Валентин Витебский: жизнь под знаменем "Битлз".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Валентин Витебский: жизнь под знаменем "Битлз".


4

Одесса-1970.
1 ряд-Петерсон, Фазылов, Слободкин.
2 ряд-Турабелидзе,Бергер.
3 ряд-Витебский, Избойников
Одесса-1970

-А когда вы пришли у "Веселых ребят" уже были сольные концерты или вы работали на графике?

Были номера в концертах, а потом мы поехали в поездку, сдав сольное отделение. Это был Волгоград. Работали мы с Тонковым и Владимировым. Мы с ними работали впервые второе отделение целиком. А следующим этапом был уже сольный концерт. То есть я пришел были номера, потом отделение, потом сольный концерт. Это все произошло очень быстро. Ну, может несколько месяцев.
Однажды на Сахалине мы днем ушли на концертную площадку на репетицию, да так там до концерта остались. Подошло время концерта, мы одеваемся в черные костюмы для 1 отделения. Открывается занавес - публики нет. Пустой зал. На первом ряду Миша Плоткин и директор филармонии. Оказывается пока мы репетировали, погода переменилась (дело было зимой), и началась пурга. Мы потом до гостиницы шли гуськом, держась друг за друга, поскольку ничего не было видно. За ночь снега навалило до окон 2-го этажа. На Сахалине, оказывается, такое бывает часто.

-Михаил Плоткин- директор вашего ансамбля. Какую роль он сыграл в его популярности?

Миша Плоткин - это настоящий профессионал. С его приходом в "Веселые ребята", мне кажется, появилось больше столиц, лучше условия расселения в гостиницах. Даже с учетом каких-то личных пожеланий артистов. Правда, мы не были слишком амбициозными, популярность была приятна, но голову никому не кружила. В том "первом" составе отношения между ребятами были очень теплыми и доброжелательными. В коллективе не было группировок. Я не помню каких -то скандалов на личной почве. После концертов обязательно собирались у кого-нибудь в номере за бутылочкой. Разговоры до 3-4-х часов о музыке, о девочках, шутки, подколки. Все, как принято на гастролях. Миша Плоткин неизменно был душой таких посиделок. Причем, шуточки над самим собой обезоруживали подколки других.
Сейчас мы достаточно часто встречаемся - Миша приглашает Льва Валериановича (Лещенко-прим. автора) с коллективом на большие сборные и сольные концерты. Условия неизменно на высшем уровне. Года 2 - 3 назад состоялось чествование его юбилея в концертном зале "Россия". Я был поражен огромным числом артистов, в чьей судьбе Миша Плоткин сыграл очень важную роль.

-А какой был тогда репертуар у "Веселых ребят"?

Тогда для нас появился Дьячков и Гаджикасимов. Дьячков появился после меня, может, через полгода. И тогда же появился Олег Иванов со своими песнями.

-Иванов появился сам?

Нет. Я думаю, все организовывал Слободкин. Он там вращался в этом мире.

-Я имею в виду, Иванов приходил в ансамбль?

Нет, я его не видел. Мы с ним познакомились гораздо позже. А Дьячков был на репетициях. Приносил свои песни. Мне они очень нравились. Практически весь репертуар тогда создавался заново. Я помню, мы постоянно работали над репертуаром и все время крутились новые песни. Тогда Иванов написал песню "Товарищ", и я ее просто ненавидел.

-А вы ее исполняли?

Каждый концерт- первая песня первого отделения. Потом постепенно прибавлялись и прибавлялись более легкие песни. Юлик что-то пел. Репертуар весь был залитован. Обязательно проходили всякие комиссии.Слободкин, слава богу, имел там свое влиянее. У нас в репертуаре стали появляться и ранее запрещенные песни на иностранных языках польские, чешские и тогда же у нас появились песни "Битлз".А их никому нельзя было в советском концерте петь. Но мы это делали. Причем песни эти были пробиты Слободкиным официально.

Петерсон,Витебский, Полонский, Фазылов.
Петерсон,Витебский, Полонский, Фазылов.

-Слободкин был достаточно пробивной человек?

Да. А он и сейчас такой. Первое, что мы тогда сделали на пластинке...

-"Алешкину любовь"?

Нет."Алешкина любовь"-это хоть и современный, но советский репертуар. А мы сделали "Битлз" и на английском языке-"Ob-La-Di, Ob-La-Da". В концертах ее пел я. Получалось, по-моему, неплохо. К тому времени я уже много пел на английском. Так что воспроизводил звучание английского языка прилично. Но Паша Слободкин что-то усмотрел не то, и так как признанным фирмачем был Бергер,заставил его сходу на студии спеть эту песню. Конечно, он клево поет по-английски, но здесь не успел уложить незнакомый текст и в артикуляции прозвучала одна ошибка. Она осталась на пластинке, переписывать ее посчитали незачем.
Бергер написал и текст песни "Старенький автомобиль". Причем так, чтобы фонетически сохранить концы фраз английского языка. Получилось идеально, а главное текст не был совковым, как писали некоторые поэты подставляя русский текст под популярные западные шлягеры.
"Алешкина любовь"- это визитная карточка "Веселых ребят", но она мне никогда не нравилась.

