Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Ещё раз про "Любовь"...

(февраль 2017, сентябрь 2018)


По прошествии 13 лет с момента написания статьи про лучший диск в истории ВИА "Веселые ребята", который назывался "Любовь- огромная страна" (ЛОС), для меня в этой теме остался только один интересный вопрос, касающийся оригинального варианта этого диска, напечатанного на ВСГ (Всесоюзная Студия Грамзаписи).
Лицевая сторона конверта.


Оборотная сторона конверта.

Сразу хочу сказать, что версию о "левом" тираже применительно к нему я сегодня отметаю без сомнения. Как и вероятность его выпуска к какой-нибудь дате. Эти мои давнишние предположения были основаны исключительно на тогдашнем слабом знании специфики деятельности "Мелодии".

С позиций сегодняшнего дня я бы хотел высказать предположения о причинах появления этого диска.
Ситуация в то время видится мне такой. Летом 1975 года Алла Пугачева получила Гран-При на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии. Успех был неожиданный, но приятный.
Пугачева во второй половине 1975 года стала стремительно набирать популярность в стране. И эта популярность накладывалась на уже сформировавшийся к этому времени образ ВИА "Веселые ребята", как "советских Битлз".
В июле 1975 года вышел догожданный диск ансамбля, который эту ситуацию довел до "экстаза".

Вадим Голутвин, пришедший в ансамбль весной 1975 года, так рассказывал об этом периоде работы:

-...несмотря на то, что их никогда не показывали по ТВ, потому что ни одной комсомольской песни они не спели, а только песни про любовь. Но, тем не менее, любовь народная была на стороне «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ». Это было, наверное, круче, чем, если бы приехали Битлз, когда я работал с ними. Это была фантастика, когда из-за окурка, который ты выбрасываешь в окошко автобуса, выезжая со стадиона где-нибудь в Донецкой области, начиналась драка. Это было настоящим умопомешательством. И они действительно заслуживали этой любви!

Лицевая сторона конверта.
Оборотная сторона конверта.

Первый тираж диска ЛОС вышел без упоминания на конверте фамилий музыкантов. Именно такой диск я купил 14 июля 1975 года в ГУМе.
Почему я уверен в этой дате?
Потому что с 1974 по 1977 год я вел дневник и каждый день записывал в нем разные события. История покупки этого диска там тоже нашла свое отражение. Дневник этот у меня сохранился до сих пор.
Таким образом, можно уверенно сказать, что тираж ВСГ не был первым.
Казалось бы, ну и что из этого?
А дело в том, что в рядах исследователей винила сложилось стойкое убеждение, что первые ("сигнальные") тиражи новых дисков (5-15 тыс. экз) выпускались только на ВСГ, и лишь потом уже заказы торговли размещали на мощностях больших заводов грампластинок. Надо сказать, что этому было достаточно подтверждений.
В рассматриваемом нами случае было все наоборот. Первый тираж в июле 1975 года выпустил АЗГ (Апрелевский завод грампластинок), а потом уже не раньше осени 1975 года, когда в ансамбле появился Р. Мушкамбарян (август 1975), ВСГ вдруг (с чего-то?) напечатала небольшой тираж этого диска в оригинальном варианте конверта, с выходными данными, которые до этого не принято было указывать на конвертах. При этом в перечне музыкантов на конверте оказалась ошибка: А. Барыкин назван там Р. Мушкамбаряном.
Эта ситуация породила три важных вопроса, без ответа на которые нельзя ее обьяснить.

1. Какое событие вызвало необходимость напечатать оригинальный вариант диска на ВСГ?
2. Когда этот диск был напечатан?
3. Почему П.Я. Слободкин не участвовал в его подготовке и тем не предотвратил возникновения ошибки?

Попробую сформулировать свою версию этих событий, которая все это может обьяснить.

Итак, вторая половина 1975 года проходила под знаком возростающей популярности А.Пугачевой и ансамбля "Веселые ребята". "Мелодия", рассматривая свое предстоящее участие в ярмарке грамзаписи "МИДЕМ -76", которая должно была состоятся в январе 1976 года в Каннах, вполне себе обосновано, обратила внимание на потенциальных звезд советской эстрады.
Так, вероятно, Пугачева и "Веселые ребята" попали в число предполагаемых участников этой ярмарки от СССР. В этой международной ярмарке грамзаписей по статусу принимали участие артисты, которые в своих странах выпустили наибольшее число дисков за прошедший год. Лично Пугачева никаким боком к этой категории артистов не принадлежала. На тот момент она имела в своем активе только один гибкий миньон с тремя песнями. По этой причине, я думаю, ее участие рассматривалось только в составе "Веселых ребят". Очевидно, что везти на ярмарку грамзаписи певицу не имеющую ни одного выпущенного диска (гибкая там не котировалась), считалось бы не солидным.
А вот у "Веселых ребят" с грамзаписями было все хорошо. И даже их первый миньон, опять же на конкурсе грамзаписи в Ливерпуле в 1973 году, стал лауреатом именно по количественному показателю. Кроме того, очень вовремя, только что вышел их первый ( как оказалось в дальнейшем и самый лучший) гигант. И его вполне можно было бы показать на "МИДЕМ -76", куда страны -участники привозили небольшое количество своих дисков, распространяемых там среди потенциальных покупателей в рекламных целях.
"Мелодия" принимала участие в ярмарках МИДЕМ с 1968 года и всегда подобные партии рекламной грамзаписи для этих мероприятий печатала ВСГ, как имеющая на тот момент лучшую производственно-полиграфическую базу. Исходя из этого, мне кажется, вполне логичным, что рекламный вариант диска ЛОС для "МИДЕМ -76" был напечатан на ВСГ в оригинальном конверте (с фамилиями) и допольнительными выходными данными не принятыми еще у нас, но давно распространенными в международной практике.
Это ответ на первый вопрос.

