Роберт Болотный.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

...нужно высокое качество.

(апрель 2009).
2

А еще какие случаи были?

Однажды мы работали в Москве в «Дружбе». Нам сообщили, что на одном из концертов будет худсовет. А мы решили во втором отделении сделать цикл народных волжских песен. Эти деятели пришли, сели на первый ряд. Самому младшему из них было лет 60. Мы выступили, вроде все нормально. Но после концерта самый главный подходит и говорит мне:
- Завтра в 9 у меня в кабинете!
Ну и началось.
- Что это за песни? Антонов? Что это за дворовой композитор?
Полный разнос! Я звоню Антонову и говорю:
- Юра, твои песни сказали вычеркнуть.
Юра говорит:
- Я тебе перезвоню через 10 минут.
Перезванивает:
- Все нормально!

У него тогда большие связи были?

Конечно. Он был страшно популярен.

Это какой год?

Начало 80-х. Помню, что тогда мы должны были выезжать за границу. Но вдруг, приказ:
- Отменить все поездки! Начать репетиционный период! Только песни членов Союза Композиторов!
Мы взяли несколько хороших песен – Минкова, еще кого-то. А больше не было нормальных песен у членов Союза. Я после этого на нервной почве даже заболел…

Как Вам удавалось не петь про БАМ, про стройки?

Я очень не хотел этого петь. Нарывался на неприятности, но не пели этих песен. Поэтому и эфиров не было. Помню, снимали песню «В семь часов у Никитских ворот», зимой, в дубленках. Казалось бы, безобидная, хорошая песня. Но не пустили. На пальцах одной руки можно сосчитать количество наших выступлений на ТВ.

А фильм «Поет «Синяя птица»?

Его показали, но не сразу. Мы записали его в августе 78-го, а показали весной 79-го. Один раз и больше не показывали. Да и песни в нем не самые лучшие, не хиты… Больше скажу, нас и радио не крутили. Говорили, что мы «нерадийные». Но я не знаю, кто еще столько гигантов выпустил.

А почему?

А потому, что «Мелодия» была организацией коммерческой. Миллионные тиражи, а это огромные деньги. Правда, мы с этого получали по 140 рублей.

На всех или на каждого?

На каждого, кто принимал участие в записи. И всё!

То есть зарабатывали только с концертов? А какой рекорд был по концертам в день?

Девять концертов. Нам предлагали и больше, но у нас просто сил не было. Это было на БАМе. На 8-й и 9-й концерт мы не переодевались. Сил не было. А норма была – 3 концерта в день, в выходные – по 4.

А вы работали с такими легендарными администраторами как Гера Спектор, Кондаков и другие?

Со всеми работали. Гениальные люди! Но очень много заставляли работать по планам Росконцерта.
Вообще, было так. Из Росконцерта звонили директору филармонии. Хотим мы, не хотим, но ехали. Эти ребята с нас ничего не брали. Более того, предоставлялись гостиницы самые лучшие, бани и т.д. А уж , что там они крутили, не знаю, но зарабатывали они на нас хорошо.
Роберт и Михаил Болотные.

А как братья Болотные делили между собой обязанности?

Миша занимался музыкой, репетициями, а я внешними делами. Репертуаром занимались вместе. Знаете, сколько надо было показать песен, чтобы записали 12. 38 песен! То есть, зарубили 26.

То есть, Вы были художественным, а Михаил музыкальным руководителем? Штрафная система была?

Нет.

А как наказывали?

Говорили, что не прав(смеется). Все знали, что у нас жесткая дисциплина. Были у нас концерты в Одессе. Все знали, что перед концертом пить нельзя. А тут на глазах у всех один из музыкантов(гитарист) в буфете берет спиртное и выпивает. До концерта его не допустили. И отправили его назад в Калининград. Навсегда!

Жестко.

А как иначе?

Он же гитарист. Кто его заменил?

Никто. На клавишах кое-что сыграли. А потом подъехал другой человек. Очень много было желающих у нас работать.

Много народу прошло через ансамбль?

Да не так уж и много. Костяк оставался всегда, а менялись люди второго плана. Технический состав часто менялся. Техников только 10 человек было. Вот они менялись.

А незаменимые были?

Я считаю, что нет.

Даже Дроздов?

Дроздов работал очень хорошо, работник замечательный. И другим не позволял сачковать. Из-за того, что я такая змея, у нас не было зеленых концертов. Ребята знали, что концерт надо нормально отработать, а потом шутить. Хотя, был случай в Днепропетровске. Аншлаг-переаншлаг! Лезли в окна дворца, где мы выступали, пол взламывали. И вот во время концерта идет к сцены пьяный человек с цветами. Пытается вскарабкаться на сцены, но падает в оркестровую яму. А она там глубокая была. И только звук: Тук! Как труп падает. И мы все в один голос:
- П…ц!
Если бы был трезвый, точно разбился. Смотрим, минут через пять вылезает…

А были фантастические случаи, касаемо ажиотажа?

На веревках забирались в гостиницы, на простынях. Это было. Как у всех.

А эти слова – «Хочу ребенка от клена»…?