-А как она создавалась?

Дьячков принес сразу очень много музыки, но ему еще повезло, что у него нашлись авторы, которые писали хитовый текст. Песни у него, действительно, очень клевые. Напрмер, эта...Потом она называлась "Таня".

-"Качели".

Да-да. А сначала она называлась "Дженни". Он написал на слова Роберта Бернса очень красивую музыку. Чем интересен Дьячков? У него потрясающее чувство гармонии. Он может, например, неожиданно взять неподдающуюся логике гармонию. Но у него она звучит естественно. В музыке есть такой термин - сопоставление, это смена тональности или аккорда без предварительной подготовки. Применить аккорд третьей степени родства, и при этом, чтобы звучало естественно- нужно обладать очень тонким музыкальным вкусом. Дьячков, несомненно, этим обладает. Последнюю песню Дьячкова, которую я слышал у Леши (он делал аранжировку ), что-то там про Родину…

-"Дом - мой Россия".

Да-да. Тоже очень здорово звучит и там это есть. И вообще в этой песни настолько здорово перекликаются Мусоргский, Римский-Корсаков, русские мотивы, несмотря на то, что это современная эстрадная песня. И патриотическая. Но слушается она великолепно. И никакой наш рокер уже не скажет:
- Ой, какая фигня совковая.
Песня, действительно, сделана великолепно (Леша тоже руку приложил). Это, что касается таланта Сережи Дьячкова.
И тогда, я думаю, в основном он был у нас главным композитором. И все песни, которые вы можете вспомнить его, появились у меня в работе. Когда я пришел сразу стал все это учить.

Дьячков не занимался аранжировкой своих песен?

Думаю, нет. Во-первых, Слободкин знал свой ансамбль, кто что умеет. И совершенно точно у каждого была своя расписанная партия. И вокальная и инструментальная. Был профессиональный коллектив. Единственно, что сделал я. В песне "Старенький автомобиль" мне поручили расписать все партии. Типа ты ее знаешь, ну тогда и распиши. А мне это было легко сделать. Я просто записал с магнитофона каждую партию на ноты и всем роздал. На этом мое участие в творчестве закончилось Я написал одну аранжировку в "Веселых ребятах", в отличии от ста Леши Пузырева.
Петерсон,Полонский,Витебский,Избойников.
Петерсон,Полонский,Витебский,Избойников.

Вот еще один случай. Припев песни "Тебе, я знаю, все равно" написан был простенько, в терцию. Я подумал: " Что-то это скучно звучит". А мне чем-то эта песня напоминала "Битлз" " If I fell". Тогда я положил перед собой ноты этой песни и, буквально графически, стал приближать свой голос к партии Леннона. Соблюдая гармонию нашей песни, я шел вверх там, где поднимался Джон и, наоборот, вниз, просто следуя за голосом Джона. Записывал эту песню Юра Петерсон. А в припеве я, таким образом, себе написал второй голос. Слободкину это понравилось, так мы ее и записали на пластинку.
А что касается песни "Алешкина любовь", то тут вот еще какой казус произошел. И узнал я о нем много лет спустя, когда Леша делал восстановление этих записей. Он мне говорит:
-Что это за фигню вы там сделали. Я представляю, как вы там играли?
Я говорю:
-Да что мы играли?
А он:
-Да вон в "Алешкиной любви" сплошные диссонансы.
Я говорю:
- Не может этого быть. У нас все партии были расписаны.
-Да что там не может быть? Ты сам послушай.
И дал мне эту запись.Он же меня обвиняет, что я неправильно играю. А этого не может быть. Я приехал домой, прослушал, разобрал, написал и звоню ему:
- Леша, что же ты меня обвиняешь, даже не разобравшись в этой лаже? И гармония правильная, и партия баса правильная - диссонанс играет гитара, а ты мне претензии предъявляешь!
Он отвечает :
- Да мне, в общем- то, все равно, просто я услышал лажу какую-то,а ты как раз приехал. Вы же это записывали, вот я тебе и сказал.
Что-то меня это так задело. Он же знает, как я придирчиво к нотам отношусь. Вопрос в другом - как же пропустили эту грязь? Звукорежиссер для чего существует?
Я не помню, как это записывалось, но Леша говорит, что наш гитарист отсутствовал на записи и соло сыграл какой-то чужой музыкант, подвернувшийся на студии. Это, по крайней мере, как-то объясняет совершенно идиотское соло и этот дурной звук на гитаре.

