Веселые ребята.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Смутное время (1971-1972).

(сентябрь 2024)

1

1971

Настоящая популярность у ВИА "Веселые ребята" началась спустя два года после создания в 1970 году. Связана она была с появлением нового молодежного репертуара, в значительной своей части состоящего из переводных песен. В этом же году вышла и их первая пластинка-миньон, по рассказам их руководителя, имевшая в итоге самый большой тираж из всех грамзаписей коллектива за всю его историю.

Но вот наступил 1971!
На фоне очевидно успешного 1970, этот год вышел неоднозначным. Имея несомненный кассовый успех, ансамбль, тем не менее, не выпустил в этом году ни одной грампластинки, хотя песен было записано достаточно. Более того, ни одна из записанных (новых или старых) песен не вышла, даже на каком-нибудь сборнике. Мне кажется, этот год имел скрытый смысл и при определенных условиях мог стать переломным в судьбе коллектива.

До апреля месяца "Веселые ребята" в Москве не выступали. Получив право на сольный концерт, они "окучивали" просторы страны, где заработать много было легче.
В апреле Главная редакция цветного ТВ (подразделение ГТР СССР) организовала во Дворце спорта в Лужниках двухдневную эстрадную программу "Встречи друзей", где ансамбль впервые выступил перед москвичами в 1971 году.
1971.
Внизу: Фазылов и Казанцев.
Вверху: Избойников, Витебский, Хабазин, Полонский, П.Слободкин, Петерсон, Бергер.

Спустя месяц уже Москонцерт включил ансамбль в праздничную программу на стадионе "Динамо".
С которой всё и началось...

В книге Юрия Петерсона "Я родился в поезде, или поколение ВИА" есть целая глава, посвященная этому концерту:
По всей видимости, первый «фанерный» концерт в России, вернее в Советском Союзе, тоже отыграли «Весёлые ребята». Это было в мае 1971 года в Москве на стадионе «Динамо».
Для того чтобы озвучить огромный стадион, вмещавший до 50 тысяч народу, не хватило бы никакой аппаратуры, которая имелась в наличии. Даже если из ресторанов со всей Москвы всё забрать и поставить, и тогда был бы слышен один хрип да скрежет. Паша Слободкин решил пойти своим путем: он договорился с фирмой «Мелодия», и нам была представлена студия, на которой мы записали фонограммы для этого концерта.
Погода стояла дивная, солнышко пригревало, народу на стадион набилось тьма. И все было бы хорошо, но... наш звукорежиссер не срекордировал эти записи, и в результате перепутал все песни. Вот «поем» мы песню «Разметалось поле». Звучит всё отлично! Все счастливы, стадион ревёт! Затем звукорежиссер ставит новую плёнку и вдруг на весь стадион раздается: «Внимание! Дубль второй... Запись...» И над стадионом снова раздалось:
«Разметалось поле без конца и края,
Утро в синих росах дали открывает…»
Сначала наступила гробовая тишина, потом послышались робкие свистки, а затем взлетел истошный вопль: «Ну, хоть одну песенку живьём!» И потом начали свистеть, наверное, все 50 тысяч человек, заполнившие трибуны стадиона «Динамо». Я думаю, что этот свист даже у стен Кремля был слышен.
Испугались мы не на шутку, думали, что нас убьют, затопчут ногами. Машин ни у кого еще не было, все ездили на метро, и мы боялись, что на улице нас узнают и побьют. Поэтому мы спрятались в подтрибунное помещение и не выходили оттуда часа полтора. Но все билеты на концерты были проданы, работать надо, и хитрый Слободкин где-то нарыл аппарат. Может, из других городов привезли. Может, из Ленинграда подкинули. Может, испуганное начальство по цековским сусекам пошустрило. Но уже на следующий день у нас на сцене стояла гора колонок и усилителей высотой с пятиэтажный дом. Оставшиеся концерты мы, естественно, отработали «живьём» и звучали замечательно.

Я думаю, что Юрий Леонидович с песней "Разметалось поле" ("Песня, моя песня") напутал. Она появилась в репертуаре ансамбля с приходом Алексея Пузырева (пришел в ансамбль в декабре 1971). Он сделал для неё аранжировку, и записана она была в начале 1972 года с его вокальным участием.

