особняком в коллективе?

Он всегда и везде особняком. Даже когда играл в футбол в артистической команде.
Серега очень талантливый человек. Особенно мне нравилось, как он делал вокальные аранжировки.

-В стиле Queen?

Да, это его любимый коллектив.

-Композиторы более охотно приносили песни?

Конечно. Очень много новых песен было. В «Поют гитары» мы часто исполняли вторичный репертуар.

-Опять же пересеклись с Мигулей?

Да. Я исполнял его песню «Если б небо было зеркалом».

-А первой известной песней в вашем исполнении стала «Кораблик бумажный» Владимира Преснякова?

Да, пожалуй.Съемки были в Сокольниках, причем в двух местах. Начали снимать в одном, но приехали егеря, сказали, что мы что-то нарушаем. То ли стойки камер поставили на траву, что нельзя было, то ли что-то еще. Пришлось перемещаться в другое место.

-Съемки были именно для ТВ?

Конкретно для «Утренней почты».

-Песня получилась яркой, запоминающейся?

Да, но мне кажется, что, например, «Али-баба» получила большую известность.

Сьемки песни «Кораблик бумажный»:
Миансаров,Горбачев, Полонский и Лобанов.
В лодке Александр Нефедов.

-Скажите, участник этих съемок клавишник Андрей Миансаров пел что-то сольно?

Да, одну песню – «Вот и я не скрою, бегаю трусцою». А вообще он сильный, крепкий клавишник. Выпускник ЦМШ. Кстати, одноклассник Плетнева

-Вообще съемок на ТВ было много?

Да, очень много. Но довольно часто мы записывали песни, которые больше никогда не исполняли. А эти записи так никуда не пошли. И получалось, что эти песни просто забывались. И, к сожалению, их уже не вспомнишь.
Например, мы сняли такую песню «Белый чайничек из Гжели» Руслана Горобца и Михаила Танича для «Утренней почты». Хорошая песня, но в эфир не попала. И как-то потерялась.

-Ее Глызин пел, Зарубина...

Да, но «Самоцветы» больше не пели.
Но были и другие примеры. В Интернете есть запись песни «Комсомольск». По-моему, это единственное исполнение. На концертах мы ее никогда не исполняли. Да и я ее вряд ли бы вспомнил, если бы не запись.

-Этапной работой в «Самоцветах» был спектакль «Игра в волшебный тир»?

Да, две недели каждый день работали в театре Эстрады.

-«Кораблик бумажный» и «Удивительные кони» в Вашем исполнении входили в этот спектакль?

Да, обязательно.

-Западные композиции пели в переводе или на языке оригинала?

В оригинале. Итальянских много пели. А Андрей Сапунов исполнял Стиви Уандера на английском.

-В Интернете есть запись выступления «Самоцветов», где Вы поете «Замри». Кто автор песни?

Владимир Петрович Пресняков. Мы ее исполняли в концертах, но не долго. Гораздо дольше пели его же «Удивительные кони».

-В последние годы ее часто исполняет Сергей Беликов. Он пел тогда «Удивительные кони»?

Нет, никогда в концертах «Самоцветов» не исполнял.

-Честно скажу, мне больше нравится Ваше исполнение. Более ровное, что ли?

У меня свое видение исполнения этой песни. А в исполнении Сергея мне очень нравилась песня «У беды глаза зеленые». Без ненужных переживаний, пережиманий…
Понимаете, перепевание песен довольно тонкий момент. Если это сделано тактично, без показухи, без перетягивания на себя, то возможен и неплохой результат.

-Хочу спросить про песню «Рассвет-закат». С ней какая-то непонятная история вышла?

Петрович (Пресняков) написал её для Новогоднего аттракциона. Она стала популярной. Почему собственно нам не петь ее? Мы и спели. Солировали я и Лена Преснякова.
Из той же серии «Песня дрессировщика». Для ТВ записал Боярский, а у нас ее пел Олег Слепцов.

Сьемки песни «Стадион».
Пресняков,Мялик,Маликов, Миансаров и Нефедов.

-В 87 году ансамбль «Самоцветы» снимался в передаче «Футбольное обозрение». Вы там пели песню Преснякова «Стадион». И ведущий всех участников ансамбля спрашивал за какую команду болеет тот или иной музыкант. Все называли московские клубы, а Евгений Пахомов сказал, что болеет за «Арарат» (Ереван). Он так пошутил?

Конечно. Наверное, назвал первое, что пришло в голову. Я вообще не помню, чтобы он увлекался футболом.

-А Вы?

В детстве болел за ЦСКА, но сейчас смотрю только крупные международные соревнования.

-Вы не в курсе, откуда появился в «Самоцветах» Евгений Пахомов, так похожий на Томаса Андерса?

Я не помню. Но сейчас мы периодически общаемся, встречаемся. Он долгое время работал фотохудожником и даже делал нам одну афишу, когда мы снова собрались.

-А тогда что он пел из иностранного репертуара?

Я помню у нас было попурри из западных хитов и Женя пел что-то как раз из Modern talking.
Кстати, с ним была веселая история на гастролях. Был момент, когда у нас работали Женя Пахомов и Женя Кудрявцев. Последний, которого стали называть Юджин, был темнокожим, то есть мулатом. И вот мы приехали на гастроли в Ереван. Толпа поклонников обступила наш автобус. А из автобуса выходит Пахомов. Вся толпа хором:
- Вай! Modern talking!
На что Женя отвечает по-русски:
- Нет, я из «Самоцветов».
А те:
- А как зовут?
- Женя.
Но было видно, что толпа отнеслась к тому, что он Женя с недоверием. И тут выходит из автобуса Юджин Кудрявцев.
– А этого как зовут?
- Тоже Женя.
И толпа начинает орать:
- Нет, это точно Modern talking!
В общем, еле ноги унесли (смеется).
Должен отметить еще один момент. Владимир Петрович Пресняков написал музыку для альбома «Гороскоп». Мне посчастливилось принимать участие в записи. Там записывались Пугачева, Градский, Глызин, Вова Пресняков (младший)…. Но это уже на пластинке. А еще была первая демозапись на пленке, где все партии исполнил Вадим Казаченко. Честно говоря, не ожидал, что он может так необычно звучать. Особенное произвела впечатление композиция «Петух». На пластинку ее записал Игорь Николаев. А я записал на пластинку композицию «Вол».

-Скажите, Александр, как Вы и ансамбль «Самоцветы» пережили время худсоветов?

Нам было проще. Все-таки, Юрий Федорович Маликов был членом парткома Москонцерта. К нам отношение было другое, да и статус ансамбля «Самоцветы» был довольно серьезным.
Помню, что мы сдавали программу вместе с Колей Носковым и его тогдашней группой. «Самоцветы» успешно сдали программу, а Коле - зарубили. Хотя, он здорово пел. Впрочем, как и сейчас.

-Когда почувствовали, что жанр ВИА умирает?

Первый звонок это 86 год. На концерте в Орле я вижу в зале 15-20 свободных мест. Это было так непривычно. Всегда аншлаги… Больше того, наши рабочие ставили в зале стулья и продавали эти места. А тут…

-А как произошло закрытие проекта?

К тому времени Юрий Федорович больше времени стал уделять карьере сына Димы. А нас возил на гастроли директор Владимир Иванович Соловьев. Гастролей становилось все меньше, а потом совсем не стало.


Окончание.