-Я знаю, что вступление к этой песне придумал и записал на 12-струнной гитаре Валов. Может быть это тоже он?

Валов не мог такую лажу сыграть. Он мог на этой песне работать на 12-струнной гитаре, а сыграть такое инородное соло мог только совсем чужой человек. Я так думаю. И Леша так говорит.

-А записывать гитару там должен был Беспалов?

Да, но, честно говоря, я не помню, откуда там такое несоответствие появилось. Любой музыкант это услышит. Как же ее пропустил худсовет? Значит, такие были худсоветы. Подписывали не глядя, если надо. Хотя звукорежиссер такие вещи не должен был пропускать.

-А кто был звукорежиссером на записи песни?

Этого я не помню, происходило это в ДЗЗ. Бывало, что нас направляли и для озвучивания каких-то фильмов. Слободкин об этом договаривался. Я что-то писал в каком-то радиоспектакле. Какую-то песню... "Разводить галадиолусы" что-то такое.

-А были какие-то записи для фильма? Вы там с М.Лукач что-то пели.

Да, у меня были эти записи. Честно говоря, мне уже тогда это все не нравилось. Советское это было все. А мы же были битломаны. Мы все на Запад смотрели. И то, что нам приходилось петь "Товарищ", так мы это скрепя сердцем делали. Мы отрицали советскую эстраду. Никто ее не любил и не хотел. Но повернулось все так, что стало развиваться пение именно на русском языке.

-А песню "Товарищ" кто-то сольно пел или ансамбль?

В концертах ее все пели сольно, а мы ее пели ансамблем, хором. И ею надо было обязательно открывать концерт, потому что она всем нравилась.
Тогда уже в репертуаре у нас стали появляться песни на английском языке, что уже разрешалось. Том Джонс тогда спел свою знаменитую "Дилайлу" и Бергер стал работать над этой песней. Но проблема состояла в том, что глотка у Джонса - ерихонская труба, а Леню, если он аккомпанировал себе на рояле, практически слышно не было. Что делает Бергер? Я это знаю, потому что в тот период нас селили в один номер, и я был единственным свидетелем его упражнений. Он запирался в ванной и там часами орал на "А" и на "О".Уходил на площадку раньше всех и в пустом зале пробовал голос. Иногда где-нибудь на пустыре или на природе он целенаправленно искал позицию, при которой голос приобретал дополнительную энергию и обьемность. Это продолжалось ни один месяц. И он своего добился. У него действительно открылась глотка и "Дилайлой" мы заканчивали концерт на "ура".Кто-то тогда говорил, что Бергер- советский Том Джонс, но это не верно, Бергер- советский Рэй Чарльз.
Вот если меня сегодня спросить, кто в моей жизни являлся ориентиром, примером для подражания, то безусловно одним из главнейших таких людей для меня будет, как раз, Леня Бергер. Может быть это от впечатлительности моей натуры, любая новая интересная идея меня захватывает полностью, не оставляя место ни для чего другого. Но могу точно сказать что пример Бергера, его трудоспособности, целеустремленности, его таланта и, наконец, ума и какой-то внутренней притягательности, производили на меня такое сильное впечатление, что после нашего отъезда (я уехал в Киев, а он уехал заграницу) меня ровно 17 лет преследовал один и тот же навязчивый сон, как мы вдруг встречаемся с ним в сегодняшней жизни. В разных вариантах, либо балет на льду приезжает в Австралию либо иностранные туристы, среди которых и Леня, приезжают в Киев и тому подобное.
Прекратилось это в один момент, и спасибо Алле Борисовне за эту встречу. Она пригласила Леню на свои Рождественские встречи. Мы с ним увиделись, и он меня буквально от себя не отпускал. После концерта его взяли в оборот люди поглавней меня, а мы с Асей (его женой) на моей машине объезжали друзей. Когда-то мы дружили семьями. Это Бергер убедил меня на своем примере, что для человека нет ничего невозможного. И если бы Бергер не уехал тогда, то был бы сейчас здесь такой же звездой, как, например, Леонтьев.

Москва 1989.
Бергер и Витебский.
Москва 1989.

Я передал Валентину диск с записями старых песен "Веселых ребят" периода его работы там. В частности меня интересовали подробности записи песни "Что со мной ты сделала" (Р.Майоров-М.Пляцковский).Прослушав ее, Валентин сказал следующее:

Этот момент я совершенно не помню и даже песню не узнаю. Кстати, она мне совсем не нравится. Я только различаю голоса Бергера, Петерсона и Фазылова, которые поют в унисон.


Продолжение