Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

"Вокруг и около "Любви...".

(февраль 2017)


Хорошо, что с течением времени некоторые вопросы, связанные с диском "Любовь-огромная страна", находят свои ответы. Я помню, когда делал первый материал в 2004 году, то почти все свои выводы делал на основании только предположений. Появление новых материалов на эту тему, как раз, и позволяют нам получить новые знания.
Сегодня мне бы хотелось высказаться по поводу некоторых моментов, имеющих отношение к записи диска, которые вызывают у меня сомнения или возражения.

1. /В пластинку предполагалось включить репертуар, спетый только ансамблем "Веселые ребята" и одним лидер-вокалистом./

Сильно сомневаюсь в наличии в то время такой концепции. Она очень уязвима по многим причинам, а выгоды в ней О (ноль). Тема эта кажется мне довольно любопытной и потому "оттопчусь" на ней подробно.

Поскольку все песни для диска были записаны в 1973 году, когда основным и единственным лидер-вокалистом был Лерман, то подобная ситуация должна была сложиться автоматически, без всякой концепции. И если бы, подобная идея существовала в реальности, то воплотить её в жизнь было бы легко. К концу 1973 года у "Веселых ребят" уже было записано достаточное количество песен с сольным (и групповым) вокалом Лермана.
Кстати, так и поступили "Самоцветы" в том же 1973 году, когда из ранее выпущенных записей, собрали большую пластинку.
А Слободкин так не сделал почему-то. Хотя желание опередить Маликова в этом вопросе, наверняка, присутствовало.
Однако жизненный опыт посказывал ему, что нельзя позволить никому из коллектива почувствововать себя незаменимым. Тем более нельзя делать ставку только на одного главного вокалиста (каким бы он не был выдающимся).

Валентин Витебский:
-Когда Слободкин начал заниматься обновлением ансамбля, то первое что он сделал-собрал модный вокал. Играть могут все, а петь, как надо было, тогда никто кроме Бергера не мог, поэтому Паша в первую очередь взял его... Состав планомерно обновлялся. Это был его принцип. Потом он всегда держал коллектив в напряжении. Довольно часто параллельно одним музыкантам присутствовали и другие. И кто сейчас работает, а кто будет работать дальше, известно точно не было и это создавало напряжение в ансамбле. Если вдруг появлялся еще какой-то человек, то появлялся он с целью кого-то заменить. Это нервировало людей, но это, конечно, работало и на звучание. Ему личности не важны были, ему нужна была музыка. Чего он и добивался. Человеческие качества тут не имели значение. Важно было звучание. И он умел этого добиваться. Он и сам прекрасный музыкант и виртуозный пианист. Так что правильно он делал в общем-то.

Снова вернемся к концепции диска одним лидер-вокалистом.
Что она дает для АНСАМБЛЯ "Веселые ребята" и для самого П. Слободкина в случае ДАЖЕ ее удачной реализации?
Мину заложенную в основании коллектива. Слава достанется Лерману, который и так уже к тому времени был нарасхват у сторонних авторов. Это обязательно привело бы к уходу Лермана в сольную карьеру, а диск только ускорил бы этот процесс. Последствия для гастролирующего коллектива могли быть самые печальные.
Кроме того, вокалисты, игравшие в жизни своих коллективов, значительную роль, по прошествии времени почему-то эту роль сильно преувеличивают, а значение коллективов наоборот преуменьшают.
Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомним о предшественнике Лермана в роли лидер-вокалиста ансамбля "Веселые ребята". Конечно же, я говорю о Л. Бергере, который тоже уехал в 70-е году за бугор и потом уже в девяностые-двухтысячные его представляли так:
-Насколько высок был его авторитет певца, говорит простой анализ первого миньона группы "Веселые Ребята", где он спел четыре из четырех композиций: "Алешкина любовь", "От меня до тебя", "Облади-облада" (на английском), "Старенький автомобиль" на русский текст Л.Бергера...
На диске-гиганте Д.Тухманова "Как прекрасен этот мир", кроме песни, давшей название альбому, он спел еще три: "Танец протуберанцев", "Любимая спи" и "Любовь-дитя планеты". Увы, имя певца, в связи с отъездом, было вычеркнуто из списков исполнителей и скрыто под брендом "Веселых Ребят" никакого отношения к записи не имевших"...
... я уже много чего поназаписывал и, причём, под своей фамилией - и с Додиком Тухмановым ("Как прекрасен этот мир", где все "Весёлые ребята" - это я один, без "Весёлых")".


