Роберт Болотный.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

...нужно высокое качество.

(апрель 2009).
3

Скажите, а как получилось так, что радио вас не любит, ТВ-эфиров нет, а заграница вся ваша?

Представьте себе коллектив, который приезжает в Чехословакию и поет на чешском, приезжает в Индию и поет на хинди. Кстати, когда мы работали в Банголоре, к нам на концерт пришел Рерих с женой и двумя дочками. Когда он вошел на стадион, то весь народ встал. Мы тогда стотысячный стадион на уши поставили потому, что спели на хинди одну популярную песню. Дима Галицкий ее пел. Почему такой коллектив не пускать?

А смешные случаи были?

Когда выступали в Бенине, то после концерта взял слово губернатор, и говорит, обращаясь к нам:
- Большое спасибо нашим китайским друзьям!
Оказывается, им китайцы строили стадион в качестве иностранных рабочих. И для них любой иностранец – это китаец.
А когда были в Анголе, то с нами поехала танцевальная пара с аккомпаниатором. На концерт собралась вся посольская элита. Эти танцуют адажио из «Лебединого озера», аккомпаниатор играет на аккордеоне. И вдруг выключается свет. И этот аккомпаниатор начинает нести бред полный. Оказывается, что он просто нот не видел, а мелодию не помнил. Да еще поддатый был.

А в Афганистан вас как отправили?

Мы готовились к поездке в Африку – Сейшелы, Того, Эфиопия. А в Управлении нам сказали, что перед этим надо заехать в Афганистан. Это был конец июля. Сначала в Кабул, там еще терпимо было, но потом Шендант, Кандагар, Джелалабад. Жара жуткая 52 градуса. В обморок падали. И Миша падал, и Светка…Концерты начинались в 8 утра, чтобы не сгореть. А когда вернулись в Кабул, то из-за разницы температур я заболел воспалением легких… Вы знаете, мы работали очень много и во многих местах, но таких глаз, какие были там, мы больше не видели никогда.
В госпиталях работали. Перед сценой оставляли место, куда приносили особо тяжелых – без рук, без ног. Очень тяжело было работать…

А правительственные награды были?

Один раз нас наградили во Вьетнаме. Там шла программа, в которой работали мы, певец из Венгрии, певица из Чехословакии, певец из Болгарии, еще кто-то. По окончании гастролей нас наградили правительственными медалями. Где-то дома лежит.

А на Родине?

Нет. Сегодня это уже не имеет никакого значения. Да я и раньше к этому спокойно относился.

К правительственным или комсомольским концертам привлекали?

Нет, да у нас и песен таких не было. Выезжали на фестивали в несколько стран, по линии комсомола.

Правда, что во время совместного концерта с Боярским в Нальчике в зале женщина родила?

Да, было такое. На стадион народ валил, жуткая давка была. Я только успел позвонить скорую вызвать, когда у нее роды начались. Но, думаю, что она шла не на нас, а на Боярского. У него тогда дикая популярность была.

Всё-таки, название «Синяя птица» это из-за Метерлинка?

Да, конечно.

А другие варианты были?

У меня – нет. Может у ребят были. Но по принципу « мы подумали и я решил»… Оно не было банальным. Было много Поющих, ревущих, серебряных, а это что-то свежее.

Скажите, почему на первых концертах в Москве вы выступали в зеленых костюмах? Помню, что по «Сокольникам» прошло недоумение: птица синяя, а костюмы зеленые?

Когда мы шили костюмы в ателье, то у них не было синей ткани, и черной не было, и желтой не было. Была только зеленая. Что было из того и сшили.

За внешним видом кто следил?

Ребята понимали, что они артисты и следили за собой. Даже те, кто носил длинные волосы. Растреп не было. Условия были. Гостиницы, душ…

Вы говорили, что в Москве часто бывали. Жили только в гостиницах? Не было какой-то базы, квартиры?

Нас селили в очень хорошие гостиницы. Был случай, когда нас пригласили поработать на «Динамо». Поселили в «Космосе». Миша с женой был и им дали номер из шести комнат и в каждой по телефону.

Отдыхали как?

К сожалению, очень мало. Очень много работали. В футбол играли почти каждый день, возили с собой мячи, форму… Обычно на лето планировали гастроли на юг. Сочи, Кавказ. Жен, детей с собой брали…

Андрианов говорил, что во время «Лейся, песня» он жил как при коммунизме. Он мог позволить себе всё.

Я этого не очень понимаю. Я никогда не делал того, что не положено. Для чего это? Есть же общепринятые правила существования.

Левые концерты?

Зачем? Мы не успевали отбиваться от того, что нам официально предлагали. Главное, чтобы здоровья хватало.

Кто тогда среди ВИА был в пятерке лучших?

На первом месте «Песняры». Наиболее стабильны, количество концертов огромное, качество великолепное. Хорошо работали «Самоцветы», хорошо работали «Веселые ребята».
Только «Песняры» и «Самоцветы» обласканы ТВ, радио, СМИ, а «Веселые ребята» и «Синяя птица» - ничего!
Знаете, хотелось чтобы о нас писали, но только не гадости. Был такой журналист. Какие только гадости о нас не писал! Я ему говорю:
- Что же ты пишешь?
А он:
- Идите доказывайте, что это не так!
Спустя полгода или год с начала нашей работы одна из газет поставила нас в рейтинге групп на второе место. Я очень удивился! Но больше они таких ошибок не допускали(смеется).

