Валентин Витебский: жизнь под знаменем "Битлз".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Валентин Витебский: жизнь под знаменем "Битлз".

3. Киевский балет на льду.


7

Орестр Киевского балета на льду.
На переднем плане Валентин Витебский.
Орестр Киевского балета на льду.

Прилетев в Киев, я тут же написал заявление о приеме на работу в Киевский балет на льду.

-А где вы жили в Киеве?

В общежитии этого балета.Сначала я играл на бас-гитаре. Оркестр там был классического состава - симфоджаз из 26 человек.И вместо контрабаса на каких-то номерах я играл на бас-гитаре. Потом ушел гитарист и дирижер предложил мне занять освободившееся место. Ему не хотелось искать нового музыканта, которого надо было еще проверять на предмет выезда за границу. Проще было меня заставить позаниматься на гитаре, а все партии выучивались один раз и потом уже игрались годами. Это, в основном, был чес, а соло там были не сложные. Все 8 лет я там официально был гитаристом, хотя гитаристом так и не стал. Не мой это инструмент.
Я бы с удовольствием стал барабанщиком. В свободное время я садился за барабаны, а свободного времени было много, и достучался до того, что последние несколько поездок меня брали уже, как барабанщика. Что там играть на гитаре, когда играет целый оркестр? А на барабанах там кривой человек сидел, нельзя было с ним играть, и сажали меня.
Эта бандура вывезла меня в Америку.
Эта бандура вывезла меня в Америку

Работая в балете, я получил самую высшую награду для музыканта. Я поехал на 2 месяца в Америку в 1974 году. Из всего оркестра поехали только дирижер, один музыкант в качестве библиотекаря (кому-то надо ноты раскладывать американским музыкантам), и я в качестве бандуриста.
А с бандурой история такая. Когда художественный руководитель балета ставил запорожский номер, то потребовал от композитора, чтобы звучала украинская бандура.
-Помилуйте, какая бандура? У нас ничего такого нет.
-Ну, так пойдите и купите.
Режиссер приказал и все. Тут наступил мой звездный час. Дирижер мне говорит (я же был струнник):
-А ты можешь на бандуре научиться?
-Не знаю. Я же ее даже в глаза никогда не видел. Хотя научиться можно на всем.
-Вот тебе деньги, иди в магазин и покупай бандуру.
Я пошел и купил две бандуры. Одну для репетиций, а другую для концертов. И два месяца, как проклятый, сидел и рвал пальцы. Это было все другое. Это все равно как арфа. Через два месяца я сыграл 32 такта соло и мне было сказано, что я еду в Америку.
В то время американский профсоюз музыкантов не впускал в страну оркестры, давая тем самым работу своим музыкантам. Исключение делали только для народных инструментов.
У Капитолия.
У Капитолия.

Перед поездкой я решил серьезно заняться английским, которого не знал. По бергеровской системе я взял учебник Бонка и делал все упражнения подряд. И таким образом набрал какой-то багаж, чтобы можно было что-то сказать. Ведь я ехал в Америку один и сидел в американском оркестре и разговаривал с ними очень много. И никто из них не мог поверить что я не знаю английского языка. Они мне говорили, что у меня произношение какого-то района Нью-Йорка. Музыкальный слух делал свое дело.
Когда я поехал, на меня нагрузили еще и балалайку. Первое отделение я играл на гитаре в постановке "Снегурочка", а во втором отделении ждал своего момента с бандурой и играл какой-то русский номер на балалайке. Так сбылась моя мечта. Я увидел Америку тогда, когда никому из наших это еще не удалось.

-А в каких городах вы были?

Мы посетили Нью-Йорк, Трой, Филадельфию, Бостон, Вашингтон. И в Канаде - Торонто.
Для меня эта поездка была за пределами понимания того,что происходит. От первого дня до последнего, я все время ощущал, что то, чего не может быть вообще, на самом деле происходит и именно со мной. Я бывал во многих странах и не раз, но Америку я запомнил на всю жизнь.
Киев-1975 г.
Градский и Дюжиков:
-И ты, сволочь, вернулся?
Киев-1975 г.

Когда мы вернулись в Киев, там проходили большие концерты во Дворце спорта, и все наши ребята там были. Конечно, все завалились к нам в гости-Буйнов, Градский, Фокин, Дюжиков. В Москве мы с Дюжиковым очень дружили. И он тогда мне прямо сказал:
-И ты, сволочь, вернулся?
Вот что такое для нас тогда была Америка.
Я иногда бывал в Москве в тот период и обязательно приходил на концерт "Веселых ребят".Кроме того Буйнов и Леша жили тогда в одном доме. Буйнов жил в одном подъезде с Лешей, только этажем ниже.Вечно у них там собирались компании и я там торчал тоже, когда приезжал домой в Москву. Поэтому о том времени у меня эпизодические воспоминания.
Я тут почитал у вас на сайте, что вы пишете о них и, понимаю, какая жизнь была интересная, и что я пропустил. Если бы я не уехал из Москвы, то, как раз, этой жизнь и жил бы.
Работая в оркестре балета, я получил огромную пользу в смысле самообразования. Этот оркестр серьезно репетировал только во время работы над новыми постановками.В остальное время мы просто собирались на базе на 1 час для отвода глаз.
Балетные работают, как проклятые, а оркестр вечно отдыхает - это вызывало недовольство среди танцоров. Но это извечная вражда между балетными и оркестром в таких коллективах.Сами посудите - музыканты у нас были все солидные, прекрасно читали с листа и играть одно и то же каждый день просто ни к чему. У нас даже была такая шутка: "Пусть репетирует тот, кто играть не умеет". Каждый день мы собирались на репетицию на 1 час и дирижер давал мне оркестр на откуп. Им было все равно, что играть, и тут я подсуетился. Я экспериментировал и писал партии для всего состава и для отдельных групп оркестра. Мы, например, играли рок-н-ролл, а солировала виолончель.Потешно звучало, но ребята не протестовали - все равно уже собрались, не сидеть же целый час без дела.
Балет на льду.
Балет на льду.

Но мне было очень трудно заставить их играть по-другому. Эти старые джазмены все играли с тяжелым свингом. А то, что я им приносил требовало совсем другой манеры. Но, в конце концов, я своего добивался. И вот эти эксперименты мне очень помогли, когда я вернулся в Москву и начал работать музыкальным руководителем в варьете.

-А почему вернулись?

Домой хотелось. Я тянул домой, а жене там было хорошо. Она там было в полном порядке. А для меня там все было чужое. Я хотел заниматься музыкой. И естественным образом все пришло к разрыву.



Продолжение.