Более подробно об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

Удивительным образом судьба А.Лермана на определенном этапе повторит судьбу Л. Бергера. Он тоже в 70-е уедет из СССР, и тоже в конце 90-х будет рассказывать о своей работе с "Веселыми ребятами" так:
С осени 1972 г. я стал гастролировать и записываться с «Весёлыми ребятами», этими советскими Yardbirds. Будучи в «Весёлых» солистом, я записал с ними массу советских пластинок, и гибких, и негнущихся (в частности, «Любовь — огромная страна»). Записывался я и у Давида Тухманова (например, спел «Сердце, сердце» на диске «По волнам моей памяти»; поскольку пластинка вышла уже после моего отъезда, имя моё на тухмановском альбоме не появилось, а с «Весёлоребятовского» исчезло; впрочем, все имена музыкантов на последующих тиражах «Любви — огромной страны» исчезли, остались только пустые жёлтые «тени» под фотографиями).

Снова вернемся к обсуждаемой концепции.
Истории с Л. Бергером и с Ю.Петерсоном, произошедшие совсем недавно (в 1972 году), только укрепляли веру П.Я. Слободкина в порочность принципа "незаменимости" в коллективе.
И вот эта позиция, существовавшая на протяжении почти всего периода жизнедеятельности ансамбля, не могла позволить Слободкину в 1973 году сделать диск с одним Лерманом. Его обязательно надо было уравновесить другим таким же ярким вокалистом. Очевидно, что такого человека Слободкин искал. На мой взгляд, этим и обьясняется тот факт, что песни, записанные в 1973 году, не материализовались в диск. Хотя, повторюсь, к концу 1973 года у «Весёлых ребят» было достаточно записанных песен, чтобы сделать диск.
Почему так не поступил Слободкин?
Потому что большинство этих песен было записано Лерманом. И тогда бы точно получился "диск Лермана". Слободкин это хорошо понимал и не спешил с диском- искал вокалиста.
Так появился А. Барыкин.

В.Голутвин:
-А потом, когда на концерте Саша Барыкин исполнил «О, мами блю» и в конце плюхнулся на авансцене на колени… Что было в зале невозможно описать. Лерман, при всей своей величественности и холодной интеллигентной отстраненности от публики, не мог соперничать с Бырей по приему публики. Хотя Барыкин всегда отдавал должное Лерману, потому что понимал, что музыкальный интеллект Лермана, просто не имеет себе равных вокруг. Это была смесь потрясающего исполнительского дарования с познаниями настоящего культуролога.

Лерман не мог не понимать, что Барыкин его прямой конкурент и даже более яркий концертный артист. Предположу, что это стало не последней причиной ухода Лермана летом 1974 года из «Весёлых ребят». Еще до выхода диска.
Это еще раз подтвердило правильность позиции Слободкина.
Представьте, что было бы, если бы подготовленный диск был "диском Лерман", а Лерман перед его выходом перешел бы в "Самоцветы"?
Или собрался/уехал за бугор?
Или напился перед концертом и упал в оркестровую яму?
Да, мало ли что могло случиться похожего?
Какова была бы в этом случае судьба диска и самого Слободкина?

Короче говоря, именно эти соображения не позволяют мне поверить, что ЛОС мог задумываться, как "диск Лермана". Чтобы и кто бы сегодня не убеждал меня в обратном.

