Павел Слободкин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Бернес и Слободкин.

ноябрь 2021, февраль 2024

5

Но вот тут в ситуацию вмешивается фотография, на которой Слободкин вместе с музыкантами репетирует с М.Бернесом.

Николай Раппопорт (Михайлов) (ударные), Григорий Ковалевский (бас-гитара), Марк Бернес, Павел Слободкин (рояль), ?.

Эта фотография, точнее одна из серии сделанных в эту фотосессию, впервые появилась на гибкой пластинке "Марк Бернес поёт песни Яна Френкеля" (ГД-000779-80) выпущенной в 1967 году. Уверен, что и фото сделано где-то в это же время.

Эта же фотография попадет и на, вышедший в следующем 1968 году, гигант Бернеса.

Как эта фотография появилась?
В конце 1966/начале 1967 года "Мелодия" подготовила к выпуску пластинку "Марк Бернес поёт песни Яна Френкеля". Серию фотографий, из которой потом была выбрана одна для обложки этой пластинки, фотограф сделал в Москонцерте.
Сделаю предположение, это фотосессия была постановочной.
То есть, на ней присутствуют не участники одного коллектива, а музыканты из разных, случайно оказавшиеся под рукой в тот момент: Николай Михайлов (из ансамбля Терлецкого), Григорий Ковалевский и Павел Слободкин (из ансамбля последнего), а так же неизвестный гитарист.

Случаев подобных этому известно много. Например, сьемка ВИА "Добры молодцы" в фильме "Чародеи" или сьемки ВИА "Поющие сердца" в сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи.

Еще один интересный эпизод из взаимоотношений Бернеса и Слободкина известен в пересказе последнего.
В 1965 году Павел Слободкин был в загранпоездке в Югославии с Марком Бернесом. Во время турне по Югославии Бернеса сопровождал Оркестр Саши Суботы.
В гостях у Матецкого Слободкин рассказывал:

- мы там, в Югославии встретились с ансамблем «Джаз Александра Суботы». И тогда я живьём увидел все эти фарфисы, на которых это всё нужно было играть. У них в 1965 году уже было всё: и Fender Stratocaster, и Fender-гитара, и бас-гитара Fender, и Farfisa-орган двух-мануальный. И, конечно, я заболел этим, когда я увидел, как это всё происходит. И они звучали очень прилично. И, честно говоря, тогда всё удалось услышать... а после этого, когда я приехал в Москву, я загорелся идеей сделать (ансамбль). Бернес очень был недоволен, потому что он ко мне очень хорошо относился и не хотел, чтобы я уходил.»


Я долго не мог найти никаких сторонних воспоминаний о гастролях Бернеса в Югославии. П. Леонидов выше так же упоминал Югославию только в качестве туристических поездок Бернеса с целью обогащения. С точки зрения здравого смысла в гастроли по Югославии тоже верилось с трудом. Мог ли Бернес быть интересен югославскому зрителю?
Вряд ли.
Хотя, как киноартиста по фильмам с его участием, наверняка, знали.

Но вот я наткнулся на рассказ жены Бернеса о поездке в Югославию и упоминания про ансамбль Саши Субботы. Лилия Бернес-Бодрова рассказывала:

- Единственное, что мы себе позволяли, - это ездить по странам. Начали с Польши. Были в Праге... А потом - Югославия, Франция, Англия... А в Югославию мы приехали туристами - тогда вдруг разрешили индивидуальный туризм. И Марка пригласили выступить. Он сказал, что мы в туристической поездке. Саша Субота, руководитель популярнейшего югославского ансамбля, предложил: «Езжайте, а мы пока подготовим несколько песен, отрепетируем и вам покажем». Так и сделали.
И вот концерт. В первом отделении все югославские звезды. Во втором - Бернес. Заиграли «Три года ты мне снилась», вышел Марк, и зал встал».


Получается, никаких гастролей не было- была семейная туристическая поездка. Тогда в качестве кого там мог затесался 20- летний Слободкин?
Я думаю, что и этот случай является вольной интерпретацией позднейших рассказов Бернеса нашему герою.

Однако, чтобы увидеть чем укомплектован ансамбль Саши Субботы, Слободкину не обязательно было посещать Югославию. В следующем 1966 году стараниями Бернеса ансамбль Саши Субботы был приглашен на гастроли в СССР.
И в частности с 1 по 15 марта выступил в большой концертной программе "Кино и эстрада" во Дворце спорта в Лужниках, где так же участвовал и Бернес вместе с ансамблем Слободкина. И вот там Павел Яковлевич, вероятно, и увидел живьем Фендеры, Фарфисы и всё остальное прочее.

газета "Вечерняя Москва 14 февраля 1966.