Вы знаете, Серега Дроздов рано женился и ездил по гастролям вместе с женой Ириной.
Вообще-то, я помню, что когда мы ездили по стране, то очень здорово нас встречали во всех городах.
Нас встречали, что называется, хлебом и солью. В Красноярск зимой приехали. После концерта баня натоплена. А в предбаннике огромный стол уставлен всем, чем только можно. Дыни, фрукты… Невероятно!
Но были и другие ситуации. Приезжаем в город, билеты на концерт проданы. Но не встретили, плохо поселили, отношение безобразное. Ну, все не так. Приносим три больничных листа организаторам – не можем выступать. И не выступали. Да, деньги это хорошо, но отношение дороже. Потом администратор говорил:
- Были бы люди - поселил бы, а то артисты!

Ничего себе? А почему так?

Хамство.

А с Юровским работали?

Работал. Он был директором Омской филармонии. Я еще молодой был, когда мы в составе оркестра Эдди Рознера приехали в Омск. Нас встретили, автобус, привезли на концерт. Он нас в холле встречает, а уборщица моет пол. Да так, что брызги во все стороны. Он ей:
- Настя, остановись!
А она:
- А чего мне останавливаться? У меня работа
И директор сказал:
- Не забывай, что ты уборщица, а это артисты. Они приехали к нам работать.
Это был урок на всю жизнь, главное - это артисты.

Говорят, что он мог всё, хоть самолет в небе остановить и вернуть назад?

Возможно. Авторитетный человек.
У нас был случай такого рода. После «Синей птицы» мы с Мишей в Самаре организовали концертную фирму и прокатывали артистов. К нам должны были приехать Игорь Николаев с Наташей Королевой на три концерта. Все билеты проданы, а поезд, на котором они едут к нам, задерживается и очень серьезно. Что мы сделали? Через друзей позвонили начальнику дороги, он организовал высадку всего коллектива Игоря в Сызрани. Там они пересаживаются в вертолет, который друзья организовали, и за 10 минут до начала концерта они прибывают в зал. Успели.

Невероятно?

Вот такое было. Просто были нормальные взаимоотношения.

Ваши музыканты говорили, что один из вас – добрый следователь, а другой – злой. Образно говоря…

Да, это жизнь. Миша с ними работал каждый день. Он не мог быть добрым. Но если копнуть глубже, то Миша был добрей меня. Если кто-то напивался, то он всегда жалел его. А что он будет делать, если выгоним? Чем займется? Я был порезче в этих вопросах.

Конкуренция между ВИА была?

Конечно.

А как она проявлялась?

Знаете, нам очень повезло, что у нас образовался основной круг авторов. С Теодором Ефимовым мы работали еще в «Советской песне». Он – пианистом, я – саксофонистом. В силу наших отношений, все, что он писал, сначала появлялось у нас. С Добрыниным у нас сложились очень хорошие отношения. Он знал, что нам нужно и приносил песни специально для нас. Много песен для нас написал Сергей Дьячков и целый гигант Юра Антонов, за что я им всем очень благодарен.
А, вообще-то, особой конкуренции не ощущали. Мы имели свое место, мы обычно закрывали концерты.

А были отвергнутые песни?

Да. Слава принес нам «Где же ты была». Мне показалась она какой-то простой. А «Лейся, песня» исполнила и получился хит. Влад Андрианов чудесно ее спел.

Много таких ошибок было в выборе?

Почти нет.

А между художественными руководителями какие отношения были?

Мы очень дружили со всеми популярными, в то время, ансамблями.

В чем была фишка «Синей птицы»?

Подбор голосов. Тембр, который сложился.

Но Вы же говорили, что незаменимых не было?

Да, но мы долго работали в одном составе.
Когда пришел Валя Барков я понял, что он не станет равноценной заменой Дроздову…
Тогда в 88-ом получилось так: ушел бас-гитарист и вокалист Дроздов, а пришли бас-гитарист Барков и вокалист Войнов. Двое заменили одного, то есть репертуар на двоих раскидали. Но самым важным для меня было то, что работа не прервалась ни на один день.

Проблемы с органами были? С КГБ, например?

Как и у всех групп, часто выезжающих за рубеж, к сожалению, были проблемы. Кто-то писал анонимки, но к счастью у нас проблем этих не возникало.

О чем говорили?

Спрашивали, есть ли у меня машина. Я говорю, что у меня две. Какие доходы? Я говорю, зайдите в филармонию, поднимите бухгалтерию и посчитайте. Больше не вызывали, не дергали. Через несколько лет следователь признался, что поступил сигнал из коллектива. Это женщина писала, что я проставлял жене работу на концертах, когда она со мной не ездила. А я этого не делал, просто не надо было. Я тогда уже получал очень большие авторские. Уже вышла «Моя любовь жива». 900- 1000 рублей авторских ежемесячно. Что я буду мелочиться из-за 10-15-ти рублей?

Говорят, что у Антонова на книжке в 80-ом году было два миллиона рублей?

Я этого не знаю. А почему нет? Если песни этого человека поют все рестораны, поют все коллективы, поёт вся страна.
Например, я почувствовал это, когда вышла «Моя любовь жива». Сразу финансы рванули. Кстати, эту песню должен был записывать Левкин. Но он с вечера хорошо погулял и пришел на запись никакой. У него ничего не получилось. Пошел Дроздов. Быстро записал и… песня выстрелила. Случай? Случай. Кто знает, стала бы она хитом, если бы ее записал Левкин.

Продолжение