Еще несколько слов про ЛОС.
Появление Барыкина осенью 1973 года было "подарком небес" для Слободкина и с этого момента создание диска стало реальностью. В итоге Лерман и Барыкин получили по две сольных песни, уравновесив друг друга. Причем, видимо, чтобы успеть "затащить" Барыкина на диск до его передачи в производство, пришлось воспользоваться уже готовыми инструментальными фонограммами.
В песне "Вечная весна" была взята готовая оркестровая фонограмму Д.Тухманова, и для песни "А мне-то зачем" была использована старая фонограмма 1972 году от песни "Простой парень", в которой заменили текст, и Барыкин записал новый вокал. Эта песня была записана для диска самой последней.

2. /Весь репертуар отбирал ПС, но впоследствии концепция диска была нарушена редактурой "Мелодии". Редакторы фирмы "Мелодия", боясь цензуры, к песням "Веселых ребят", добавили на LP песни, записанные солистами "Веселых ребят" в сопровождении эстрадных оркестров. Таким образом, по причинам цензуры список песен пришлось изменить./

Про цензуру сегодня не говорит только очень ленивый бывший советский интеллигент. За них, правда, стараются не ленивые. Полемизировать с ними мне довольно легко, потому что у них слова никогда не подкрепляются фактами, а чаще просто им противоречат.

Разберем и этот случай.
В 2010 году вышел CD «Любовь — огромная страна» с авторской аннотацией, что именно в таком виде он и был задуман много лет назад, но "злобная цензура" в лице неизвестно кого (редактор пластинки В. Рыжиков) разрушила целостный образ пластинки. В результате этого преступного деяния появился ЛУЧШИЙ ДИСК (без всякой иронии) ансамбля «Весёлые ребята» за все время его существования. И один из пяти лучших эстрадных дисков фирмы "Мелодия" так же за все время ее существования.
Вот такие "гады" работали тогда в цензуре.

Теперь попробуем посмотреть на это серьезно.
В "правильный вариант" включены шесть новых песен, а из старого убраны три. Таким образом "цензурный" вариант увеличился на три песни. В таком виде в 1974 году он не мог появится не при каких условиях в силу того, что на виниловом диске просто не хватило бы места для такого количества песен.
Так же выскажу предположение о появлении на диске двух "неформатных" песен Д. Тухманова ("Вечная весна" и "Это Москва"), где инструментал не ансамблевый, а оркестровый. Думаю, что это был компромисс между Тухмановым и Слободкиным. Тухманов сам блестящий аранжировщик и обычно всегда свои песни делает сам. А тут ансамбль решил записать две песни этого автора ("Я к тебе не подойду" и "Скорый поезд") в своих собственных аранжировках (делал их А.Пузырев). В ответ на это Тухманов (Сашко) поставил условие включить в диск еще две песни в авторской обработке.
Подобные комбинации в то время были обычным делом.

Теперь обратимся к цензуре.
Все шесть новых песен, добавленных в "правильный вариант" диска выходили на пластинках до него. И по законам того времени проходить повторно худсовет (цензуру) им не требовалось. Единственная запись, которая не могла попасть на этот диск по цензурным соображениям это "Песня, моя песня", где автором слов был П.Леонидов, который к 1974 году покинул СССР. Все другие могли попасть туда без проблем, если бы этого тогда хотели создатели и существовали технические возможности.

3./Перед… оформлением конверта… руководство, и партком Москонцерта сообщили о (хулиганстве Казанцева и Полонского) на фирму "Мелодия". /

Здесь мне особенно интересно высказаться.
Матрица диска сделана в декабре 1974 года, когда обоих уже давно не было в ансамбле. Оформление конверта проходит на заключительной стадии подготовки диска и потому делалось не раньше февраля 1975, когда о них уже все давно забыли.
Зачем тогда о них сообщали?
Зачем вообще Москонцерт сообщал об этом на "Мелодию"? Эти организации никак друг другу не подчинялись и никогда друг перед другом не отчитывались ни в чем.
А если бы "Мелодия" уволила напившегося звукорежиссера (например, А.Штильмана) она бы об этом в Москонцерт сообщила?
И при чем тут партком Москонцерта, который тоже взялся информировать "Мелодию" о пьянстве Казанцева и Полонского?
Их что, разбирали на партсобрании Москонцерта?
Они что, состояли в КПСС?

