Валерий Колпаков
Путь придуманный наш...
(мои впечатления от диска "Перекресток судьбы")
январь 2016
Когда я собирался слушать этот диск, то вполне отдавал себе отчет в том, что понравится мне что-то из сегодняшней музыки- задача не простая. Уже помимо моего желания у меня сложилось стойкое неприятие основной части сегодняшнего музыкального контента. Отдельные всплески чего-то интересного только подтверждали скудость всего остального хлама. Возраст уже не позволяет менять привычки и пристрастия "совка". Таковы были исходные условия задачи, с которыми я выбрался на "Перекресток судьбы".
Сознательно или нет, но название диска получилось вполне событийным. Оно показывает, куда ансамбль может двинуться дальше: в десятый раз перепахивать прошлое или искать себя в настоящем.
Кстати, Павел Яковлевич Слободкин, как болельшик футбольного "Спартака", попал в 2015 году в похожую ситуацию, как и его любимая команда. Нет игры и нет достижений, но есть свой тренер и есть традиции. Есть игроки, но нет приемственности. Они уже не умеют играть в "стеночку", но и давить мастерством еще не научились.
Сходная ситуация с "Веселыми ребятами", вы не находите?
Теперь собственно о самом диске. Я очень много критиковал этот состав музыкантов за то, что они уже давно пытаются присвоить себе заслуги предыдущих составов, перепевая хиты советского прошлого. Спаведливо, что ничего путного у них на этой ниве не получилось. И вот, наконец, критика (не только моя) возымела действо и "лед тронулся". Диск "Перекресток судьбы", вышедший в конце 2015 года, как раз, результат подобных ледовых подвижек. И хотя треть песен представленных на нем уже известны, но тем не менее, общая тенденция говорит о "тектоническом" сдвиге в сознание людей принимавших решение о его выпуске.
Сразу скажу диск мне понравился и чтобы поощрить стремление свернуть с "перекрестка" в правильном направлении ставлю им за него твердую 4. Динамичный, легкий приятный в прослушивании.
На диске 5 потенциальных хитов: "Выше неба", "Дороги по которым мы идем", "Ты летела ко мне", "Одинокая птица" и "Забытые встречи". Безусловно сюда стоило бы добавить и "Пустыню", но она стоит особняком и потому скажу о ней позже.
Концепция диска тоже, на мой взгляд, оправдана. Большая часть: новые песни, а так же плюсом к ним несколько уже известных мелодий из разных времен. Хотя, на мой взгляд, перепевать "Васильки" стоило бы в другой аранжировке, а не "по мотивам версии 70-х". Ее, как раз, можно было бы сделать кардинально другой более сложной музыкально, что-то типа "Всегда вдали" с диска "Любовь-огромная страна". Все-таки эта песня из другого времени. Когда все, что слышал зритель было следствием мастерства музыкантов, а не развития высоких технологий. И именно в этой песне стоило бы показать, что стоят нынешние музыканты в сравнении с теми.При этом сама по себе песня сделана хорошо. На уровне. А с учетом разницы более чем в 40 лет слушать ее, конечно же, приятней.
Наличие на этой пластинке старых песен ансамбля - это попытка показать историческую приемственность. Здесь успех весьма скромен.
С золотыми временами 70-х диск пересекается только в наличии настольгического гитарного звучания. В остальном - никак. Даже, казалось бы, унисонное пение всегда являвшееся приметой 70-х на диске звучит технически "слишком правильно" и не эмоционально. Так не пели тогда. Здесь тембрально все очень просто. Обьяснение этому лежит на поверхности. Та музыка требовала другого музыкального интеллекта. Более изощренного. Технически и вокально более высокого. Под словом "технически" я имею ввиду "технический уровень" музыканта, основанного на его личном понимании сути современной музыки.
А вот с 80-ми годами совпадение у этой работы полное: евродиско времен Stars Of 45 и Europe. Это, пожалуй, последнее достойное музыкальное явление в европейской музыке, которое осталось в моей музыкальной памяти. Простенькие аранжировки, очень похожие друг на друга характерные для этого диска, тоже приметы того времени. Это не является в данном случае негативном моментом пластинки, просто таковы правила стиля- это танцевальная музыка.
В 70-80-е годы многие советские музыканты стремились на Запад, в Европу. В надежде показать себя и набраться тамошних идей. Диск "Перекресток судьбы" это, как бы, результат европейских вояжей бывших советских музыкантов. Стильно, просто, доходчиво и технически правильно. Это столбовая дорога современной европейской поп-музыки. И мы на ней вполне неплохо себя чувствуем. Очень символично, что заключительной песней диска стала "Пустыня"- наш ответ "The Final Countdown" группы "Europe". Она просто вопиет:
-Мы тоже Европа! Мы хотим быть, как вы!