Этот же эпизод в изложении другого участника тех событий Валентина Витебского выглядит несколько по-другому:
При мне была совершенно потрясающая сцена с фонограммой на "Динамо". Это было смешно и особенного скандала не было. Нам надо было бежать через поле, влезть на сцену, включиться, якобы, и только тогда должна была начаться фонограмма. А тут мы добежали до сцены, но еще не забрались, а уже пошла музыка. И начался свист.
-Петерсон рассказывал, что на этой фонограмме был и голос звукорежиссера:
- Раз два три, начали!
Я этого не помню, но так вполне могло быть.

Никто из музыкантов о последствиях такого фиаско не говорил. В.Витебский упоминает, что "особенного скандала не было".
А не особенного?

Вот фрагмент моего разговора с Сергеем Дьячковым:
-... Потом она вышла замуж за Эдика Назарова, который работал у Слободкина и распевал солистов его ансамбля на репетициях и перед концертами. Потом Слободкин его уволил, потому что пришел Пузырев (дирижер-хоровик), а он это делал более профессионально.

Эдуард (Адиль) Назаров не только распевал солистов, но и был концертным звукорежиссером ансамбля. Где-то в середине 1971 года он из ансамбля пропал. Никто из музыкантов не смог вспомнить куда он делся. Валентин Витебский сказал, что к гастролям в ЧССР (ноябрь 1971 года) его уже в ансамбле не было.
Сегодня у меня есть предположение, что Слободкин его уволил после скандала на "Динамо", а не потому что пришел А.Пузырев.
Сами музыканты могли и не знать о причинах увольнения, если сам П.Слободкин им об этом не говорил. А поскольку эти последствия касались бы, в первую очередь, самого руководителя, то и распространяться об этом ему было бы не с руки.
Кроме того, где-то во второй половине 1971 года Слободкин получил выговор от руководства Москонцерта. Мое предположение, что это было последствие концерта на "Динамо".

Были и другие последствия. Этому есть два косвенных подтверждения.
В начале июня 1971 года ВИА "Веселые ребята" дал еще три концерта в ЦДКЖ и больше в этом году он в Москве не работал. То есть, за весь 1971 год ансамбль от Москонцерта поучаствовал в Москве всего в 6 концертах.
Много это или мало?
Для сравнения, в предыдущем 1970 году ВИА "Веселые ребята" поучаствовал в Москве в 42 концертах, а в 1972 в 32 концертах.
Поскольку концертный график для артистов составлялся на полгода вперед, то получается, что на второе полугодие Москонцерт ансамбль из Москвы удалил.
Вероятно, где-то в это время в руководстве Москонцерта возникла идея о смене руководителя. Среди возможных претендентов рассматривалась кандидатура солиста ансамбля Юлия Слободкина, к тому времени уже Лауреата всесоюзного конкурса артистов эстрады (1970). В октябре 1971 года Ю.Слободкина Москонцерт направляет на международный конкурс "Дрезден-71", где он так же стал лауреатом.
Понятно, что Лауреату Всесоюзного и Международного конкурса быть рядовым солистом в коллективе, где основную роль играют выходцы из самодеятельности, было бы, не по чину. И тут могло быть только два варианта: либо стать во главе этого коллектива либо возглавить новый.
В конце 1971 года Москонцерт подготовил для ВИА "Веселые ребята" новую афишу, на которой в центре (где полагалось быть руководителю) поместили не Павла Слободкина, а Юлия Слободкина.
1971.

В ноябре 1971 года ВИА "Веселые ребята" отправляются на первые зарубежные гастроли в Чехословакию.
ЧССР, 1971 год.
Фазылов, Бергер, П.Слободкин, Избойников, представитель Москонцерта, конферансье, Петерсон, сопровождающий.

Пока шли гастроли, в другой мощной концертной организации Росконцерт в недавно созданном ВИА "Москвичи" произошло увольнение основного солиста, на котором держалась вся концертная программа. Об этом стало известно администратору ВИА "Веселые ребята" Михаилу Плоткину, и он прямо из Праги позвонил в Росконцерт и предложил на замену Юлия Слободкина.
В начале нового 1972 года переход состоялся к огромному облегчению Павла Яковлевича, который и сам приложил немало старания к его реализации.
А Юлий Слободкин стал руководителем ВИА "Москвичи" и его основным солистом.
ВИА "Москвичи":
Соколовский, Мамиконов, Макеев (Пузырев), Капитанников, Осколков, Дурандин и Ю.Слободкин

Окончание