Сами себя куда относили: в тройку, пятерку?

Понимаете, популярность она есть или ее нет. Востребованность тоже. У нас залы ломились, гастролей вал. Домой не успевали заезжать.

Квартиры поклонники не осаждали?

Нам с Мишей буквально впихнули квартиры в Самаре. Но мы там никогда и не жили. Гастроли, гастроли. Хотя в Самаре нам нравилось бывать. Там замечательное управление культуры. Его возглавляла замечательный человек Светлана Петровна Хумарьян. Еще там работал очень хороший директор филармонии Лисицин Константин Степанович. Это был человек, который все делал для нас. Проблем не было ни с чем. Ни с продуктами, ни с товарами. Нас обеспечивали. Причем у нас была там популярность до самого «верха».
Поклонницы письма домой писали. Какая-нибудь третьеклассница пишет, если не ответишь, то выброшусь из окна. Чтобы открытку прислал ей. Бред какой-то!

Михаил и Роберт Болотные.

Самара – город бандитский?

Это он потом стал бандитским.

Хорошо, но зоны кругом?

На зонах никогда не выступали.

«Крыша» была?

Нас не нужно было «крышевать». Нас все любили, к нам очень хорошо относились.

Скажите, а до «Синей птицы» дом у Вас был в Гомеле или в Калининграде?

В Калининграде я жил с 63-го по 71-ый год, потом жил в Гомеле. Но своих квартир не было. В Гомеле мы с Мишей жили у родителей. А в Самаре нам дали квартиры думаю потому, что хотели что бы мы никуда не дернулись и остались там навсегда. Я до сих пор очень люблю этот город, у меня там осталась масса друзей.

Хотели туда перебраться? В каком году?

В самом начале «Синей птицы». Больше того, мы с Галей не въезжали в эту квартиру и не делали там ремонта. Жили в гостинице. Отец приехал и предложил отремонтировать ее. Я согласился, чтобы не подумали, что я собираюсь уехать. Все-таки очень хорошее отношение было. Зачем портить? Потом, будучи на гастролях в одном городе, нас привезли на мебельную базу. Купил для квартиры целый трейлер. Филармония наняла к трейлеру с аппаратурой еще один и отправила мебель в Самару. Обставили квартиру, но после еще полгода там не жили. Опять отец приехал, говорит:
- Как вам не стыдно! Приезжаю в гости, а вы меня в гостинице селите.
Вообщем, въехали мы туда. Думали, что не приживемся в Самаре, но потом появились друзья, знакомые. Самара – большой культурный центр. Замечательный театр оперы и балета, очень известный театр драмы, симфонический оркестр… Волга, наконец!

Михаил с семьей тоже там поселился?

Да. Миша тогда женился на Лиде, они ждали ребенка.

Супруга Михаила – Лидия - тоже у вас работала? На скрипке?

У нас был период, когда все второе отделение мы играли песни Сергея Дьячкова. Сереге был нужен скрипичный квартет. Нужен, значит нужен. У нас был скрипач Юра Банковский из Грузии и была Лидия. Еще я пригласил Валеру Пронина, альтиста из Одессы. Замечательный альтист! И также замечательного виолончелиста Володю Ульянова. Прекрасный человек, но пока трезвый(смеется). Они играли живую струнную музыку в Серегиных песнях.

Во всех песнях Дьячкова играет струнный квартет?

Да, там действительно нужен - «Наедине с собой», «Зачем ты вернулся». Серега говорил, что ему нужна альтовая флейта. Я ехал и покупал альтовую флейту. Поиграл пару раз. Он требовал определенного звучания. И Теодор стал под свои песни квартет подписывать.

В песне «В семь часов у Никитских ворот» они играют?

Нет, это оркестр Большого театра. Мы были уже на гастролях, а Теодор решил наложить кусок. «Мелодия» недалеко от Большого. Он пошел, договорился с музыкантами. В их обеденный перерыв от «Мелодии» подогнали автобус. Они приехали, быстренько записали фрагмент, сели в автобус и уехали обратно. Но они классно сыграли!

Скажите, художественный руководитель ВИА в то время был влиятельным человеком?

Достаточно.

И что Вы могли?

Практически, всё. Не совершать, конечно, преступления, а удовлетворять какие-то потребности, желания.

Когда первая машина появилась?

Когда я захотел, в 79-ом году. Позвонили из Тольятти и мы с Серегой Дьячковым поехали перегонять. Зима тогда была жутко холодной. Мы в Москве жили в гостинице «Киевская». Так там трубы лопались от мороза. Пригнали машину, поставили ее у «Киевской» и уехали на гастроли. Две недели без номеров машина стояла и никто не тронул. Вот были времена!
Потом я захотел приобрести «Волгу». Приобрел…

Продолжение