— Так, может быть, вы, святой отец, партийный?
— М-может быть!
Тут Ипполит Матвеевич не выдержал и с воплем «может быть?» смачно плюнул в доброе лицо отца Федора. Отец Федор немедленно плюнул в лицо Ипполита Матвеевича и тоже попал. Стереть слюну было нечем — руки были заняты стулом. Ипполит Матвеевич издал звук открываемой двери и изо всей мочи толкнул врага стулом. Враг упал, увлекая за собой задыхающегося Воробьянинова. Борьба продолжалась в партере…

(И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»)

4. /Интересная фотография/.
Общая фотография во время фотосессии для обложки конверта пластинки "Любовь - огромная страна".
На фото (слева-направо): А.Чиненков – А.Русанов – А.Пузырев – А.Алешин – А.Лерман – В.Малежик – А.Буйнов – А.Бырыкин – И.Дегтярюк (?).
Перед роялем сидит – П.Слободкин.

Если это фото сделано во время фото сессии для обложки конверта пластинки "Любовь - огромная страна", которая проходила, судя по отсутствию Казанцева и Полонского, в конце 1974 года, то как туда попал Дегтярюк? Он работал с октября 1973 по январь (или апрель) 1974 года. И всегда в компании Казанцева и Полонского.
Когда-то давно я высказывал предположение, что это не Дегтярюк, а Г.Макеев. Сейчас я опять склоняюсь к этому же.
На фото нет Багрычева, появившегося в октябре 1974, и нет Хабазина, ушедшего в ноябре 1974. С некоторой натяжкой можно считать, что фото сделано в ноябре 1974.

5. /… в газете "Советская культура" вышла статья о том, как "гуляют" музыканты "Веселых ребят"./

Я недавно специально просмотрел подшивки этой газеты за 1974 и 1975 год и не нашел упоминаний об этом. Скорее всего речь здесь идет о статье в журнале "Советская эстрада и цирк" в №9 за 1973 год. Она называлась "За высокую культуру концерта". Приведу из нее выдержку:
"Работники Кировской филармонии до сих пор, хотя прошло уже несколько месяце с возмущением вспоминают о посещении их города московским эстрадным коллективом "Веселые ребята".
Столичные гастролеры начали с того, что отменили все выездные концерты, на которые уже были проданы билеты. Приняв изрядную долю спиртного "Веселые ребята" пожаловали в филармонию, где проходил праздничный вечер одного из кировских предприятий. Некоторые из них были в таком состоянии, что их "на руках пришлось выносить и грузить в такси".
Через день по вине ансамбля был сорван концерт в городском "ДК им. 1 Мая".
В этой связи, пишет замдиректора Кировской филармонии А. Семин - хотелось бы задать руководителям Москонцерта несколько вопросов. Воспитывается ли у этих молодых людей чувство ответственности перед зрителями, умение уважать зрителей?
Почему эти распоясавшиеся ребята поют на эстраде о самопожертвовании благородстве и т. п., а в жизни поступают наоборот?".


Судя по дате, эта статья никакого отношения к "похождениям" Казанцева и Полонского не имеет.
Но здесь удивительно другое. Почему-то после выхода этого журнала (сентябрь) и до конца 1973 года никто из музыкантов не был уволен. Наоборот, за это период пришли еще 4 человека.
Только в декабре 1973 года из ансамбля ушел звукорежиссер А.Штильман.
Остается предположить, что в Кирове "гулял" именно он.

6. /Предположим, что осенью 1975 года поступил в продажу первый тираж гиганта "Любовь - огромная страна", выпущенный на ВСГ, с фамилиями музыкантов ансамбля, указанными на обложке диска. /

По этому диску я готовлю специальную статью и потому не буду вдаваться в подробности.
Однако у меня есть вопрос ко всем.
Кто- нибудь имеет этот диск именно в такой цветовой гамме? Это важно, потому что у меня есть этот диск в несколько другом цвете. А по моим предположениям он не выходил в других вариантах. Так что приведенный выше образец, скорее всего, результат современной графической обработки исходного диска. В нем сделан ярче синий оттенок диска.