Именно такими были лозунги большинства музыкантов ВИА 70-80-х годов. К этому они стремились. Сегодня мечта их исполнилась, но радости от этого у них почему-то не слышно.
А ведь именно это и ждало нас, если бы в 70-х мы пошли на поводу у тогдашних музыкантов. Очевидно, что под напором общезападной музыкальной культуры наша наивная и простецкая, как газете "Гудок", эстрада стала бы современной попсой много раньше, чем это случилось в итоге. А лучшие музыканты, все равно, так же уезжали бы на Запад, как это делают сейчас наши хоккеисты.
Кстати, в "Пустыне" есть на этой счет вполне пророческое высказывание (учитывая что она была написана в 80-е годы прошлого века) об этом выбранном нами "европейском" пути:
Горьким взглядом окинем
ПУТЬ ПРИДУМАННЫЙ НАШ.
Между нами пустыня,
Наше счастье мираж.
Теперь порассуждаем о будущем. Диск, несомненно, удался. Что дальше? Будет ли это концепцией на следующий какой-то существенный временной отрезок творчества "Веселых ребят" или это, наоборот, точка на "европейском" пути в пользу импортозамещения?
Как ни странно, ответ, на мой взгляд, можно подчерпнуть в истории группы. Для понимания ситуации приведу фрагмент моей беседы с
Вадимом Голутвиным. Мы тогда обсуждали момент из истории "Веселых ребят", когда в 1975 году после выхода самого успешного и популярного их диска "Любовь-огромная страна" ансамбль существенно изменился по составу.
-Это было, вероятно, поле конфликта и ухода ряда музыкантов ?
Да. Тогда ушли многие музыканты, записавшие диск «Любовь - огромная страна». И на нашу долю выпали их лавры за эту работу. Это было фантастическое состояние. Наверное, если бы тогда приехали Битлз, их бы не встречали так, как встречали нас.
-Поменялась ли музыкальная концепция «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» после ухода Пузырева?
Да, конечно. И она поменялась в сторону более легкой музыкальной фактуры. Как-то это само собой получилось. Потому что не было другого материала. Переплюнуть то, что сделал Пузырев на пластинке «Любовь-огромная страна» было уже невозможно. Это было понятно. Мы исполняли этот репертуар. Конкурировать и пытаться сделать еще круче, было невозможно. Мы просто инстинктивно пошли в другую сторону стали делать более лиричную камерную музыку...
Это, несомненно, был тогда правильный выбор, который на дальнейшие 3 года сформировал ясный и понятный путь развития группы. Результат смены стиля стал виден, как раз, на диске, который назывался "Дружить нам надо" (1978). Тематически и концептуально "Перекресток судьбы", очень похож на него. Естественно с поправкой на время. При желании можно легко найти родственные песни на обоих дисках, включая необычный для нашего времени (да и того тоже) стиль кантри и летнюю тематику.
Кстати, в тот период своей прошлой истории "Веселые ребята" работали не чисто мужским коллетивом.
"Папа, подари, папа подари,
Папа, подари мне... куклу..."
Я думаю, что "Перекресток судьбы" продемонстрировал "европейский" выбор "Веселых ребят" на ближайшую перспективу - год или два. Больше нельзя. Там тупик.
Еще Игорь Кохановский в начале 80-х предупреждал всех о подобном:
"Слишком похожи мы,
Слишком похожи мы
Вот в чем беда.
Есть только прошлое,
Это прошлое путь в никуда.
Этот миг.
Этот миг.
Словно крик.
Внезапный тупик".
И последнее.
Если уж решили показать приемственность, то начинать надо было с малого.
Для начала следовало бы избавиться от бесполого и кастрированного определения "ансамбль" в пользу полновестного и вполне конкретного "вокально-инструментальный ансамбль", а то по прошествии некоторого времени нынешние участники будут рассказывать по этому поводу жуткие вещи.
А в "Википедии" на это счет будет написано так:
"Термин «ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в Росии в 1990-х годах, на волне увлечения российской молодёжи популярными течениями советской музыки. Именно тогда в России стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) советских вокально-инструметальных ансмблей. Поскольку именовать их "вокально-инструметальными ансмблями" не разрешалось по идеологическим соображениям. Официально считалось, что ВИА есть «продукт разлагающейся советской культуры». По этой причине для таких коллективов было придумано название «ансамбль», или, сокращённо, «группа».
Диск для этой статьи предоставил Анатолий Лапшов.
Когда материал уже был готов я с прискрбием узнал о его кончине 8 января.
Анатолий был большим знатоком творчества ВИА "Веселые ребята" и их преданным Зрителем.
Мы никогда с ним не встречались, но довольно много общались заочно.
Пусть это статья, хоть в какой-то мере, будет моей благодарностью ему за помощь в работе над этим сайтом.
Вечная память!