Павел Слободкин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Бернес и Слободкин.

ноябрь 2021, февраль 2024.

3

Если обратится к книге Н.Добрюхи "Рок из первых рук", где есть один из первых, еще мало конъюнктурный, рассказ самого Павла Яковлевича о том времени, то ситуация развивалась так:

А лет в семнадцать я уже стал музыкальным руководителем и просто руководителем ансамбля Марка Бернеса. С Марком Бернесом я расстался, кажется, году в 64-65-м, то есть когда он занялся своей новой актерской работой и начал сниматься в очередном фильме. Я уже стал музыкальным руководителем в группе известной в то время певицы Гелены Великановой.

Тут вполне определенно сказано про 1964-65 годы. Сейчас это мне кажется близко к истине.
В 2007 году Центр Павла Слободкина предоставил общественности вот такой приказ Москонцерта.

газета "Вечерняя Москва 19 мая 1965.

Этот Приказ №603 не давал мне покоя долго. Был момент, когда я думал, что это просто канцелярская ошибка того, кто его составлял.
Конечно же, никаким ВИА "Веселые ребята" в августе 1964 года и не пахло. Но, если бы это была ошибка, то этот приказ никогда бы из недр Центра ПС в свободное обращение не вышел, поскольку он сильно "подставлял" их версию о создании "Веселых ребят" в 1966 году. Так в итоге и вышло. Дата 1964 год, как год создания "Веселых ребят", очень сильно повеселила аудитории многих форумов.

Короче говоря, версию об ошибки в этом приказе я отверг. Приказы в то время готовили Отделы кадров, которые имели у себя исчерпывающую информацию по этому вопросу и так явно ошибиться (и тем "подставив" своего директора) не могли.
Таким образом, я решил, что в основе этого Приказа лежало какое-то реальное событие, которое в августе 1964 года имело отношение и к П.Я. Слободкину.
Сейчас я уверен, что в его основе лежит приказ 1964 года о зачислении Слободкина в Москонцерт. То есть, Павел Слободкин был принят в Москонцерт в августе 1964 года. Тогда еще он назывался Всероссийском гастрольно-концертном объединении (ВГКО), а в январе 1965 года название сменили на Москонцерт.

Сначала я думал, что именно в 1964 году Бернес и Слободкин познакомились, но в 1964 году Бернес с Москонцертом не работал, и вообще в Москве с концертами не выступал.
Исходя из этого, полагаю, более верным стоит считать знакомство Слободкина с Бернесом в 1965.
Например, в период подготовки концертов Бернеса в Театре Эстрады в мае 1965 года.

газета "Вечерняя Москва 19 мая 1965.

Эти концерты были организованы Москонцертом, с ним Бернес сотрудничал на основе разовых договоров. И по ним Москонцерт предоставлял Бернесу свой инструментальный ансамбль для гастрольных поездок.

газета "Вечерняя Москва 27 ноября 1965.

Вероятно, в этот ансамбль и пришел в августе 1964 года молодой пианист Павел Слободкин. Конечно, он не был его руководителем, но уже тогда он был хорошим пианистом и грамотным музыкантом, что позволяло ему заниматься аранжировками. Вот этими своими профессиональными качествами Слободкин и приглянулся Бернесу.

У последнего был свой "штатный" аранжировщик и пианист Владимир Терлецкий.

Владимир Терлецкий.

Но Терлецкий работал одновременно со многими артистами и это не позволяло ему оперативно реагировать на запросы Бернеса. И вот в такие моменты его заменял Павел Слободкин.
Делала ли Павел Яковлевич аранжировки для Бернеса, не ясно, но, думаю, что делал. А вот его участие в записях с Бернесом несомненно было.

В январе 1966 года (по данным оф. сайта ВИА "Веселые ребята") Павел Слободкин, уже набравшийся опыта и нужных связей, возглавил инструментальный ансамбль в котором работал.
Чтобы понять, как дальше складывались отношения Слободкина и Бернеса, я решил обратится к Игорю Высоцкому, который работал в инструментальном ансамбле п/у П.Слободкина.
Я уже переписывался с ним в 2017 году, однако тогда полноценного общения у нас не получилось. И вот в ноябре 2021 года я решил снова к нему обратится по этой теме.

Игорь, добрый вечер! Хотел спросить у вас про инструментальный ансамбль п/у Слободкина, с которым вы работали в Москонцерте.

-Что конкретно вас интересует, я постараюсь ответить. Происходило это более полувека назад, поэтому кое-что, я мог и подзабыть. Из того состава, в живых остались двое, это Гриша Ковалевский и я.

Как и когда вы попали в этот коллектив?

- Случилось это, естественно, в Москве, где мы все проживали, да и служили в одной организации - Москонцерт.
Начали мы работать вместе, я думаю, в 1966 году с Эльмирой Уразбаевой. Кто кого пригласил, я уже не помню. Возможно Паша, позвал меня, потому- что я с ней уже работал до этого, а возможно и Эльмира попросила меня, найти кого-нибудь. Сейчас уже не могу вспомнить.
К тому времени с Пашей я был знаком уже несколько лет, а мою жену он и вовсе знал с детских, их родители дружили. Проработав с Эльмирой, чуть меньше года, мы с ней расстались, уже не помню по какой причине и начали работать с Машей Лукач и проработали с ней несколько месяцев.
После этого Паша приступил к созданию "Весёлых ребят" и я с ним расстался, получив предложение работать в кафе "Молодёжном" три раза в неделю, играя джаз. Деньги там были смешные, зато, возможность играть то, что я любил, перекрывала финансовые невзгоды.

Григорий Ковалевский, Игорь Высоцкий и Павел Слободкин
во время гастролей с Э.Уразбаевой в Ташкенте (1966 или 1967).

Кто был в составе ансамбля?

- Состав был такой: Паша руководитель и клавишник; братья Ковалевские: Миша на барабанах; Гриша - к/бас; гитарист по кличке "Спиридон", имя его, кажется, было Слава Купцов, но не уверен, и я.

Приходилось ли вам работать с М.Бернесом?

-Лично я с ним не работал, а все остальные работали, до того, как я к ним присоединился....
Я с ним никогда не был знаком, не работал с ним и его личность, как и его творчество, никогда меня не интересовали. Знаю только, что музыканты работавшие с ним, называли его - Марк Себенаумович.


Дальше я послал ему фото, где Бернес и Слободкин и спросил:
А вам вот это фото знакомо?

-Нет не знакомо. Из музыкантов узнал только двоих - Гришу и Пашу.

У вас есть фото Уразбаевой с дарственной надписью и датой 1965 год. Оно было сделано до работы в ансамбле Слободкина?

-Да, там были другие люди.
Эльвира Уразбаева и Игорь Высоцкий.

Получается, что со Слободкиным вы работали около года, начиная с 1966 года. Ушли вы от него в 1967 году. Можете уточнить: начало года, середина или в конце? Хотя бы, примерно.

-Я этого не помню, прошло уже полвека и это было не столь важное событие в моей жизни, чтобы держать его в голове.

Из этого общения стало ясно, что инструментальный ансамбль п/у П.Слободкина в 1966-67 годах с Бернесом не работал. Однако, сам Павел Яковлевич, мне кажется, продолжал сотрудничать с Бернесом "частным образом".

Продолжение