"МИДЕМ -76" проходил в конце января 1976 года. Значит диск должен быть готов к середине января. Учитывая его небольшой тираж (вряд ли больше, чем несколько сотен штук) сделать его на ВСГ должны были (крайний срок) в первой половине янавря. По сравнению с первым тиражом требовалось только отредактировать конверт (внести дополнительную информацию) и, возможно, сделать новую матрицу диска для этого тиража.
Это ответ на второй вопрос.

Информацию по музыкантам для внесения на обложку диска, очевидно, должен был дать Павел Яковлевич. И с ним же должен был быть согласован окончательный вариант конверта во избежании ошибок. Конверт для пластинки - это заключительная стадия изготовления диска, поэтому, опять же учитывая небольшой тираж, можно предположить, что готовился он в начале января.
Однако окончательный вариант конверта диска Слободкин не увидел, потому что 7 января 1976 года попал в тяжелую автокатастрофу и лежал в реанимации в Склифе. Долго ни с кем не мог разговаривать. Из-за этого окончательный вариант конверта ему увидеть не пришлось, и редакторская ошибка ушла в печать.
Это ответ на третий вопрос.

Эта автокатастрофа поставила крест на участии в МИДЕМ-76 ансамбля "Веселые ребята". Без руководителя, который всегда лично отвечает за результаты поездки, коллектив не выпустили. Так возник вариант с участием только Пугачевой, что в этой ситуации было не худшим выходом. Однако в полный рост встала проблемма аккомпанирующего коллектива для нее.
Сначала была предпринята попытка использовать в этом качестве латышский ВИА "Модо" под руководством Раймонда Паулса. Пугачева даже сьездила в Ригу, где репетировала с коллективом предполагаемый для фестиваля репертуар. Однако большинство музыкантов "Модо" оказались "невыезными" и этот вариант отпал сам собой.

Время оставалось в обрез и тогда было принято решение использовать еще одного участника "МИДЕМ -76" от СССР - ансамбль "Песняры".
О том, как музыканты ВИА "Веселые ребята" передавали свои партии "Песнярам" расказывал В.Дурандин и В.Голутвин.

В книге Ф. И. Раззаков. «Алла Пугачева: Рожденная в СССР» про январь 1976 года сказано следующее:

3—11 января Алла Пугачева и «Веселые ребята» выступали в сборных концертах, которые проходили во Дворце спорта в Лужниках. Компанию им в тех представлениях составили: Нина Бродская, Жанна Бичевская, Владимир Шубарин, Евгений Петросян и др. Практически сразу после концертов Пугачева и «Веселые ребята» отправились в весьма престижный заграничный вояж: они представляли Советский Союз на Международной музыкальной выставке МИДЕМ-76, ежегодно проходившей в Каннах.

В этой книге говориться, что в Канны Пугачева отправилась с «Веселыми ребятами». Это очевидная ошибка. Как и то, что отправились они туда в середине января. Впрочем, в этой книге ошибок довольно много, и потому доверять ей следует весьма осторожно.

Что касается уже напечатанного тиража диска ЛОС, то поскольку "Веселые ребята" так и не поехали в Канны, то его тоже никуда не повезли, а пустили в продажу.

К началу апреля 1976 года Слободкин поправился и «Веселые ребята» принялись "чесать" по Восточной Европе полным ходом:
-С 6 апреля по 1 мая-ГДР.
-Со 2 по 16 мая-ЧССР.
Потом 2 недели дома и в Болгарию на "Золотой Орфей-76", потом гастроли по Болгарии до 20 июня.
Вероятно, это была "компенсация" за несостоявщуюся поездку в Канны.
Компенсация, надо сказать, получилась весомой.
В результате в ДГ ансамбля появилась единственная сольная пластинка изданная за пределами Советского Союза.
Лицевая сторона конверта.


Оборотная сторона конверта.